Феномен Спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:40, лекция

Описание работы

Вступні визначення. Про джерела і визначальні риси спорту.
Різноманіття видів спорту.
Спортивні результати як атрибут спорту. Фактори і тенденції їхньої динаміки. Типи критеріїв спортивних результатів. Історичні тенденції динаміки спортивних досягнень.
Основні функції і функціональні зв’язки спорту в системі соціальних явищ. Профілюючи напрямки і розділи в соціальній практиці спорту, їхньої особливості і взаємозв’язку.

Файлы: 1 файл

Лекція тема- Феномен спорту.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

ТИПЫ КРИТЕРИЕВ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Принятые в различных видах  спорта критерии результатов имеют свои отличия. В целом их можно условно подразделить на:

  1. «объективные»;
  2. «субъективные»;
  3. «смешанные».
  4. – сопряжены с возможно независимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров. В частности, результат измеряют в мерах пространства (длины преодолеваемых спортсменами дистанций, высоты, совершаемых прыжков, дальности бросков спортивных снарядов и т.д.), времени, затрачиваемого на выполнение соревновательного упражнения (бег, плавание, гребля, бег на коньках, велогонки и т.д.), веса перемещаемого предмета (например, тяжелоатлетической штанги). При измерениях в этих случаях используется относительно точный инструментарий, совершенствуемый по мере технического оснащения спорта (высокоточные электронные секундомеры, фотометрические устройства, другая довольно совершенная измерительная аппаратура).
  5. – называют те способы оценки спортивного результата, которые отличаются особенно значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, складывающихся у спортивных арбитров при судействе соревнований. В основе таких критериев лежат осуществляемые спортивными судьями процедуры по сопоставлению восприятий, возникающих у них по ходу и в итоге наблюдений за исполнением соревновательных действий, с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (как их представляют арбитры на основе своего опыта и исходя из требований принятых спортивно-технических руководств и правил соревнований), констатации обнаруживаемых при сопоставлении соответствий и отклонений, исчислению в зависимости от этого результирующей оценки, имеющей условные градации (в баллах или подобных величинах). На этой основе оцениваются результаты, как известно, в тех видах спорта, где особое значение придается эстетически выразительному, искусному исполнению сложнокоординационных двигательных действий, в спортивной и художественной гимнастике, акробатике, прыжках в воду, фигурном катании и т.д.
  6. – приблизительно в одинаковой мере сочетаются объективизированные и субъективные слагаемые его оценивания. Так, в игровых видах спорта активно-двигательного характера (исключая шахматный и аналогичные виды спорта) результативность относительно завершенных эпизодов и общего исхода соревнования объективизирована некоторым материально определенными признаками так называемой финальной, или целевой, точности действий (попадание мячом, шайбой либо иным игровым предметом в условную мишень – ворота, баскетбольную корзину, поражаемые части игровой площадки и т.д.), вместе с тем, исход эпизодов и всей игры оценивается арбитрами в немалой зависимости от субъективных свойств их восприятия и оценочных суждений, при определении исхода спортивных единоборств оценочные заключения арбитров в известной мере объективизируются путем учета поддающихся относительно четкому наблюдению конкретных физических признаков результативности атакующих и оборонительных действий, совершаемых соперниками по ходу контактного единоборства (общее число «действенных» ударов, нокдаун и нокаут в боксе, «уколы» в фехтовании, касание лопатками ковра или проведение болевого приема в разновидностях спортивной борьбы и т.д.).

Эволюция критериев спортивных результатов в целом шла и идет по пути их объективизации и увеличения степени точности оценочных процедур. Верному определению исхода спортивных соревнований способствует также совершенствование их правил, регламента и способов судейства.

ОБЩИЕ ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ СПОРТИВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЕЕ ТЕНДЕНЦИИ.

Спортивные результаты изменяются под влиянием многих факторов и условий. При самой обобщенной характеристике основные из них сводятся к следующим:

    • индивидуальная спортивная одаренность и степень ее реализации в процессе индивидуального развития;
    • конкретное состояние системы подготовки спортсменов в обществе, ее качество, степень сглаженности и обеспечения;
    • размах спортивного движения и коренные социальные условия его развития в обществе.

При сравнительно одинаковых общих  условиях уровень индивидуального спортивного достижения зависит прежде всего от одаренности спортсмена и степени его подготовленности к достижению.       

 

 

Основні функції  і функціональні зв’язки спорту в системі соціальних явищ. Профілюючи напрямки і розділи в соціальній практиці спорту, їхньої особливості і взаємозв’язку

 

Основные функции и  функциональные связи спорта в системе  социальных явлений.

Основы функциональной специфики  спорта.

В современной специальной литературе, посвященной характеристике социальной значимости спорта, он характеризуется как полифункциональное (многофункциональное) явление. При этом дается большой перечень его социальных функций, под которыми подразумеваются различные проявления его многогранной роли в жизни индивида и общества.

Существуют ряд специфических  функций, свойственных только спорту как  особому явлению социальной реальности, и его функциональные связи с  другими общественными явлениями  и процессами.

Из анализа исторических истоков  спорта и его отличительных черт как собственно соревновательной деятельности следует, что спорту свойственна специфическая соревновательно-эталонная функция. Выявляемые и фиксируемые в спорте достижения (в виде спортивно-технических результатов, спортивно-классификационных нормативов и, особенно, рекордов), приобретая общественное признание, служат своего рода эталонными измерителями индивидуальных и общечеловеческих возможностей. Они реализуются в спорте, а вместе с тем являются наглядными, четко выделенными ориентирами на пути реализации этих возможностей. Их «спортивный эталон» достаточно строго унифицирован, но, в отличие от иных эталонов, не остается неизменным, а прогрессирует, стимулируя тем самым прогрессирующую мобилизацию усилий спортсменов по самосовершенствованию, развитию. Это в наибольшей мере выражено, естественно, в сфере спорта высших достижений, где устанавливаются и превышаются спортивные достижения общечеловеческого масштаба на основе настойчивых усилий, связанных с самоопределение и самоутверждением личности через гуманные формы честного соперничества  и демонстрацию в нем признанных результатов.

Эталонная функция спорта теснейшим  образом спряжена с его эвристическо-достиженческой функцией. Она особенно существенна как для индивида, так и для общества. Известно, что социальная функция спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип эвристической деятельности, то есть деятельности творчески-поисковой, включающей моменты открытия, обнаружения нового. В отличие от иных типов эвристической деятельности, спортивная деятельность ориентирована не на открытие чего-то, находящегося вне человека, а на практическое выявление наших собственных достиженческих возможностей, а также эффективных средств и методов реализации их на все более высоком уровне, причем таких, в основе которых лежат деятельностные способности самого спортсмена.

Соответственно в процессе развертывания  спортивной деятельности не просто воспроизводятся  ранее достигнутые спортсменом результаты, но и реализуются возможности новых достижений, изыскиваются и воплощаются в незаурядных результатах все более действенные факторы спортивного совершенствования. Эта эвристически-достиженческа функция свойственна в той или иной мере спорту в целом. Наиболее полно она выражена в сфере спорта высших достижений. Чтобы достичь действительно выдающихся спортивных результатов претендующие на них должны найти неординарные средства, методы и условия полной мобилизации и увеличения функциональных возможностей своего организма, «полученных от природы». Также необходимо научиться наиболее эффективно использовать это, чтобы подняться на уровень спортивной работоспособности, никем ранее не достигнутый. Таким образом, спорт находит новые пути к высотам человеческих достижений. Создаваемые при этом средства и методы преобразования индивидуальных природных качеств становятся общекультурным достоянием по мере проникновения в массовую практику. Необходимо учитывать также то, что познавательные данные, приобретаемые в процессе совершенствования спортивных достижений, приобретают научное значение. Физиолог, лауреат Нобелевской премии А Хилл утверждал, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных о человеке содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах. Специфические функции спорта являются производными от самой его сущности. В них выражаются его существенные особенности как деятельности, которые развертываются  по закономерностям максимальной реализации человеческих возможностей и направленного на развития дееспособности, неуклонно преодолевающего ее кажущиеся «пределы».

Множественность функциональных свойств спорта и вариативность  их конкретных проявлений

Спорт проник в различные сферы  жизни общества. По мере его развития, становилось очевидным его многогранное социальное значение и то, что он может быть пригоден для удовлетворения разнообразных потребностей личности и общества. По этому он широко представлен сейчас в системе образования: воспитание подрастающих и взрослых поколений, в комплексе социально-здравоохранительных мер, в разнообразных сферах культурного общения и международных отношений, ряде других социальных сфер. Учитывая все это, мы можем говорить о спорте как о многофункциональном явлении.

Однако не все, в чем проявляется  влияние спорта на личность, и межчеловеческие  отношения есть его собственные функции. Правомерно говорить о функциональных связях (отношениях) спорта, объединяющих его с  другими факторами или сторонами социальной реальности.

В связи с этим необходимо рассматривать  роль спорта в качестве фактора  направленного формирования и развития индивида. При условии  органичного включения в целостную отлаженную социально-педагогическую систему спорт служит чрезвычайно действенным средством и методом многогранной воспитательной практики.

Свойственная спортивной деятельности направленность к незаурядным результатам, ее собственно соревновательный характер, неординарные требования, объективно предъявляемые ею к физическим и психическим качествам спортсмена, а также другие ее особенности позволяют использовать спорт в качестве радикально воздействующего фактора физического воспитания. Вместе с этим, спорт используется  для воспитания воли, характера, личностных свойств индивида и т.д.

Необходимо учитывать, что личностно-воспитывающий  эффект приобщения к спорту зависит  не только и часто не столько от него самого, а более всего от системы межличностных и направленных на воспитание отношений, которые складываются в сфере спорта и вокруг него.

В качестве особенно эффективного фактора  направленного воздействия на процесс  индивидуального физического развития спорт наиболее широко представлен в системе физического воспитания. Здесь его роль велика как в базовом физическом воспитании, так и в специализированных разновидностях физического воспитания, в том числе в профессионально-прикладной физической подготовке к трудовой и военно-служебной деятельности. Также надо отметить, что прикладное значение спорта в подготовке к профессиональной деятельности и в ее оптимизации не исчезает и в наше время. Это обусловлено в основном двумя обстоятельствами:

    1. количество и качество любого многолетнего профессионального труда, так или иначе, зависит от общего уровня функциональных возможностей организма, а они могут быть существенно увеличены в результате систематических занятий спортом.
    2. существуют и возникают вновь виды и разновидности спорта, как бы моделирующие на повышенном уровне те требования к способностям, умениям и навыкам, какие предъявляют определенные типы профессиональной деятельности. Такие виды и разновидности спорта соответственно и называют «профессионально-прикладными» (авиационный спорт для избирающих летные профессии, автомобильный спорт для водителей автотранспорта, военно-прикладные виды спорта для военнослужащих и т.д.).

Популярность спорта постоянно  возрастает, к нему приобщаются массы  людей, которые отличаются друг от друга по интересам, уровню подготовленности, возрасту, состоянию здоровья и в иных отношениях. Вместе с тем функции спорта в той или иной мере дифференцировались применительно к особенностям различных контингентов занимающихся, их потребностям и условиям их удовлетворения. В зависимости от этого в практике спорта возникли такие модификации, при которых типичная для собственно спортивной деятельности направленность к возможно высоким достижениям отходит на второй план. На первый выдвигаются установки иного рода. Преимущественно тут используются поддерживающие индивидуальную «кондицию» и оздоровительно-рекреативные свойства спорта. Система занятий, при этом строится в основном по типу физкультурно-кондиционной тренировки с ограниченными по масштабу и достиженческим установкам состязаниями. Такие модификации необходимо отличать от собственно спортивной деятельности со всеми присущими ей признаками.

Спорт – это зрелище и этим он интересен для всех. Из основных специфических свойств спорта проистекает его эмоционально-зрелищная действенность как собственно соревновательной деятельности. Она во многом обусловлена его эстетической привлекательностью и усиливается по расширения аудитории его болельщиков. Без болельщиков спорт не стал бы общезначительным социальным явлением. Расширению аудитории спортивных зрелищ способствовал прогресс технических средств массовых коммуникаций, особенно телевидения. Соответственно увеличилось влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Весьма существенную роль в эмоциональной действенности спортивных зрелищ играют эстетические свойства, объективно присущие спорту.

 Имея неординарные эстетические свойства, спорт привлекает внимание как явление искусства, отображаясь в различных его формах (художественно-изобразительное творчество, кинематография и др.) и в некоторой части сливается с театрализованным искусством (спортивная и художественная гимнастика, спортивные танцы на льду и т.д.).

Воздействие спортивных зрелищ на причастных к ним не однозначно и не всегда возвышающее. Его характер зависит от чистоты самого спорта, особенно от того, насколько твердо соблюдаются в нем спортивно-этические нормы и правила. Также существует зависимость от культуры и воспитанности болельщиков

Возрастает ценность спорта как фактора социализации личности, социальной интеграции и международных связей. Эти стороны социального значения спорта наибольшим образом зависят от характера и масштаба межличностных, межгрупповых и более широких общественных отношений, складывающихся в его сфере и в связи с ним.

Информация о работе Феномен Спорта