Феномен Спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:40, лекция

Описание работы

Вступні визначення. Про джерела і визначальні риси спорту.
Різноманіття видів спорту.
Спортивні результати як атрибут спорту. Фактори і тенденції їхньої динаміки. Типи критеріїв спортивних результатів. Історичні тенденції динаміки спортивних досягнень.
Основні функції і функціональні зв’язки спорту в системі соціальних явищ. Профілюючи напрямки і розділи в соціальній практиці спорту, їхньої особливості і взаємозв’язку.

Файлы: 1 файл

Лекція тема- Феномен спорту.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)

Это предусматривает не только совершенствование  всех ее компонентов, значимых на этапе  максимальной реализации индивидуальных возможностей, но и создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки. Пр этом необходимо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах в силу возрастных особенностей спортсменов и закономерностей становления спортивного мастерства не влияют существенно на уровень результата.

При создании функционального фундамента на этапах предварительной и специализированной базовой подготовки необходимо ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений. Ошибки, допущенные в этом отношении, очень трудно компенсировать на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.

Девятое направление – совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.

Здесь предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные модельные  характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствующую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса.

Анализ показывает, что это направление, опирающееся на возможности современной диагностической и вычислительной техники, в настоящее время является одним из основных резервов совершенствования системы спортивной тренировки, так как позволяет создать необходимые условия для рационального управления состоянием спортсмена и протекания адаптационных изменений, обеспечивающих соответствие уровня  подготовленности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату.

Десятое направление – динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета как общих тенденций развития олимпийского спорта, так и особенностей развития конкретных видов спорта – изменение правил соревнований и условий их проведения, применение нового инвентаря и оборудования, расширение календаря и изменения значимости различных соревнований и т.п.

 


Закономірності  і принципи підготовки спортсменів  в олімпійському спорті: загальні положення.

Целью спортивной подготовки является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Основные  задачи, решаемые в процессе подготовки:

    • освоение техники и тактики избранного вида спорта;
    • обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в данном виде спорта;
    • воспитание должных моральных и волевых качеств;
    • обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
    • приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;
    • комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена.

Данные задачи в наиболее общем виде определяют основные стороны (направления) спортивной подготовки, имеющие самостоятельные признаки:

    1. техническую;
    2. тактическую;
    3. физическую;
    4. психологическую;
    5. интегральную.

Из содержания каждой из этих сторон вытекают конкретные задачи подготовки.

1. Задачи технического совершенствования:

    • создание нужных представлений о спортивной технике;
    • овладение необходимыми умениями и навыками;
    • усовершенствование спортивной техники путем изменения ее динамических и кинематических параметров;
    • освоение новых приемов и элементов;
    • обеспечение вариативности спортивной техники, ее адекватности условиям соревновательной деятельности и функциональным возможностям спортсмена;
    • обеспечение устойчивости основных характеристик техники к действию сбивающих факторов.

2. Задачи тактического совершенствования:

    • анализ особенностей предстоящих соревнований;
    • анализ состава соперников;
    • разработка оптимальной тактики на предстоящие соревнования;
    • постоянное совершенствование наиболее приемлемых для конкретного спортсмена тактических схем;
    • отработка оптимальных вариантов тактических действий в тренировочных условиях путем моделирования особенностей предстоящих соревнований;
    • моделирование функционального состояния спортсмена, характерного для соревновательной деятельности;
    • обеспечение вариативности тактических решений в зависимости от возникших ситуаций;
    • приобретение специальных знаний в области техники и тактики спорта.

3. Задачи физической  подготовки.

    • повышение уровня возможностей функциональных систем спортсмена, которые обеспечивают высокий уровень общей и специальной тренированности;
    • развитие двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей;
    • развитие способности к проявлению физических качеств в условиях соревновательной деятельности, их «сопряженное» совершенствование и проявление.

4. Задачи психологической  подготовки.

    • воспитание и совершенствование морально-волевых качеств;
    • воспитание и совершенствование специальных психических функций спортсмена;
    • умение управлять своим психическим состоянием в период тренировочной и соревновательной деятельности.

5. Интегральные задачи подготовки – объединение в единое целое качеств, умений, навыков, накопленных знаний  опыта, преимущественно связанных с различными сторонами подготовленности.

Разделение процесса подготовки на относительно самостоятельные стороны (техническую, тактическую, физическую, психологическую, интегральную) упорядочивает  представления о составляющих спортивного  мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования. Однако, в тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно, а объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.

Следует учитывать, что  каждая из сторон подготовленности зависит  от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, обусловливает их уровень.

Возникающие в процессе спортивной тренировки задачи конкретизируются применительно к однородным группам спортсменов, командам, отдельным спортсменам с учетом этапа многолетней подготовки, типа занятий, уровня спортивного мастерства, состояния здоровья, подготовленности  и  других причин.

 

.

Средства  спортивной подготовки.

Средства спортивной подготовки – это разнообразные физические упражнения, прямо или опосредовано влияющие на совершенствование мастерства спортсменов. Состав средств спортивной подготовки формируется с учетом особенностей конкретного вида спорта, являющегося предметом спортивной специализации.

Средства спортивной тренировки – это физические упражнения. Они условно могут быть подразделены на четыре группы:

    1. общеподготовительные;
    2. вспомогательные;
    3. специально-подготовительные;
    4. соревновательные.

Общеподготовительные. К этой группе относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ним в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).

Вспомогательные (полуспециальные). Данные упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.

Специально-подготовительные. Этой группе упражнений принадлежит центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.

Соревновательные. Использование соревновательных упражнений предполагает выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований. Соревновательные упражнения характеризуются рядом особенностей.

Во-первых, при их выполнении достигаются высокие и рекордные результаты; определяется предельный уровень адаптационных возможностей спортсмена, которого он достигает в результате применения в своей подготовке общеподготовительных, вспомогательных и специально-подготовительных упражнений.

Во-вторых, сами соревновательные упражнения можно рассматривать  как наиболее удобные и объективные  наглядные модели резервных возможностей спортсмена.

Средства спортивной тренировки разделяются также по направленности воздействия. Можно выделить средства, преимущественно связанные с  совершенствованием различных сторон подготовленности – технической, тактической  и т.п., а также направленные на развитие различных двигательных качеств, повышение функциональных возможностей отдельных органов и систем организма.

 

Методы  спортивной подготовки.

Понятие «методы спортивной подготовки» включает способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение.

На практике все методы условно делят на три группы:

  1. Словесные
  2. Наглядные;
  3. Практические.

В процессе спортивной тренировки все эти методы применяются в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной подготовки. При подборе методов необходимо учитывать, чтобы они строго соответствовали:

    • поставленным задачам;
    • общедидактическим принципам;
    • специальным принципам спортивной тренировки;
    • возрастным особенностям спортсменов;
    • половым особенностям спортсменов;
    • квалификации спортсменов;
    • подготовленности спортсменов.

В спорте основная роль отводится практическим методам в силу специфических принципов спортивной деятельности.

Словесные методы, применяемые в спортивной тренировке:

  • рассказ;
  • объяснение;
  • лекция;
  • беседа;
  • анализ;
  • обсуждение.

Особенно широко эти  методы используют при подготовке квалифицированных спортсменов. Этому способствует специальная терминология, а также сочетание словесных методов с наглядными методами. Эффективность тренировок во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы:

  • правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;
  • вспомогательные средства демонстрации – учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры;
  • методы ориентирования:
    1. простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 
      2. сложные ориентиры – световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Такие устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений.

Методы практических упражнений. Данные методы условно делят на две группы:

      • Методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;
      • Методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

В любом виде спорта, особенно в сложнокоординационных, единоборствах  и играх, техническая подготовка является сложным и постоянным процессом  освоения новых элементов, связок, приемов  или совершенствования техники  с относительно стабильной структурой движений.

Информация о работе Феномен Спорта