Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Самостоятельность действий семья и школа воспитывают постепенно приучая детей начиная с дошкольного и младшего школьного возраста к самостоятельному выбору и планированию труда, выполнению работ, проверке выполненной работы и т.д. Следовательно, для того, чтобы физические упражнения стали необходимыми в жизни, уже с раннего возраста важно предъявлять определенные требования к выполнению различных движений и действий с целью улучшения своего физического состояния. Самостоятельное выполнение заданий по физической культуре стимулирует деятельность учащихся, повышает возбудимость определенной динамической структуры коры больших полушарий и т.д.

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_2.docx

— 21.52 Кб (Скачать файл)

1) Физическая культура  и спорт как социальный феномен  современного общества

Самостоятельность действий семья и школа воспитывают постепенно приучая детей начиная с дошкольного и младшего школьного возраста к самостоятельному выбору и планированию труда, выполнению работ, проверке выполненной работы и т.д. Следовательно, для того, чтобы физические упражнения стали необходимыми в жизни, уже с раннего возраста важно предъявлять определенные требования к выполнению различных движений и действий с целью улучшения своего физического состояния. Самостоятельное выполнение заданий по физической культуре стимулирует деятельность учащихся, повышает возбудимость определенной динамической структуры коры больших полушарий и т.д. 

Система физического воспитания - это исторически обусловленный  тип социальной практики физического  воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные  и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенство людей. 
Средства физической культуры

–     показателями телосложения;

-     критериями здоровья;

-     показателями развития физических качеств.

 

Основные составляющие физической культуры

Физическое воспитание 

. Спорт 

. Физическая рекреация 

Физическая реабилитация 

Социальные функции  физической культуры

Экономическая  значимость физической культуры  определяется снижением уровня  заболеваемости и травматизма  трудящихся, повышением их производительности  труда, долголетием, в том числе  и трудовым.          

 

формирование  физической культуры личности

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека.                  

 Физическое воспитание  в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием  обеспечивает всестороннее развитие  личности.

Организационно-правовые  основы физической  культуры и спорта  студенческой молодежи  России.  

 К профессиональной  педагогической деятельности в  области физической

культуры и  спорта допускаются лица, имеющие  документ установленного об-

разца о профессиональном образовании по специальности, выданный образова-

тельным учреждением, или разрешение, выданное государственным  органом

управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельно-

сти в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие

профессиональное  образование по специальности «Физическая  культура и

спорт» или  медицинское образование.

)Общая психофизиологическая  характеристика интеллектуальной  деятельности и учебного труда  студента

 

   1) противоречия  между большим объемом учебной  и  научной  информации,  и,

      дефицитом  времени на ее освоение;

   2)  между   объективно   текущим   постепенным,   многолетним   процессом

      становления  социальной зрелости будущего  специалиста  и  желанием  как

      можно  быстрее самоутвердиться и проявить  себя;

   3) Между стремлением  к самостоятельности в отборе  знаний с учетом  личных

      интересов  и жесткими рамками учебного  плана и учебных программ

      Эти   противоречия  создают  высокое   нервно-эмоциональное  напряжение,

которое  отрицательно  отражается  на  здоровье   и   физическом   состоянии

студентов.

Серьезным  испытанием  организма  является  информационная  перегрузка

студентов,  возникающая  при изучении  многочисленных  учебных   дисциплин,

научный уровень  и информационный объем, которых все время возрастает.

      Критическим   и  сложным  фактором  перенапряжения  студентов  является

экзаменационный период 0 один из вариантов стрессовой ситуации,  протекающий

в большинстве  случаев  в  условиях  дефицита  времени  и  характеризующийся

повышенной  ответственности   с   элементом   напряженности.   Отрицательное

воздействие  на  организм  усиливается  при  суммарно   влиянии   нескольких

факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают  хронический

характер.

Общие закономерности и динамика работоспособности студентов  в учебном году и основные факторы  ее определяющие

Ритмы физиологических процессов  в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный  характер. Расстояние между одинаковыми  положениями двух колебаний называются периодом, иди циклом.

Исследования показали, что  внутренние суточные ритмы животных не точно соответствуют 24-часовой  периодичности земных суток. Они  немного отличаются в большую  или меньшую сторону (чаще в меньшую). Так, для животных  они лежат в пределах 23-25 час. Такие внутренние суточные ритмы живых организмов называются циркадными (в переводе с латинского «цирка» означает около, «диес» — день, сутки).

Благодаря биоритмам живой  организм гораздо легче приспосабливается  к условиям внешней среды, которые  регулируют деятельность циклов и отдельных  их фаз. Такое действие внешних условий  на живой организм принято называть синхронизирующим, а сами факторы воздействия — синхронизаторами. К их числу относятся свет, шум, запахи, время кормления и т.д.

Многие биологические  ритмы поддаются систематизации. По длительности некоторые их них  могут совпадать с соответствующими геофизическими циклами. К таким  ритмам относятся суточные, сезонные, годовые, лунные, приливно-отливные изменения  жизнедеятельности в организмах. Благодаря им наибольшая активность и усиленный обмен веществ в организме совпадают с наиболее благоприятными для этого внешними условиями и временем суток, месяца, года.

Функциональные ритмы, обеспечивающие непрерывную жизнедеятельность  организма, как правило, имеют короткие циклы — от долей секунды до минут. К их числу относятся, например, циклы нервно-мышечного возбуждения и торможения, а также множество других процессов на уровне молекул, клеток, отдельных органов.

Важно также учитывать  и тот факт, что студенты с утренним биологическим типом активнее и  более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше  в первой половине дня, а студентам  с вечерним биологическим типом — во второй.

Если наблюдать за студентами на протяжении недели, то выявится закономерность: работоспособность падает к концу  недели, отсюда следует, что необходимо распределять занятия таким образом, чтобы на конец недели попадали уроки, требующие минимальной нагрузки со студента.

Признаки и  критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

а наш образ  мыслей и действий

.  Физиологическое  обследование  активного  отдыха  связано  с именем И.М Чеченова,  впервые  показавшего,  что  смена  работы  одних  мышц работой  других  лучше   способствует   восстановлению   сил,   чем   полное бездействие.   

Этот  принцип стал основой организации  отдыха  и  в  сфере  умственной деятельности, где подобранные соответствующим  образом  физические  нагрузки до начала умственного  труда,  в  процессе  и  по  его  окончании  оказывают высокий эффект в сохранении и  повышении  умственной  работоспособности.  Не менее   эффективны   ежедневные    самостоятельные    занятия    физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в  коре  больших полушарий  мозга   возникает   «доминанта   движения»,   которая   оказывает благоприятное  влияние  на  состояние  мышечной,  дыхательной  и   сердечно- сосудистой систем, активизирует сенсомоторную  зону  коры,  поднимает  тонус всего организма,  Во  время  активного  отдыха  эта  доминанта  способствует активному протеканию восстановительных процессов. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов  занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной  паузы проявляется при 10-минутной ее проведении в повышении работоспособности  на 10%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.

Регулирование работоспособности , профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года

 

Позитивный характер изменений  умственной работоспособности достигается  во многом при адекватном для каждого  индивида использовании средств  физической культуры, методов и режимов  воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учебе и спортивном совершенствовании.  

На занятиях физического воспитания, проводимых первой парой, целесообразно  использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС = 110130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 50-60%. Основное назначение таких занятий - обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

В случае, когда урок физического  воспитания проводится на 3-4-й паре, ЧСС не должна превышать 150-160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесооб-разно.

.        В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).

Физическое воспитание студентов  включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечеб-ное.

Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и др


Информация о работе Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества