Зубные пасты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 05:04, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является актуальной, так как выбор зубной пасты – это ответственный этап, потому что от этого выбора зависит здоровье зубов и десен. Так как в наше время много разных зубных паст, то очень тяжело определиться с выбором. Для того чтобы сделать хороший и полезный выбор, надо уметь ориентироваться в составах разных зубных паст. Целью работы является изучение состава и свойств зубных паст. Для достижения этой цели необходимо поставить задачи: - рассмотреть характеристику зубных паст, - выявить особенности зубных паст, - подготовить образцы зубных паст и провести эксперименты по изучению их состава.

Файлы: 1 файл

курсовик новый.docx

— 549.19 Кб (Скачать файл)

Загрузка емкостей сыпучими материалами полностью автоматизирована с помощью следящей системы, непрерывно контролирующей массу материала в емкости. Отделение приготовления зубной пасты имеет несколько независимых одна от другой линий, на которых можно вырабатывать одновременно различные виды зубной пасты.

Каждая линия приготовления состоит из следующего оборудования: расходных емкостей для сыпучего сырья 1 вместимостью 12 м3, установленных на тензометрических весах реактора 3 для зубной пасты вместимостью 3 м3, автоматической системы загрузки жидких компонентов, насоса 6 для выгрузки зубной пасты из реактора, вакуум-насоса 5, бункеров для готовой зубной пасты 4, снабженных насосами 6 для подачи зубной пасты на фасовку.

Реактор снабжен системой мешалок, обеспечивающих перемешивание во всем объеме и образование зубной пасты с высокой степенью дисперсности и стабильную при длительном хранении.

Каждая линия зубной пасты имеет свой щит с программным управлением. Загрузка основного жидкого сырья (воды, глицерина, парфюмерного масла) и сыпучих компонентов (мела и связующего вещества), включение разрежения, обогрева и охлаждения производится по программе, заданной со щита управления, которые установлены непосредственно на технологических площадках.

В течение всего процесса приготовления в реакторе поддерживается вакуум, что значительно улучшает качество зубной пасты и сокращает процесс производства.

После загрузки жидкого сырья в реактор под уровень жидкости засасываются сыпучие компоненты. Такая загрузка сыпучего сырья обеспечивает хорошее смешивание и резко снижает запыленность цеха. Небольшие добавки засасываются в реактор из передвижных емкостей 2 с помощью разрежения. Схема дозирования жидкого и порошкообразного сырья и применяемая аппаратура упрощают технологическую схему подачи сырья, загрузки его в аппарат, позволяют механизировать этот процесс, сокращают затраты ручного труда. Всего в установке пять технологических линий. Общая производительность установки 24 т зубной пасты при двухсменной работе, или более 1 млн. туб в сутки.

1.5 Перечень и  характеристика потребительских  свойств

Зубные пасты  придают красивый внешний вид и здоровое состояние зубам, поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Они очищают, укрепляют, защищают, устраняют воспалительные процессы.6 Потребительские свойства зубных паст  в целом можно разделить на следующие основные группы (Приложение В):

- эргономические;

- надежность; 
- эстетические; 
- безопасность.

Эргономические свойства, удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителей. Они характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Пасты зубные характеризуются такими основными эргономическими свойствами: вкус, удобство пользования, оптимальность упаковки.

Надежность паст зубных  связана, прежде всего, с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Срок годности отечественной косметики определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве косметических средств сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства.7

Эстетические свойства  призваны удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями этих свойств для зубных паст  являются внешний вид, цвет, запах, дизайн упаковки, информативность упаковки, стилевая направленность. Стиль паст зубных отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Фирменный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров особенно проявляется в художественном оформлении упаковки. Отечественные производители уделяют большое внимание созданию своего фирменного стиля и достигли в этом направлении больших успехов, например товары «Невской косметики», концерна «Калина»,  «Свободы» легко узнаваемы по единому дизайну, присущему только им.8

Безопасность паст зубных  зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления. На каждом этапе жизненного цикла в товарах могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности  проводят комплекс испытаний. Для химических показателей комплекс испытаний включает определение водородного показателя (кислотного числа или содержания щелочи). Все эти показатели определяют воздействие  на полость рта. Норма  по значению  рН для зубных паст представлена в таблице 1.

Таблица 1- Требования к водородному показателю рН

Вид продукции

Нормы рН

зубные пасты

5,5-10,5

эликсиры

3,0-9,0


 

В зубных пастах  не должны содержаться токсичные элементы – свинец, ртуть и мышьяк. 
 

1.6 Требования  к маркировке и упаковке, транспортированию  и хранению, качеству зубной пасты

Упаковка, маркировка, условия хранения и транспортирования  паст зубных  должна соответствовать  требованиям п.3.4. ГОСТ  7983-99 и СанПиН 1.2.676-97 «Гигиенические требования к производству, качеству и безопасности средств гигиены полости рта» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 октября 1997 г. N 24).

Требования к маркировке и упаковке:

1. Упаковка должна обеспечивать  сохранность свойств готовой  продукции в течение установленных сроков годности и удобство использования. 
 2. Оформление упаковки должно быть единым для каждой партии продукции. 
 3. Требования к упаковке и маркировке средств гигиены полости рта определены ГОСТом 28303 и ИСО 11609. 
 4. Лаковое покрытие алюминиевых труб, используемых для упаковки средств гигиены полости рта, не должно иметь нарушений целостности в течение срока годности продукции и удовлетворять требованиям ТУ 1417 – 002 – 00333776 – 93.

5. Маркировка и упаковка  потребительской и транспортировочной  тары должны быть четкими, недвусмысленными.

6. На потребительской таре со средствами гигиены полости рта должно быть указано: наименование средства гигиены полости рта, фирменное название, наименование и адрес изготовителя (или основного поставщика), страна происхождения продукции, номер партии или серии, наименование основных ингредиентов, дата изготовления и срок годности, либо дата истечения срока реализации (в этом случае на упаковке должно быть указание: использовать до… или годен до…), объём нетто (мл) и (или) масса (г), массовая доля  фторида (для фторсодержащих зубных паст), обозначение настоящего стандарта (если это предусмотрено законодательными документами страны-изготовителя), информация об эффективном применении  и меры предосторожности.

7. Маркировка на потребительскую  тару должна быть нанесена  трудносмываемой краской на русском языке непосредственно на ее поверхность или типографским способом на этикетку, прочно приклеенную на тару.

8. Требования, изложенные  в пунктах 7.5, 7.6, 7.7, распространяются  на все ввозимые из-за рубежа  средства гигиены полости рта. Допускается исполнение маркировки на языке страны-изготовителя при условии сопровождения каждой индивидуальной упаковки листком-вкладышем на русском языке.

9. На упаковке допускается  наличие знаков одобрения стоматологической ассоциаций или ведущих стоматологических институтов при наличии соответствующих разрешений с их стороны.

Требования к транспортированию и хранению:

1. Запрещается реализация  средств гигиены полости рта  с истёкшими сроками годности.

2. Реализуемые изделия  для гигиены полости рта  жидкие хранятся при температуре от плюс 50С до плюс 250С, средства гигиены полости рта густой консистенции, порошкообразные, компактные, кристаллические и воскообразные изделия хранятся при температуре от 00С до плюс 250С в крытых складских помещениях в упаковке изготовителя в соответствии с действующими ТНПА.

3. Не допускается хранение  средств гигиены полости рта  под непосредственным воздействием солнечного света, на расстоянии менее 0,5 м от включённых отопительных приборов.

4. В случае если средства гигиены полости рта  должны храниться в условиях, отличных от указанных, это должно быть указано в технической документации на средство гигиены полости рта и на потребительской упаковке.

5. Запрещается реализация средств гигиены полости рта в предприятиях торговли и объектах мелкорозничной сети при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения.

6. Перевозка средств гигиены  полости рта осуществляется всеми  видами транспорта в соответствии с правилами перевозок для соответствующего вида транспорта. Условия перевозки должны соответствовать условиям хранения продукции.

Требования к качеству:

Качество зубной пасты  должно соответствовать требованиям ГОСТ  7983-99. При экспертизе качества зубной пасты  проверяют органолептические и физико-химические показатели. К органолептическим показателям качества зубной пасты относятся: внешний вид, цвет, запах, вкус. Из физико-химических показателей ГОСТом 7983-99 нормируются: микробиологическая частота, водородный показатель, массовая доля суммы тяжелых металлов, массовая доля фторида, масса фторида, абразивность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

В данной работе было проведено исследование  качества трёх образцов зубной пасты: Blend-a-med (3D WHITE fresh) -1 образец, Colgate (Maximum Cavity Protection) - 2 образец и Новый жемчуг (Бережное отбеливание). Оценка качества зубной пасты проводится по двум группам показателей: органолептическим и физико-химическим, которые должны соответствовать требованиям и нормам для косметики на эмульсионной основе, указанным в ГОСТ 29188.2-91 «Изделия парфюмерно- косметические. Правила приёмки, отбора проб, методы органолептических испытаний»9 (приложение Г).

Таблица 2  - Стандартные органолептические и физико-химические показатели зубной пасты

Наименование показателя

Характеристика и норма для зубной пасты

Внешний вид

Однородная  масса, удерживающаяся на поверхности зубной щетки, не проникая внутрь щетины (за исключением случаев, когда неоднородность массы и иная консистенция обусловлены рецептурой или заявлены изготовителем

Цвет

Свойственный цвету  пасты данного наименования

Запах

Свойственный запаху пасты данного наименования

Вкус

Свойственный вкусу пасты данного наименования

Микробиологическая  чистота: 
 
Общее количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов, КОЕ/1 г, не более 
Семейство: 
enterbacteriaceae, КОЕ/1 г 
Pseudomonas aeruginosa, КОЕ/1 г 
Staphylococcus aureus, КОЕ/1 г 
Плесневые  грибы  и дрожжи, КОЕ/1 г 

 

 

 

 

 

1+102 

Отсутствие 
Отсутствие 
Отсутствие 
Отсутствие

Массовая доля суммы  тяжелых металлов, %, не более

0,002

Водородный показатель

5,5-10,5

Массовая доля фторида ( в расчете на молярную массу фтора), %

0,05-0,15

Масса фторида ( в расчете на молярную массу фтора) в единице упаковки, мг, не более

300

Абразивность

Выдерживает испытание по 6.10


 
2.1 Товароведная характеристика

Образец 1 – Зубная паста Blend-a-med (3D WHITE fresh). Паста упакована в пластмассовую тубу объёмом 50 мл. Верхняя часть тубы запаяна швом с номером и изображением даты, до которой продукт годен (01.11.2012). Нижняя часть упаковки снабжена завинчивающейся крышкой. На лицевой стороне нанесена печать с изображением наименования торговой марки изготовителя, наименования самого продукта и рекламной информацией. На другой стороне также отображена рекламная и другая информация полезная для потребителя. Надписи - на двух языках (русский и английский).

 

 

 

Рисунок 2 – Зубная паста(3D WHITE fresh) торговой марки Blend-a-med

Образец 2- Зубная паста Colgate (Maximum Cavity Protection). Паста упакована в пластмассовую тубу объёмом 50 мл. Верхняя часть тубы запаяна швом с номером, но без изображения даты, до которой продукт годен. Нижняя часть упаковки снабжена завинчивающейся крышкой. На лицевой стороне нанесена печать с изображением наименования торговой марки изготовителя, наименования самого продукта и рекламной информацией. На другой стороне отображены рекламная и другая информации, полезная для потребителя. Надписи - на английском языке.

Рисунок 3 – Зубная паста (Maximum Cavity Protection)  торговой марки Colgate

Образец 3 –  Зубная паста «Новый Жемчуг». Паста упакована в жестяную тубу объёмом 75 мл. Верхняя часть тубы запаяна швом с изображением даты, до которой продукт годен (10.11.2012). Нижняя часть упаковки снабжена завинчивающейся крышкой. На лицевой стороне нанесена печать с изображением наименования торговой марки изготовителя, наименования самого продукта, рекламной информацией. На другой стороне отображено то же самое. Надписи – на русском языке.

 

Рисунок 4 – Зубная паста «Новый Жемчуг»

Описание упаковки образцов отражены в таблице 1.

Таблица 3 – Информация на упаковке

Перечень данных

Blend-a-med (3D WHITE fresh)

Colgate (Maximum Cavity Protection)

Новый жемчуг (Бережное отбеливание)

Наименование изделия

+

+

+

Изготовитель, юридический адрес

+

+

+

Товарный знак

+

+

+

Масса (объем)

+

+

+

Состав (ингредиенты)

+

+

+

Условия хранения

-

-

+

Срок годности

+

+

+

Дата изготовления

+

-

+

Информация о работе Зубные пасты