Устройство, планировка торгового зала и повышение эффективности организации размещения отделов в магазине «Квартал вкуса» за счет перепл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Задача размещения отделов (секций) в торговом зале - вынудить покупателей двигаться по всему магазину и покупать больше товаров, чем они запланировали. Однако проблема состоит в том, чтобы определить, какой порядок движения и какая последовательность размещения отделов может обеспечить рациональное распределение познавательных ресурсов посетителей в торговом зале. Поэтому при принятии решения о размещении отделов в магазине необходимо учитывать общие образцы поведения покупателей, их привычки и предложения, а также, по возможности, специфические особенности основного контингента посетителей.
Не только торговый зал, но и все подсобные помещения должны быть расположены в определенном порядке для того, чтобы обеспечить бесперебойный торгово-технологический процесс в магазине.
Целью данной курсовой работы является изучение устройства и планировки гастронома «Квартал вкуса».

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.67 Кб (Скачать файл)

3. Метод эксперимента. Сущность  метода заключается в получении  информации, основывающейся на изучении  процессов и явлений,  происходящих  с объектом исследования под  воздействием заранее заданных  и контролируемых  факторов, искусственно  введённых в исследуемый объект  или окружающую среду. Метод  был  использован для решения выбранной проблемы с помощью разработки плана перепланировки торговых отделов в соответствии с направлением движения покупателей по магазину.

4. Аналитический метод. Сущность  аналитического метода заключается  в разложении исследуемого процесса  или явления на его составные  части. Метод использовался для  изучения теоретических аспектов  организации планировки  магазина.

Методы исследования играют большую роль в эффективной работе любой организации, так как позволяют определить проблемные участки  в самых важных звеньях функционирования организации. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.

В ходе исследования данной темы была составлена матрица «Контрольные вопросы – задачи исследования», в которой отражена цель работы, основные положения, необходимые для достижения поставленной цели и раскрытия всех ее аспектов.

 

Особенности планировочного решения торгового зала магазина «Квартал вкуса»

Торговый зал является основным помещением магазина. Здесь покупатели отбирают выставляемые для продажи товары, рассчитываются за них, получают дополнительные услуги.

Устройство и планировка торгового зала магазина «Квартал вкуса» соответствует его функциям и разработано с учетом следующих требований:

- создание условий для  перемещения товаров из помещений  для их хранения и подготовке  к продаже к местам выкладки  и размещения;

- эффективного использование  площади торгового зала при  размещении торгового оборудования;

- обеспечения свободного  движения потоков покупателей;

Рациональной организации расчетных операций.

Данный магазин прямоугольной конфигурации, которая обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров. Это помогает покупателям хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колонами и стеллажами в торговом зале. Чем больше расстояние между колонами, тем эффективнее используется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования.

Величина сетки колонн данного магазина составляет 3-6 метров.

Так как продажа происходит по методу самообслуживания, то имеется один вход и один выход из магазина.

Различают три варианта линейной планировки:

- продольная;

- поперечная;

- комбинированная.

Данный магазин имеет продольную линейную планировку, так как осуществляется продажа по методу самообслуживания.

 

 

 

Каким образом расположены отделы в магазине .

 

 

Магазин «Квартал вкуса» состоит из нескольких отделов:

  • хлеб и мучные изделия;
  • молоко и молочные продукты;
  • фрукты и овощи;
  • безалкогольные напитки;
  • алкогольные напитки;
  • консервы;
  • кондитерские изделия;
  • макаронные изделия и бакалея;
  • колбасный отдел;
  • непродовольственные товары и т.д.

Сразу после входа в магазин расположены отделы бытовой химии , соков и безалкогольных напитков – товары импульсного спроса.

Далее следует отдел «Овощи-фрукты». Чаще всего этот отдел располагают сразу после входа в магазин, в начале маршрута движения покупателей. Эта продукция, как правило, считается высокорентабельной. При правильном оформлении помогает создать у покупателя ощущение праздника уже при входе в магазин. И это очень важно.

После отдела «Овощи-фрукты» расположены отделы «Бакалея», «Молочная продукция» и «Хлебобулочная продукция». В общем перечне продовольственных товаров ассортимент бакалейных товаров занимает значительное место и весьма разнообразен. Отдел «Молочная продукция» обеспечивает магазину 15% его товарооборота, следовательно, он занимает порядка 15% его торговой площади.

Далее - «Гастрономия». Товары отдела «Гастрономия» в большинстве своём относятся к товарам постоянного спроса. Поэтому отдел расположен в третьей четверти торгового зала.  Прилавки располагаются по периметру торгового зала в непосредственной близости от мест хранения, обработки и подачи в зал гастрономической продукции. Отдел гастрономии – один из немногих, где широко практикуется обслуживание покупателя через прилавок.

«Алкогольные напитки» – особый товар с точки зрения продвижения. Алкоголь представлен широкой линейкой продукции. Отдел алкогольных напитков расположен в прикассовой зоне.

 

 

 

 

3.Проблемы с  размещением отделов

Планировка торгового зала может считаться удачной, если достигнуто равновесие между комфортом при движении покупателей и эффективным использованием торгового пространства.

Свободный доступ к товару повышает оборот на 30-70%, а плохой обзор, отсутствие доступа могут снизить оборот вдвое. Необходимо дать покупателю возможность свободно передвигаться, даже с сумками и тележками, не допускать заторов, толкучки у прилавков, а также образования очередей. Очень узкие проходы, в которых невозможно разойтись, раздражают покупателей, и они могут уже не вернуться в магазин. Исходя из пропорций среднего человека, были установлены следующие минимальные значения ширины проходов:

1.         минимальное расстояние для прохода одного покупателя с ручной кладью составляет 0,875 м;

2.         для того, чтобы один человек имел возможность нагнуться к нижней полке, необходимо пространство в 1 м;

3.         для того, чтобы два человека с корзинами в одной руке успешно разошлись в проходе, требуется 2,05 м.

Однако многие специалисты не рекомендуют делать проходы шире 2,8 м, т.к. в этом случае человек, совершая покупку, будет придерживаться какой-то одной стороны. Это может привести к тому, то покупатель осмотрит только половину товаров, либо ему потребуется дополнительное время, чтобы ещё раз пройти по тому же ряду в обратную сторону, чего он, скорее всего, делать не станет.

 

 

3.2 Пути совершенствования устройства  и планировки помещений магазина

Проведенное исследование планировки оборудования помещений магазина «Квартал вкуса» позволило сделать следующие выводы:

-помещения для хранения товаров  в рассматриваемом магазине по  своему устройству отвечают требованиям  рационального хранения необходимого  запаса товаров, а также оснащены  соответствующим технологическим  оборудованием;

-торговые помещения непосредственно  связаны с помещениями для  хранения и подготовки товаров  к продаже, что обеспечивает оперативное  пополнение товарных запасов  в торговом зале, используя кратчайшие  пути движения товаров;

-торговый зал связан с помещениями  для приемки товаров кратчайшим  путем, что особенно важно при  поступлении в магазин товаров  в таре-оборудовании;

-торговый зал имеет большой  периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения  возможности установки торгового  оборудования, стены имеют блестящую  поверхность, поверхность полов  ровная, нескользкая, влагоустойчивая  и прочная.

-искусственное освещение торгового  зала равномерное, яркое и имеет  благоприятный спектральный состав.

-планировка узла расчета обеспечивает  беспрепятственное направление  движения покупательских потоков, исключает встречные потоки.

-административно-хозяйственные помещения  магазина расположены удобно  для всех работников;

-магазин «Квартал вкуса» в полной мере оснащен организационной техникой(компьютеры, подключенные в сеть, факс, модем, принтеры, ксерокс).

Однако, кроме достоинств в ходе проведенного исследования были выявлены и недостатки:

-площадь магазина используется  неэффективно, так как значительная  её часть предназначена не  для обслуживания покупателей, а  для выполнения функций складского  звена. Например, в зарубежной практике  приемлемым является соотношение  торговых и вспомогательных площадей 3:1, в магазине «Квартал вкуса» наоборот 1:2. То есть магазин «Квартал вкуса» имеет значительный резерв повышения торговой площади в общей площади магазина за счёт сокращения складских помещений.

-коэффициент установочной площади  находится на низком уровне. Это  свидетельствует о перегруженности  торгового зала установочным  оборудованием и поэтому требуется более рационального размещения оборудования.

-коэффициент использования площади  торгового зала под выкладку  товаров довольно высок, это говорит  о том, что торговый зал перенасыщен  выкладкой;

-необходимо также улучшить организацию  и обслуживание рабочих мест, что должно обеспечивать персоналу  магазина благоприятные условия  для эффективного использования  рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда.

По итогам проведенного изучения устройства, планировки и оборудования магазина вносятся следующие предложения по их совершенствованию:

-целесообразно произвести перепланировку  складских помещений, то есть уменьшить площадь складских помещений, что позволить увеличить площадь торгового зала;

-произвести более рациональное  размещение оборудования;

-оптимизировать выкладку товаров в торговом зале (многие товары должны располагаться на полу, без применения поддонов, стендов), что позволит сократить перегруженность торгового зала установочным оборудованием;

-усовершенствовать расчетные операции  с покупателями путем использования  более совершенного кассового  оборудования.

В ходе перепланировки магазина «Квартал вкуса» и освобождения площадей для установки нового оборудования предлагается увеличить объем торгового зала, за счет уменьшения складских помещений.

При этом в целом, совершенствование планировки магазина «Квартал вкуса» и размещение товаров будет направлено на:

-повышение коэффициентов установочной  площади, коэффициента выкладки  товаров;

-повышение удельного веса торговой  площади в общей площади магазина;

-выбор оптимального режима работы  предприятия и организации труда.

Переоборудование помещений для хранения товаров в торговые площади позволит преобразовать резервный запас товаров в выставочный запас магазина, что будет способствовать росту товарооборота и повышению качества торгового обслуживания покупателей.

Исследования показывают, что при повышении доли торговой площади в общей площади магазина на 1 % товарооборот магазинов самообслуживания увеличивается на 0,3-0,4 %, а эффективность использования трудовых и материальных ресурсов - на 0,07-0,08 %.

При этом размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

Для установления взаимосвязи между различными технологическими зонами рассматриваемого магазина важно учитывать емкость торгового оборудования и количество разновидностей представляемых товаров. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров.

Товары следует доставлять в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.

Оптимизацию оснащенности рассматриваемого магазина следует осуществлять в следующих направлениях:

-обеспечить соответствие оборудования  товарному профилю и размерам  торгового зала магазина;

Информация о работе Устройство, планировка торгового зала и повышение эффективности организации размещения отделов в магазине «Квартал вкуса» за счет перепл