Формирование ассортимента косметических товаров в торговых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

В глубокой древности египтянки красили волосы, смазывалитело благовонными мазями, подкрашивали кожу лица, делили маникюр и педикюр. Специалистами по косметике считались жрецы, владеющие искусством изготовления красок и других косметических средств. В египетских захоронениях в больших количествах находят сосуды для хранения белил и румян. Дело в том, что в загробный мир полагалось брать семь сортов притираний и две краски для лица — черную и малахитовую. До наших дней дошла мода египетских красавиц — удлинять глаза с помощью темной линии вдоль века по направлению к виску. Египтянки использовали ядовито-зеленый карандаш из растертого малахита, позже — черную краску из жженой слоновой кости и древесного угля.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Gorobets-2.docx

— 151.33 Кб (Скачать файл)

Косметика настоящего времени  имеет несколько направлений: косметика консервативная, лечебно-профилактическая и декоративная, которой занимаются врачи-дерматологи, а также косметика оперативная, хирургическая.

 

 

 

 

1.Теоретическая  часть

1.1.Понятие  косметики.

        К косметическим товарам относят  средства, предназначенные для очищения, защиты кожи человека и придания  привлекательного внешнего вида.

Для производства косметических  изделий применяется широкий  ассортимент разнообразного сырья, который непрерывно расширяется. Это  растительные и животные жиры и продукты их переработки, белки, минеральные  соли, аминокислоты, витамины, экстракты  лечебных трав, фруктовые и овощные  соки, пчелиный мед и многие другие полезные и активно действующие вещества.

Ассортимент косметических  товаров очень разнообразен по функциональному  назначению: средства гигиенические, косметические, декоративные, защитные, лечебно-профилактические и специальные. К группе гигиенических  средств относят моющие и очищающие  средства. В группу косметических  средств входят средства по уходу за кожей, улучшающие ее состояние и внешний вид. Декоративную функцию выполняют средства, позволяющие придать привлекательность внешнему облику человека – губная помада, тушь для ресниц, лак для ногтей и др. Защитными свойствами обладают средства, призванные предохранять кожу от вредного воздействия окружающей среды. Лечебно-профилактические средства обладают профилактической функцией, рекомендуются при повышенном потоотделении, угревой сыпи, перхоти и т.д. К специальным средствам относят депилятории, отбеливающие кремы, кремы для массажа. Часто косметические средства выполняют одновременно несколько функций – сочетают косметическую и декоративную, гигиеническую и защитную и т.д.

Косметические товары разделены на следующие группы: средства по уходу за кожей лица и тела; средства по уходу за волосами и  кожей головы; средства декоративной косметики. Все они в широком  ассортименте представлены на российском рынке производителями как зарубежных, так и отечественных кампаний. Крупнейшими производителями импортной косметики являются фирмы: “L’Oreal” (Франция), “Procter&Gamble” (США), Revlon (США), Florena, Londa, Wella, Schwarzkopf (Германия), “Oriflame”(Швеция), Lumene (Финляндия). Насыщенность российского рынка импортными товарами, высокие цены товаров известных западных фирм, низкое качество дешевых подделок вынудили отечественных производителей повысить конкурентоспособность своей продукции. В настоящее время в России более 120 кампаний занимаются производством парфюмерно-косметических товаров. Среди них давно известные фирмы, и много новых, но уже хорошо зарекомендовавших себя фирм: АО «Свобода», «Рассвет», «Новая заря», «Линда», «Гармония плюс» (Москва),  концерн «Калина» (бывшие «Уральские самоцветы» Екатеринбург), «Северное сияние», «Невская косметика», «Грим», Невская фабрика косметики «Элона», АО «Фитотехнолог» (Санкт-Петербург), ЗАО «Мирра Люкс», «Грин-мама», АО «Садко-Ц», «Саша» и др.

Доля отечественных  косметических товаров на потребительском  рынке России сегодня достаточно высока и постоянно увеличивается. По оценке специалистов, каждый третий российский покупатель предпочитает приобретать отечественную косметику, т.к. цены на нее значительно ниже,  чем на импортную и доверие к качеству остается высоким благодаря строгим требованиям ГОСТов. Многие российские предприятия выпускают продукцию, которая по своим свойствам и внешнему оформлению вполне может составить конкуренцию широко рекламируемой импортной косметике. Немаловажным фактором предпочтения российской косметики является особенности резко-континентального климата нашей страны, в связи, с чем рецептура отечественной косметики отличается от традиционной импортной.

 

Новые научно-исследовательские  мероприятия, освоение новых технологий, художественное оформление, рекламные  мероприятия, современный подход к  товарной информации и др. исследования способствовали увеличению конкурентоспособности отечественной парфюмерно-косметической промышленности, повышению спроса на отечественный товар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Потребительские свойства косметических товаров.

Косметические товары придают красивый внешний вид  и здоровое состояние коже и волосам  и поэтому имеют большое гигиеническое, эстетическое и психологическое  значение. Они очищают, увлажняют, питают, укрепляют, защищают от неблагоприятных  факторов природы, устраняют воспалительные процессы. Потребительские свойства косметических средств в целом можно разделить на следующие основные группы:

-функциональные;

-эргономические;

-надежность;

-эстетические;

-безопасность.

Функциональные  свойства, определяющие эффективность действия средства, наиболее важны для потребителя. В зависимости от назначения косметических средств, функции, выполняемые ими, имеют особенности: например для шампуней - это моющая, пенообразующая способность, для дезодорантов - устранение пота, для лака для ногтей – высыхаемость, для декоротивной косметики - цвет и др. Важнейшими функциональными свойствами косметических средств являются:

Очищающая способность, которая характеризуется моющей способностью (для мыла и гелей), очищающим действием (для молочка, лосьонов), тонизирующей способностью (для тоников), отшелушивающей способностью (скрабы, которые удаляют с поверхности кожи ороговевшие чешуйки и способствуют более глубокой очистке).

Косметические свойства, проявляются через внешний видимый эффект улучшения состояния кожи и волос, благодаря увлажнению, питанию, регенерации, улучшению обменных процессов в коже, в результате чего повышается упругость и эластичность кожи, улучшается ее цвет, разглаживаются морщины. В качестве увлажняющих веществ наиболее часто применяют гиалуроновую кислоту и органические гидроксикислоты (яблочную, лимонную, молочную). Их действие связано с образованием на поверхности кожи эластичной пленки, которая ограничивает испарение влаги, способствуя тем самым ее сохранению. В качестве питательных компонентов предлагаются витамины (А, F, Е), дрожжевые комплексы, липосомы.

Защитные  свойства, обеспечиваются благодаря солнцезащитным добавкам, добавкам, обеспечивающим защитный фактор старения (средства для загара), добавки обеспечивающие защиту от низких температур (кремы, предназначенные для применения в холодное время года).

лечебно-профилактические свойства, обладают антисептическим  действием (средства для ухода за ногами, антиперспиранты), очищающим  и обезжиривающим действием (средства от угревой сыпи), антисеборейным действием (лечебные шампуни для волос).

Специальные свойства, заключаются в отбеливании кожи, способности сжатия пор (дезодоранты - перспиранты), депиляции (удаление волос химическим или механическим путем).

Эргономические  свойства, удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителей. Они характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Эргономические свойства косметических товаров определяются консистенцией; упаковкой; приспособлениями, облегчающими пользование косметическими товарами и др.

Надежность косметических товаров связана, прежде всего с их сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности косметики должен вызвать внимательное отношение к ее составу, и прежде всего к виду и количеству консерванта. Срок годности отечественной косметики определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве косметических средств сложилась практика установления срока годности самим изготовителем, который исходит из рецептуры средства.

Таблица 1. Срок хранения косметических товаров.

Наименование  продукции

Срок годности, мес.

Кремы: для рук, ног, лица

12

Жидкие кремы и биокремы

6

Кремы для бритья

12

Губная помада

18

Блеск для губ

12

Бальзам для губ

12

Тушь для ресниц

12

Карандаш для бровей и  век

18

Румяна, тени, пудра порошкообразные

18

Краски для волос кремообразные

12

Шампуни, красящие и оттеночные шампуни

12

Мыло туалетное

6

Мыло жидкое туалетное

18

Зубные пасты, зубной порошок, зубной элексир

12

Дезодоранты тела

12

Средства, дезодорирующие и ароматизирующие для ванн

12

Лак для волос

12


 

Не рекомендуется  использовать косметические средства с истекшим сроком годности.

Эстетические  свойства косметических товаров призваны удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями этих свойств являются внешний вид, цвет, запах, дизайн паковки, информативность упаковки, стилевая направленность. Стиль косметических товаров отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Фирменный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров особенно проявляется в художественном оформлении упаковки. Отечественные производители уделяют большое внимание созданию своего фирменного стиля и достигли в этом направлении больших успехов, например изделия «Невской косметики», концерна «Калина», «Грин Мамы», «Грима», «Свободы» легко узнаваемы по единому дизайну, присущему только им.

Безопасность косметических товаров зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления. На каждом этапе жизненного цикла в косметических товарах могут протекать те или иные процессы , которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности косметических товаров проводят комплекс испытаний. Для химических показателей комплекс испытаний включает определение водородного показателя (кислотного числа или содержания щелочи). Все эти показатели определяют воздействие косметических средств на кожу и волосы. В зависимости от вида косметики значения их различны (табл.3).

Таблица 2. Требования к водородному показателю рН:

 

Вид продукции

Нормы рН

Для ухода за кожей:

кремы, эмульсии, молочко, маски,

гели, желе

лосьоны, тоники

 

4,5-9

5,5-7,5

1,2-8,5

Средства  для принятия ванн и душа:

соли для ванн

средства пеномоющие

мыло жидкое

 

7,0-9,0

5,5-7,0

6,0-10

Дезодоранты:

в аэрозольной упаковке

гелеобразные, кремообразные

 

5,0-7,0

4,0-8,1

Депиляторы:

10,5-12,5

Средства  для ухода за волосами:

шампуни

ополаскиватели, бальзамы, кондиционеры

лаки

гели, лосьоны

краски для волос

шампуни и бальзамы оттеночные

хна и басма

средства для осветления

 

5,0-8,5

2,7-7,5

не нормир.

5,5-7,5

8,5-11,5

3,5-7,0

4,0-6,0

3,0-8,5


 

В косметических средства не должны содержаться токсичные элементы – свинец, ртуть и мышьяк (или их содержание ограничивается).

В процессе производства, фасовки, применения и хранения косметические  средства могут быть в различной  степени загрязнены микроорганизмами, которые могут продолжать развиваться  и привести к порче косметическое  средство. Более того, микроорганизмы из кремов, шампуней могут попасть  на кожу человека и вызвать гнойные  и угревые воспаления кожи и др. негативные явления. Поэтому большинство косметических средств проверяют на микробиологическую безопасность. Для подавления развития микроорганизмов в состав косметической продукции вводят ингибиторы, консерванты.

Все косметические  изделия представляют собой сложную, многокомпонентную систему, в состав которой входят жировые, структурообразующие, поверхностно-активные вещества, эмульгаторы, наполнители, красители, специальные  добавки (антимикробные, фотозащитные , антиоксиданты и др.), биологически активные вещества (витамины, экстракты трав, коллагены), отдушки.

С целью обеспечения  выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя необходима тщательная оценка токсикологических свойств. Токсикология изучает воздействие химических веществ на организм животных, устанавливает безопасные уровни воздействия, позволяет регламентировать содержание ингредиентов в рецептурах готовых изделий. В программу токсикологических исследований входит исследование, как ингредиентов косметических средств, так и готовой продукции с учетом ее назначения и условий применения.

В связи с высокой  биологической активностью косметических  средств, возможностью проникновения  их в организм человека через кожу и слизистую оболочку, а также  их последующем влияние на организм косметические средства необходимо подвергать клиническим испытаниям, в целях установления их безвредности для человека. Клинические испытания проводят на добровольцах - пробандах, только при положительных результатах химических, микробиологических и токсикологических испытаний. Оценка безопасности основана на влиянии средства на кожу и на общее состояние человека. Вопрос о безопасности косметического средства для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Классификация и ассортимент косметических товаров.

 

К основным признакам  классификации косметических товаров  относятся:

Информация о работе Формирование ассортимента косметических товаров в торговых предприятиях