Фальсификация пищевых продуктов. Виды и способы распознавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Поскольку объектом фальсификации является товар, представляемый на свободный рынок конкурирующими субъектами, то у потребителя возникает объективная необходимость идентификации товаров.
Идентификация и фальсификация продовольственных товаров охватывает комплекс задач технического и экономического характера:
• развитие теоретических положений об идентификации и фальсификации продовольственных товаров;
• разработку критериев и методов идентификации и способов обнаружения фальсификации товаров;
• создание нормативно-правовой базы идентификации товаров;
• исследование соответствия испытуемых товаров аналогам, характеризующимся совокупностью свойств или описанием товара на маркировке, упаковке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. фальсификация пищевых продуктов……………………………………….5
1.1 История фальсификации продовольственных товаров………………….5
1.2 Основные виды и способы фальсификации товаров……………………..7
2. Основные методы борьбы с фальсификацией……………………………..15
2.1 Экспертиза………………………………………………………………….15
2.2 Понятие и методы идентификации продовольственных товаров………24
3. Причины фальсификации продовольственных товаров в современных условиях…………………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованной литературы…………………………...………………35

Файлы: 1 файл

курсовая товароведение.docx

— 66.45 Кб (Скачать файл)
  1. Таможенные (для таможенных целей):
  • идентификация товара;
  • определение страны происхождения;
  • уточнение характеристики товара и определение кода по ТНВЭД СНГ;
  • фиксирование состояния товара, характеристики товара, упаковки, количества в момент передачи (получения) на склад(е) временного храпения на таможенной территории;
  • отбор образцов для испытаний;
  • расчеты норм выхода продукта переработки и расходования сырья и идентификация продукта переработки;
  • определение экспортной продукции как продукции собственного производства; 
  1. Страховые (для страховых компаний):

оценка  причиненного страхователю ущерба в  стоимостном выражении с учетом потери качества и/или фактического количества при наступлении страхового события (страхового случая), стихийного бедствия, пожара, аварии систем отопления, хищения имущества или его повреждения и пр.;

  1. Банковские (для банков):
  • определение количества, качества и ориентировочной стоимости имущества, передаваемого под залог (заклад), с учетом уровня качества, сезонности, срока службы (годности) и др.;
  1. Консультационные:
  • экспертиза, констатирующая причины образования дефектов товара, поврежденного при хранении, и др.;
  1. Потребительские:
  • экспертиза качества товара, бывшего в употреблении, по определению причин образования дефектов и/или процента снижения качества по наличию дефектов;
  • оценочные (экспертная оценка количества, качества и цены) товара с учетом уровня качества, гарантийного срока, срока службы (годности); транспортных средств (с учетом собственного износа и технического состояния);
  • определение ориентировочной цены товара с учетом его фактического качества и др.

 

     Товарные  экспертизы проводятся Торговой палатой, Бюро технических экспертиз. К этим работам привлекаются лица, которые имеют специальные знания по товароведению соответствующих групп товаров, материалов, сырья.

  1. Технологическая экспертиза проводится:
  • для исследования технологии обработки сырья, полуфабрикатов и изделий, изготовления продукции;
  • определения соответствия продукции технологическим режимам и нормативам по количественному и качественному состоянию;
  • определения правильности выбора необходимого оборудования, приспособлений, моделей, инструмента, расположения производственных мощностей и др. Технологическая экспертиза отличается от товарной тем, что
  • устанавливает соответствие изготовления продукции технологическому режиму процесса производства.

 

    Выводы  технологической  экспертизы используются часто в судебной практике при  расследовании производственного  травматизма, расхищения государственного и общественного имущества, служебных преступлений, выпуска недоброкачественной продукции.

Судебно-правовая экспертиза — это исследование, проводимо экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством для установления по материалам уголовного или гражданского дела фактических данных и обстоятельств.      

Судебно-правовая экспертиза в области потребительских  свойств товара применяется уголовном процессе, как на предварительном следствии, так и во время разбирательства дела в суде.

  1. Экспертиза в области сертификации осуществляется по целому ряду направлений деятельности в системе ГОСТ Р.

 

     Основанием  классификации  видов  экспертизы могут  служить различия, определяемые спецификой объекта экспертизы на различных  этапах жизненного цикла продукции. На стадиях разработки (проектирование, техническое задание, проект, опытный  образец). На стадиях изготовления (промышленный образец, серийно - выпускаемое изделие). На стадиях обращения и эксплуатации (средство труда, предмет потребления).[4]

 

     Порядок проведения экспертизы качества товара

В  зависимости от поставленной заказчиком задачи при определении показателей качества товара с учётом требований, содержащихся в контрактных (договорных) условиях, эксперт выбирает:    

1.     Вид проверки:    

Выборочный — тот, при котором решение принимают по результатам проверки одной или нескольких выборок.     

Проверка  качества товара выборочным методом  с распространением результатов экспертизы на всю партию допускается в случаях, предусмотренных контрактными (договорными) условиями или требованиями нормативно-технической документации.     

Если  контрактом (договором) не предусмотрена  проверка качества выборочным методом, то осуществляется сплошная проверка, т. е. проверка каждой единицы продукции в партии.    

2. Метод проверки:

  • Измерительный — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений и контроля. С его помощью определяют массу изделия, силу тока, скорость автомобиля и др.;
  • Органолептический — метод определения качества продукции на основе анализа восприятия органами чувств внешнего вида (цвет, форма, консистенция), запаха, вкуса, звука, восприятия на ощупь, наличия дефектов.

 

     Органолептический метод не исключает возможности  использования технических средств (лупа, линейка, весы, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и др.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств.     

3. Вид испытаний:

  • Разрушающий — с использованием методов контроля, при котором может быть нарушена пригодность объекта к применению;
  • Неразрушающий — с использованием неразрушающих методов контроля, при которых не должна быть нарушена пригодность объекта к применению.

 

    4. Условия и место проведения испытаний:            

Лабораторные испытания проводятся в случае, если контрактными (договорными) условиями и/или требованиями нормативно-технической документации качество регламентируется физико-химическими, физико-механическими, медико-биологическими и другими показателями, определяемыми с помощью лабораторных испытаний.  Для их проведения отбор образцов (проб) осуществляется непосредственно экспертом. Объем выборки (количество образцов, масса или мера проб), способы упаковки и хранения отобранных образцов (проб) должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации.      

Отобранные  образцы (пробы) эксперт должен сопроводить  оформленной этикеткой с указанием наименования товара, даты отбора образцов (проб), помора партии и других данных, указывающих на принадлежность отобранных образцов (проб) к предъявленной на экспертизу партии. Образец (проба) должен быть опломбирован или опечатан личным штампом эксперта.  В обязательном порядке оформляется  акт отбора образцов (проб), который  вместе с отобранным образцом (пробой), эксперт передает заказчику экспертизы для отправки на испытание или  для хранения в качестве арбитражного образца (пробы).     

  На основании протокола, в котором отражены результаты проведения лабораторных испытаний, оформляется акт экспертизы. Протокол является неотъемлемой частью акта экспертизы.   Отказ заказчика  от проведения лабораторных испытаний в тех случаях, когда эксперт считает их необходимыми, является основанием для аннулирования заявки.     

Эксперт осуществляет проверку качества предъявленного товара, делая в рабочей  тетради записи о наличии, характере, размерах и месторасположении обнаруженных дефектов и, когда это возможно, причине их возникновения; определяет потерю качества в процентах, за исключением случаев, когда задача экспертизы предусматривает иной порядок. На проверенных забракованных экспертом изделиях, имеющих дефекты и не отвечающих требованиям нормативно-технической документации и/или условиям контракта (договора), экспертом ставится:

    • на потребительские товары — при согласовании с заказчиком, если это возможно, не ухудшая товарного вида изделий — личный штамп;
    • на оборудование и на изделия из металла — личное клеймо.

 

     При проверке технического состояния приборов, машин и оборудования части и узлы, имеющие пломбы производителя вскрывать без участия гарантийной мастерской или представителя производителя запрещается, если иное не предусмотрено условиями контракта (договора). Если были нарушены условия транспортировки и/или хранения товара, приведшие к образованию дефектов, эксперт может проводить экспертизу качества только после приведения заказчиком товара в состояние, при котором возможно объективно определить качество. Отказ заказчика от выполнения вышеуказанного условия является основанием для аннулирования заявки.     

Эксперт систематизирует результаты проверки качества товара, подсчитывает количество товара, качество которого                     соответствует требованиям нормативных документов, и                                           количество товара,   не соответствующее этим требованиям. [2] 
      

2.2. Понятие и методы идентификации  продовольственных товаров     

Идентификация – это отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо. Применительно к товару под идентификацией следует понимать установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке или в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Проведение качественной идентификации – очень сложный, емкий, длительный и часто дорогостоящий процесс.      

Идентификация является инструментом для определения  фальсификации.      

Цель  идентификации – выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определенным требованиям или информации о нем, указанной на маркировке и (или) в товарно-сопроводительных документах.      

Для достижения этих целей необходима дальнейшая разработка теоретических основ  и практических действий по идентификации  товаров. Поэтому задачами идентификации являются:

    • определение основных понятий, структуры, норм и правил в области идентификации товаров;
    • разработка основополагающих критериев, пригодных для целей идентификации однородных групп, конкретных видов и наименований товаров;
    • исследование потребительских свойств товара и показателей, их характеризующих, для выявления наиболее достоверных критериев идентификации;
    • совершенствование стандартов, ТУ и другой нормативной документации путем включения в нее показателей качества для целей идентификации;
    • разработка методов идентификации товаров, в первую очередь экспресс-методов, позволяющих с достаточно высокой степенью достоверности определять ассортиментную принадлежность товаров.

 

     Функции идентификации:      

1) указующая – отождествляющая представленный образец товара с конкретным наименованием, сортом, маркой, типом, с товарной партией;     

2) информационная – доводящая до субъектов рыночных отношений необходимую информацию;     

3) подтверждающая соответствие ассортиментной принадлежности товара информации, указанной на маркировке, и (или) в товарно-сопроводительных документах, то есть подлинность товара;

4) управляющая – так как идентификация служит одним из элементов системы качества продукции.      

Требования  к качеству продукции, удовлетворяющие  потребности  потребителей, устанавливаются  в стандартах и технических условиях.      

Объекты идентификации – продовольственные товары. Их оценка соответствия очень важна в сфере торговли и у потребителя, который приобретает товары.     

Субъекты, осуществляющие идентификацию  товаров – все участники рыночных отношений:      

- изготовитель – на стадии приемки  сырья, полуфабрикатов, и при отпуске  готовой продукции;       

- продавец – на стадиях заключения  договоров купли – продажи,  приемки товаров и подготовки  их к продаже.      

-потребитель также проводит идентификацию  приобретаемого  товара, делая  это  чаще  всего  неосознанно  и  не  имея достаточной квалификации, ориентируясь  лишь на собственный  житейский опыт и знания.      

Средства  идентификации товаров – нормативные и технические документы (стандарты, ТУ, правила и др.), регламентирующие показатели качества, которые могут быть использованы для целей идентификации, а также товарно-сопроводительные документы (накладные, сертификаты, качественные удостоверения, руководства по эксплуатации, паспорта и т. п.). Важнейшим средством идентификации пищевых продуктов является маркировка, которая содержит информацию, пригодную для целей идентификации.     

Информация о работе Фальсификация пищевых продуктов. Виды и способы распознавания