Анализ и планирование товарооборота на примере магазина компьютеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает сомнений – поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли.
Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия, сущности розничного товарооборота, его состав, значение, систему показателей. Провести анализ розничного товарооборота, а также его планирование.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты товарооборота
1.1. Сущность и содержание понятия розничный товарооборот 5
1.2. Факторы, влияющие на товарооборот предприятия 7
1.3. Методика анализа и планирования товарооборота 17
Глава 2. Анализ и планирование товарооборота магазина «Мой компьютер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика розничного магазина «Мой компьютер» 20
2.2. Анализ товарооборота торгового предприятия «Мой компьютер» 23
2.3. Расчет факторов, влияющих на товарооборот торгового предприятия «Мой компьютер» 29
2.4. Планирование товарооборота 33
Глава 3. Пути роста товарооборота магазина «Мой компьютерр»
3.1. Товарное обеспечение и маркетинговые мероприятия − пути увеличения товарооборота 35
3.2. Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота 40
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 378.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

В процессе движения от изготовителей  к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля – деятельность, связанная с продажей товаров конечным потребителям для их личного пользования.

Розничная торговля способствует маркетинговой  деятельности, направленной на поиск соответствующих групп покупателей, изучение динамики цен, налаживание прочных связей между оптовыми предприятиями, а также с покупателями.

Розничные предприятия призваны осуществлять продажу товаров населению, что является их главной торгово-технологической функцией. Ее выполнение тесно связано со вспомогательными торгово-технологическими функциями, к которым относят приемку товаров по качеству и количеству, размещение и укладку товаров на хранение, подготовку товаров к продаже, выкладку товара в торговом зале, внутреннюю транспортировку товаров в магазинах.

Главной целью торговых предприятий  в настоящее время является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений – поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли.

Целью написания данной курсовой работы является изучение понятия, сущности розничного товарооборота, его состав, значение, систему показателей. Провести анализ розничного товарооборота, а также его планирование.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть сущность товарооборота,  его значение для торгового  предприятия, 

2. изучить факторы, влияющие  на товарооборот;

3. рассмотреть методику анализа  и планирования товарооборота;

4. провести анализ и выполнить  планирование товарооборота на  примере торгового предприятия;

5. на основе полученных данных  сделать выводы.

Объектом исследования настоящей  курсовой работы является магазин «Мой компьютер».

Предмет исследования – товарооборот.

В соответствии с поставленными  задачами, рассматриваемым объектом и предметом исследования в работе выделяется 3 главы:

Первая глава – теоретическая. В ней рассматривается роль товарооборота, его значение, факторы на него влияющие, а также рассмотрены методы анализа и планирования товарооборота.

Вторая глава – аналитическая. В ней дана организационно-экономическая характеристика магазина «Мой компьютер», проведен анализ показателей товарооборота, планирование товарооборота, факторов, на него влияющих.

Третья глава – проектная. В  ней даны рекомендации по повышению  роста товарооборота магазина «Мой компьютер».

 

Глава 1. Теоретические аспекты  товарооборота

1.1. Сущность и содержание понятия розничный товарооборот

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации.

Розничная продажа представляет собой  акт обмена денег на товар и  услуги. Розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам и их обособленным подразделениям для непосредственного употребления. Продажа товаров осуществляется за наличный расчёт, по безналичному расчёту или посредством кредитных карточек.

Розничным товарооборотом является продажа, продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях. В розничный товарооборот включается продажа продовольственных товаров по безналичному расчету организациям социального назначения: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям.

Продажа по безналичному расчету непродовольственных  товаров юридическим лицам и их обособленным подразделениям, включая организации социального назначения в объеме розничного товарооборота не учитывается и входит в состав общего объема оборота предприятия торговли.

В розничном товарообороте учитывается  продажа потребительских товаров:

- юридическими лицами, их обособленными  подразделениями, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

- юридическими лицами, их обособленными  подразделениями, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

- физическими лицами, осуществляющими  продажу товаров на продовольственных, вещевых и смешанных рынках.

Обособленными подразделениями юридических  лиц являются представительства и филиалы юридического лица, которые расположены вне места его нахождения, наделены имуществом и выделены в самостоятельный участок учета.

Юридические лица, их обособленные подразделения  данные об объеме розничного товарооборота  представляют в органы статистики по месту нахождения предприятия торговли.

В розничный товарооборот включается продажа товаров и питания  в ценах фактической реализации по моменту отпуска товаров и  питания покупателям. Объем розничного товарооборота определяется строго за отчетный период.

Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объём продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежные доходы.

Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем:

- товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия;

- по удельному весу товарооборота предприятия в товарообороте региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;

- товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;

- по доле товарооборота предприятия, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);

- по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).

1.2. Факторы, влияющие на товарооборот предприятия

Выполнение  плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия зависят от трёх групп факторов:

а) от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;

б) от обеспеченности трудовыми  ресурсами, режима и эффективности  труда;

в) от состояния, развития и использования материально-технической  базы оптовой торговли.

Первая группа факторов

Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рационального использования товарных ресурсов. Анализ использования товарных ресурсов на предприятии обычно начинают с изучения баланса. В ходе анализа определяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и развитие товарооборота в динамике. Товарооборот предприятия зависит от поступления товаров, состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие. Эта зависимость может быть выражена формулой баланса:

 

Зн + П = Р + В + Зк ,

 

где Зн – товарные запасы на начало изучаемого периода;

П – поступление товаров;

Р – реализация;

В – прочее выбытие;

Зк – товарные запасы на конец анализируемого периода.

Влияние показателей  товарного баланса на развитие товарооборота можно определить, применив следующую формулу:

 

Р = Зн + П – В – Зк .

 

Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота  положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления товаров, а отрицательное – увеличение прочего выбытия и завышенные запасы на конец периода.

Так как товарооборот планируют, учитывают и анализируют  в продажных ценах, то и все другие показатели включают в баланс в аналогичной оценке. Данные по балансу изучают в целом по предприятию.1

Анализ поступления  товаров проводят по общему объёму, ассортименту, количеству, качеству, источникам поступления и отдельным поставщикам. Прежде всего, исходя из плана товарооборота определяют потребность в товарных ресурсах и сравнивают с возможностями их закупки. Особое внимание уделяют выявлению, изучению и мобилизации дополнительных источников поступления товаров на льготных условиях. При анализе необходимо изучить, как предприятия используют возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов и какие имеются резервы для их роста. Особое внимание уделяется изучению частоты и своевременности завоза товаров.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров  поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа определяют степень выполнения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и упаковки и т.п.; выявить случаи нарушения договорных обязательств, если они имели место, и установить их причины.2

Для обеспечения ритмичной работы, на предприятиях должны быть определённые товарные запасы. По назначению их подразделяют на текущие и сезонные. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной, бесперебойной торговой деятельности предприятий. Текущие товарные запасы должны быть средними, то есть не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек, а главное – ухудшению качества и даже порчи. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговой деятельности предприятий, к снижению объёма товарооборота.

Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных. Нормативы текущих запасов  каждое предприятие планирует поквартально в сумме или днях. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

В деятельности предприятий  текущие товарные запасы рассматривают, с одной стороны, как источник товарного обеспечения, выполнения планов и динамики развития товарооборота и, с другой – как составную часть финансового плана и основу расчёта потребности в собственном капитале. В связи с этим нормативы текущих товарных запасов, а равно и фактическое их наличие, должны оцениваться при анализе товарного покрытия товарооборота по продажным ценам, а при планировании финансов и изучении финансового положения предприятия – по себестоимости.

Так как нормативы товарных запасов устанавливают поквартально, то и их изучение проводят, прежде всего, по каждому кварталу в отдельности. Анализ текущих товарных запасов начинают с сопоставления фактических их размеров с установленными нормативами. Изучение товарных запасов проводят не только в сумме, но и в днях. Для определения товарных запасов в днях необходимо их сумму разделить на объём товарооборота и умножить на количество дней изучаемого периода.

В процессе анализа устанавливают, как товарные запасы обеспечивали развитие товарооборота: изучают причины  отклонений фактических остатков от установленных нормативов.

Такими причинами могут  быть:

а) невыполнение или перевыполнение планов товарооборота;

б) невыполнение или перевыполнение плана поступления товаров;

в) завоз товаров в размерах, превышающих потребность;

г) неравномерное их поступление;

д) неправильное распределение товарных ресурсов;

е) наличие других недостатков  торговой деятельности.

Товарные запасы в сумме  обычно снижаются, если поступление  отстаёт от темпов увеличения товарооборота, и повышаются при опережающих темпах роста поступления товаров.

Наряду с анализом товарных запасов на отдельные даты проводят изучение их средних размеров. При определении средних товарных запасов привлекают как можно большее число данных, что обеспечивает репрезентативность расчётов. Плановые среднегодовые товарные запасы (Зср) могут определяться по формуле средней арифметической (путём суммирования их нормативов на четыре квартала отчётного года и деления полученного итога на 4) или по средней хронологической:

Информация о работе Анализ и планирование товарооборота на примере магазина компьютеров