Закон информированности – упорядоченности и задачи менеджера по его использованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 07:26, контрольная работа

Описание работы

Любая организация функционирует на основе действия многих законов. Это многообразие законов, как и любая система, в составе выделяют 2 группы: I группа - основные (ведущие, основополагающие) законы; II группа – законы второго уровня (они в определённой степени выполняют второстепенную роль, т.е. их действия создают условия для всестороннего проявления основных законов).
Закон информативности-упорядоченности, рассмотренной в данной курсовой, относится к законам второго уровня.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………..4
1.1 Понятия «зависимость», «закон», «закономерность»………………………4
ГЛАВА 2. ЗАКОН ИНФОРМИРОВАННОСТИ–УПОРЯДОЧЕННОСТИ…...8
2.1Формулировка закона информированности-упорядоченности………….....8
Классификация управленческой информации……………………………..12
2.3Следствие из закона информированности-упорядоченности……………..14
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ МАГАЗИНОВ «ТЕМП»…………………………………………………………19
3.1 Характеристика объекта исследования ……………………………………19
3.2 Анализ деятельности организации на примере данной темы ……………22
3.3 Пути совершенствования действия закона на данной организации ……..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

Информационная среда  организации – это совокупность процессов получения, обработки, передачи и использования данных. Данные – это сведения, исходя их которых, формулируются оценочные суждения, необходимые для принятия и реализации управленческих решений. Поскольку информация становится условием деятельности не только руководителя, но и исполнителя, то она приобретает масштабный, многогранный и целевой характер. Это значит, что информация должна быть предметом особой заботы, как организации в целом, так и каждого из её сотрудников.

Понятие информация сегодня  столь актуальна и содержательна, что его обычно сопровождают различными уточнениями и пояснениями. Информация различается по принципу: достоверная  и недостоверная информация, истинная и ложная, открытая и закрытая, полная и неполная, главная и второстепенная, полезная и вредная, своевременная и несвоевременная и т.д.

Обычно информация подразделяется на два большие класса: объективная  и субъективная информация. К объективной  – относится информация, подтвержденная документально. Например, такой объективной информацией о работнике является: диплом об образовании, патенты и свидетельства об изобретениях, трудовая книжка, паспорт и т.д. Субъективная информация – это, например, информация о конкурентах, прайс-лист на продукцию, реклама и т.д.

Соотношение между объективным  и субъективным моментом в информации зависит от многих факторов. Несмотря на то, что сам источник информации может носить объективный характер, тем не менее, информация об объекте  всегда представлена в субъективной форме. Момент субъективности, который заложен уже в самом факте отражения субъектом объекта, нарастает по мере того, как информация передается от субъекта к субъекту.

Субъективность информации нельзя отождествлять с её необъективностью, то есть ложностью или недостоверностью. Субъективная информация может иметь высокий уровень объективности и достоверности, и наоборот фактическая видимость объективности может нести с собой значительную долю субъективной оценки.

 

2.2 Классификация управленческой информации

Обычно в управлении выделяют следующие характеристики информации: объём, достоверность, ценность, насыщенность и открытость. Объём характеризуется полнотой информации. Объем информации имеет три уровня: информационная избыточность, необходимая и достаточная информация и информационный голод или информационный дефицит. Избыточность информации повышает её надёжность, однако это ведёт к увеличению времени на её сбор и обработку, и к увеличению расходов на информационную деятельность. Тем не менее, иногда избыточная информация необходима для того, чтобы иметь разные источники для сравнения и уверенности в достоверности данных.

Субминимальный объем  информации – это минимально полный объем информации, необходимый и  достаточный для выработки и  принятия адекватного управленческого решения. Субминимальный уровень информации всегда проблематичен. С одной стороны, он всегда желателен, ибо излишняя информация не только сопряжена с временными и финансовыми расходами, но она ещё и чревата возможностью утечки сведений. Считается сегодня, что утечка 20% коммерческой информации может привести организацию к краху. Информационный голод тоже может привести к аналогичным результатам, только по другим причинам.

Достоверность информации, тоже имеет три уровня: абсолютной, доверительной и негативной. Достоверность во многом зависит от характера документооборота. Чем меньше людей принимает участие в сборе, обработке и передаче информации, тем выше её достоверность. Об одном и том же событии можно получить разную информацию в зависимости от методики её сбора и обработки. Достоверность зависит от фактора времени. Даже абсолютно достоверная информация, поступившая с опозданием, может стать бесполезной и даже ложной.

Что касается обусловленности  информации временным фактором, в  этой связи известен принцип «динозавров», суть которого в том, что пока решение принятое в голове динозавра дойдет до хвоста, оно может быть уже не нужным, ибо к этому времени может уже хвоста и не быть, как впрочем, и головы тоже.

Ценность информации характеризуется затратами ресурсов, необходимых для принятия правильного решения. Первый уровень затрат равен нулю. Это значит, информация открыта и доступна и для обладания ею никаких расходов не требуется. Второй уровень средний. Он означает – сокращение затрат или повышение прибыли вследствие обладания такой информацией более чем 10%. Третий уровень – высокий. Он предполагает сокращение затрат более, чем в два раза. И четвертый – сверхвысокий. Когда уровень затрат сокращается более чем в 10 раз. Это значит, что ценность информации характеризует её как товар, имеющий потребительскую стоимость.

Насыщенность информацией  – это соотношение в ней  полезной и фоновой информации. Фоновая  информация служит для лучшего восприятия за счет улучшения настроения или  путем предварительной настройки внимания на заданную тему. Фоновая информация может включать в себя шутки, анекдоты, сведения остросюжетного характера и т.д. При отсутствии фоновой информации, полезная информация воспринимается как сухая и неинтересная. Однако наличие чрезмерной фоновой информации может привести к утрате интереса к полезной информации.

Открытость информации – это возможность предоставления её различным потребителям. Существует три уровня открытости: секретный, например, информация об обороне страны или  о ворах в законе, в базе данных Министерства Внутренних Дел, конфиденциальный – только для служебного пользования, публичный или открытый уровень не имеет ограничений. Следует, однако, помнить, что во все времена и сегодня в особенности, открытость и неограниченность информации способствует возникновению «информационного мусора». Это сегодня, например, наблюдается в таком информационном пространстве, как интернет.

Каждая из рассмотренных  характеристик информации важна  сама по себе, но классификацию информации следует принимать как систему. В ней каждая характеристика находится во взаимодействии с другими, и только в совокупности они дают целостную характеристику информационного состояния организации.

 

    1. Следствие из закона информированности-упорядоченности

 

Следствие 1. «Достижение максимальных значений всех характеристик информации приводит к дезинформации ».

Существует естественное максимальное стремление человека и  компании приобрести больше информации абсолютно достоверное, сверхвысокой ценности, да и еще секретной. Это приводит к большим затратам финансовых средств, информационной избыточности, криминальным источникам, к перенасыщению информации цифрами, таблицами, графиками и т.д. В результате создаются проблемы обработки, хранения и оценки полученной информации.

Следствие 2. «Информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность».

Хорошо скоординированные  каналы для продвижения информации в организации практически гарантируют  поступление к работникам и работодателям необходимой им информации и снижение ее неопределенности. Таким образом, следование закону информированности-упорядоченности заставляет руководителей создавать источники информации, развивать их, обеспечивать коммуникации, повышать квалификацию работников, внедрять передовые информационные технологии.

Грамотное обращение  с информацией позволяет организации  расширить свои знания. Знания мы считаем  высшим уровнем обработки данных: если информация — это обработанные данные, то знания — это обработанная информация.

Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для  получения информации.

Закон требует от руководителей  создания и развития источников информации, организации повышения квалификации своих сотрудников, внедрения передовых  информационных тех, в том числе автоматизированных рабочих мест.

Высокая степень происходящих во внешней среде требует ускорения  обучения и усвоения знаний в большем  объеме, как для индивидов, так  и для организаций. Знания нужны  организациям для развития ключевых компетенций, которые характеризовались бы длительным существованием и, одновременно, гибкостью. С точки зрения ресурсного подхода конкурентные преимущества организации определяются не только положением на рынке, но и состоянием дел в самой компании, а, точнее, обеспеченностью некоторой комбинацией критически важных ресурсов.

Ресурсы должны создавать  ценность для покупателей, быть оригинальными  по сравнению с конкурентами, трудно заменяемыми и трудно имитируемыми. Знания следует считать одним из наиболее ценных ресурсов современной компании, а трудность его имитации при соответствующей защите способствует повышению конкурентных преимуществ.

Организация должна стремиться к получению знаний не только о  своей внешней среде, но и внутренней. «Внутренние» знания позволяют лучше понять, какие виды деятельности могут стать ключевыми компетенциями, следовательно, в чем заключается конкурентное преимущество компании.

Еще одно необходимое  требование к процессу приобретения знаний организацией заключается в том, что их следует приобретать быстрее, чем конкуренты.

Получается, конкурентоспособная  организация должна быть «обучающейся» (“learning” organization). Принимая во внимание взгляды ряда зарубежных исследователей, таких как Х. Виссема, А. Дж. ДиБелла и И.К. Невис (A.J. DiBella & E.C. Nevis), Б. Думейн (B. Dumaine) Хэнди и Ренеш (C. Handy & J. Renesch), можно сказать, что обучающаяся организация — это организация, которая создает условия для постоянного обучения и совершенствования мастерства всех своих работников, и в результате сама также находится в процессе постоянного самосовершенствования.

Наиболее известная  концепция «обучающейся организации» П. Сенге основана на пяти основных дисциплинах или «умениях»: совершенствование  личности, интеллектуальные модели, общее видение (миссия), групповое обучение и системное мышление.

В настоящее время  на первое место выходит более  продвинутая концепция — концепция  «мыслящей» организации.

Дж. Г. Стоунхауз (G.H. Stonehouse) определяет мыслящую организацию (intelligent organization) как организацию, «которая обучается и управляет знаниями по-умному». Преимущество мыслящей организации перед обучающейся заключается в процессе управления знаниями, их создании и преобразовании.

Мыслящая организация  основана на способности мыслить и обучаться. Способность мыслить включает в себя сбор данных и информации, способность рассуждать, быстроту понимания. С точки зрения организации, способность к мышлению зависит от способности получать информацию, манипулировать ей, анализировать и делать выводы, рассуждать и учиться, а также генерировать новые знания. Способность мыслить и знания организации постоянно развиваются, причем скорость развития зависит от способности организации учиться. Обучение является длительным и непрерывным, а также активным и сознательным процессом. Сознательность данного процесса позволяет увеличивать его скорость. Организационное обучение и организационные знания основаны на индивидуальных знаниях, на что указывают японские исследователи А. Нонака и Г. Такеучи (I. Nonaka & H. Takeuchi), а также американские М. Кроссан, Г. Лейн и Р. Уайт (M. Crossan, H. Lane, R. White), которые анализировали взаимодействие индивидуального и коллективного обучения.

Индивидуальные знания могут быть явными и неявными (тайными).

Организационные знания появляются в тот момент, когда  индивидуальные знания формализованы  и хранятся в надлежащем формате. Такие знания уже распространяются внутри организации и, с ограничениями, во внешней среде.

Организационные знания — открытое для доступа всех сотрудников организации собрание принципов, фактов, навыков и правил, которые определяют принятие решений, поведение и процедуры в организации. При этом специфические знания, в отличие от знаний общего характера — наиболее вероятный источник конкурентных преимуществ и основа для построения ключевых компетенций. Такая характеристика как совместное использование знаний в организации имеет особое значение, так как в этом плане знания имеют существенное отличие от других активов компании: при их совместном использовании знания растут, причем, как правило, по экспоненте.

Менеджмент знаний включает в себя ряд связанных друг с другом процессов: генерирование знаний — как часть процессов индивидуального и организационного обучения; формализация знаний — развитие принципов, правил и процедур; хранение знаний, включая выбор подходящего технического средства хранения, которое позволяло бы совместное использование знаний; распространение знаний — совместное использование знаний внутри организации, а также ограничение распространения знаний за пределы организации; координация и контроль знаний — обеспечение согласованности и надлежащего использования знаний. Эффективность менеджмента знаний и процессов обучения в конкретной организации зависят от ее организационной структуры, культуры и инфраструктуры (сети коммуникаций). Менеджеры должны создать такое окружение, в котором знания бы создавались, хранились, распространялись, координировались, а также ценились в качестве источника ключевых компетенций. В мыслящей организации все перечисленные элементы поддерживают и поощряют развитие менеджмента знаний.

Время от времени знания устаревают и должны, по возможности  плавно, заменяться новыми. Необходимость  замены обусловлена изменением обстоятельств, например, потребностей покупателей, технологии. Устаревшие знания не должны определять принятие решений в новых условиях. В этой связи следует согласиться со швейцарским ученым К.Д. Экком в том, что все неудачи и осложнения оцениваются, прежде всего, как «помехи или результат ошибок, а не как повод или указание на необходимость индивидуального или коллективного обучения». Итогом невнимания к обучению является предпочтение менеджментом и работниками рутинных процедур и снижение инновационного потенциала компании.

Информация о работе Закон информированности – упорядоченности и задачи менеджера по его использованию