Внешняя и внутренняя миграция населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:22, реферат

Описание работы

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 44.47 Кб (Скачать файл)

Государство резко сократило  свое вмешательство в сферу регулирования  миграции, в том плане, что больше не выступает в качестве субъекта экономического стимулирования перемещения  населения и трудовых ресурсов. Правда, в последние годы как федеральные, так и региональные власти все  чаще выдвигают инициативы по введению ряда административных ограничений  миграции, что также вряд ли будет  способствовать усилению миграционной активности граждан (а тем более  неграждан), особенно регистрируемой ее части.

Что заставляет усомниться в снижении миграционной активности населения России?

Прежде всего, то, что в  стране сохраняется достаточно сложная  система регистрации граждан  по месту жительства, на которой  основан учет, причем она касается не только иностранцев, но и граждан  России. В настоящее время основное внимание властей приковано к проблеме нелегальной иммиграции, высказываются даже дикие предложения введения уголовной ответственности для незаконных мигрантов.

Усложнение процедуры  оформления законного пребывания мигрантов  в России, хотя и направлено на улучшение  их учета, на деле оборачивается увеличением  числа незарегистрированных мигрантов, де-факто проживающих в стране длительное время. Как показывают обследования, около половины временных трудовых мигрантов с Украины, работающих в Москве, проживают в городе более 5 лет.

Масштабы нерегистрируемой миграции могут быть достаточно велики. Например, в г. Астане (Казахстан) в  июле 2006 года "в целях обеспечения  выполнения юридическими и физическими  лицами "Правил документирования и  регистрации населения Республики Казахстан" была проведена акция "Я - житель столицы". В ходе этой акции было зарегистрировано 153,5 тысяч  человек (это почти треть населения  города), проживающих в столице  с 25 февраля 1999 года по 31 августа 2000 года без регистрации в органах  внутренних дел. Это в большинстве  своем не были нелегальные иммигранты из других стран, а выходцы из других регионов и городов страны. Конечно, случай с новой столицей Казахстана не типичный, город строится и развивается  усиленными темпами, в российской столице  такого быть не может. Но этот пример показывает, какой может быть латентная миграция в соотношении с "видимым" потоком, который составлял несколько  тысяч в год.

В настоящее время в  России на фоне волны борьбы с "незаконной" миграцией и "нелегалами" проблемы внутренней миграции вновь отходят  на задний план. А между тем, есть основания утверждать, что в России неизбежен рост миграционной активности населения, и, быть может, он уже идет в латентной форме. Причины тому видятся в том, что

в условиях развала (или, если угодно - слома) социалистической системы  экономики и формирования совершенно новой системы хозяйствования необходимое  межотраслевое и региональное перераспределение  рабочей силы не завершено, основные причины этого упомянуты выше. В результате миграции сократилось  население многих северных регионов, но есть большие сомнения, что перенаселенность российских "северов" ликвидирована. Износ производственных фондов, необходимость  в недалеком будущем платить  настоящую цену за потребляемые энергетические ресурсы могут с новой остротой поднять этот вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешние миграционные процессы

 

Важной компонентой изменения общей численности населения является миграция. Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков, повлиявших на уменьшение численности населения. Прежде всего, это так называемый «Великий исход», вызванный Гражданской войной 1918–1921. Оценить его масштабы с достоверной точностью пока не удалось: скорее всего, он находится в интервале от минимума в 4 млн. человек до максимума в 12 млн. чел. Приводимые в публицистике цифры в 15 млн. и больше подвергаются сомнению со стороны экспертов.

Второй эмиграционный  поток – это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выезд из СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим и политическим мотивам. В этом потоке присутствуют две составляющие: первая – так называемая еврейская эмиграция в США и Израиль (примерно 200 тыс. человек); вторая – диссиденты, покинувшие в тот период СССР, их число крайне невелико в масштабах всей страны и не превышает 50 тыс. чел.

Третий эмиграционный  поток – массовый выезд за рубеж после либерализации законодательства в 1989. Вопреки бытовавшему в то время представлению об уровне потенциальных эмигрантов в 10–15 млн. чел., реальное число россиян, уехавших на постоянное место жительства за рубеж, находится в интервале от 800 тыс. до 1,2 млн. чел.

В период после окончания Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны внешняя иммиграция как массовое явление практически отсутствовала. Сразу после Второй Мировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн. человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы, итальянцы, японцы и т.д.). Большая их часть – три четверти – были репатриированы насильно. Около 60% репатриированных остались на территории России.

Современная ситуация в области  внешней миграции складывается, с  одной стороны, из интенсивного притока  в Россию мигрантов из бывших республик  СССР и существенно меньшего по объему выезда из России на постоянное место  жительства в страны СНГ и развитые страны (Германию, Израиль, США и  др.).

С середины 1970-х миграционный прирост для России в целом стал положительным, а в последнее десятилетие 20 в. еще более существенно изменился в пользу России. Он компенсирует в значительной мере потери населения от естественной убыли. Данные переписи 2002 показали, что Россия сейчас очень популярна и находится на третьем месте в мире по количеству прибывающих на постоянное место жительства. Наиболее интенсивные процессы перемещения населения отмечаются между РФ и странами СНГ и Балтии. Причем в отличие от периода 1979–1988, в 1989–2002 произошло существенное снижение потока эмигрантов из России в эти страны, а число въезжающих из ближнего зарубежья в нашу страну, наоборот, увеличилось. С 1989 по 2002 в Россию въехали 11 млн. чел., выехали – 5 млн., т.е. чистый миграционный прирост составил 6 млн. чел. Более половины мигрантов из бывших союзных республик приходится на русских по национальности.

Внешние миграции обладают следующими особенностями:

1. Трансграничные миграции  в их современных формах и  масштабах – совершенно новое  для России явление. Это кажется  парадоксальным, учитывая то, что  наша страна в своем современном  виде сложилась, превратилась  из Московии в Россию, именно  в ходе мощных миграционных  процессов. Но это были, по преимуществу, внутренние миграции. В ХХ веке  трансграничные миграции если  и были, то как следствие общественных катаклизмов.

2. Трансграничные миграции, причем в огромных масштабах,  – это теперь надолго, если  не навсегда. Это стратегическое  явление, которое во многом  будет определять траекторию  экономического, этнического, культурного,  политического, геополитического  развития страны.

3. Они неизбежны, потому  что жизненно необходимы России  – в условиях демографического  спада, уменьшения численности  населения, особенно в восточных,  слабо заселенных регионах, его неизбежного старения. Эти демографические процессы происходят в контексте развития открытой рыночной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство и открытости границ. Растущий спрос на рабочую силу, просто на население, может быть удовлетворен только за счет мигрантов из-за рубежа.

4. В результате, Россия  неизбежно станет (уже становится) страной мигрантов. Это совершенно  новое и неизвестное для российского  общества состояние. К этому  психологически не готово общество, особенно в тех регионах, где  и внутренние миграции были  не очень распространены. Идеологически,  институционально и законодательно  не готово государство – нет  привычки и установившихся, рутинных  бюрократических практик, нет  сложившейся системы институтов, фактически нет полноценной законодательной  базы (от внутренне непротиворечивых  законов до ясных и четких  ведомственных инструкций). А к  этому состоянию необходимо готовиться  заранее, анализируя все проблемы  и угрозы, которые уже возникли, или неизбежно возникнут. Это  можно и нужно делать на  примере тех стран (прежде всего,  Западной Европы), которые раньше  вступили на этот путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современном глобальном обществе миграция является одним из широко обсуждаемых вопросов, в том  числе и для национальной безопасности государств. Россия, не являясь исключением, также рассматривает проблемы миграции на различных уровнях и пытается создать механизмы по регулированию  и контролю данных процессов. Глобальные потоки мигрантов из стран бывших советских республик создают  определенную угрозу или, лучше сказать, напряженность в сфере безопасности страны.

Эпоха глобализации характеризуется  взрывом национализма, развитием  национально - и этнополитических конфликтов, что в свою очередь приводит к  парадоксальному явлению глобализации – росту национального самосознания в условиях стирания межгосударственных границ. Следствием переформирования межгосударственных границ и эскалации  межэтнических конфликтов после  распада СССР явились интенсивные  попытки регуляции миграционных процессов на территории бывших стран  Союза. С другой стороны, развитие рыночных отношений, принцип свободы передвижения, демократизация институтов общества способствовали дальнейшей либерализации миграции и активации трансграничной мобильности  трудовых мигрантов, переселению из экономически депрессивных зон в экономически более развитые.

Учитывая характерные  проблемы развития нашей страны, основными  целями и задачами для правительства  РФ в области регуляции миграционных процессов стали: «обеспечение устойчивого  социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики  в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального  и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества». Для осуществления данных целей России необходимо следовать всем нормам международного права в области миграционного регулирования, сотрудничать с другими государствами и заключать договоры о депортации, обмене информацией в целях противостояния нелегальной миграции, защищать права российских граждан за рубежом. На заседании правительства РФ 10 июня 2002 было принято решение о создании единой системы иммиграционного контроля в Российской Федерации. Как отметил в свое время Михаил Касьянов, миграционная политика и контроль за миграционными потоками напрямую связаны с привлечением рабочей силы.

По мнению МВД России, миграция приобрела характер постоянно  действующего фактора, и не только все  более негативно влияет на социально-экономическую  и внутриполитическую стабильность в регионах независимо от их удаленности  от государственных границ, но и  создает потенциальные угрозы потери контроля над отдельными приграничными  районами страны, что в совокупности является потенциальной угрозой национальной безопасности России. Вступившим в силу 1 ноября 2002 г. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на МВД России, ФПС России и взаимодействующие федеральные органы исполнительной власти возложены дополнительные функции по регулированию внешних миграционных процессов. В этой связи были издан и реализуется приказ МВД России, МИДа России, Минтранса России, МПС России, ГТК России, ФПС России от 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт». В целях совершенствования миграционной политики правительство одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в которой предусмотрены разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории страны. Полагалось, что межведомственная единая система иммиграционного контроля должна включать в себя комплекс мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, по осуществлению визовой политики, контролю за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Федеральной миграционной службой  МВД РФ создается центральный  банк данных иностранных граждан  и лиц без гражданства, который  будет представлять собой межведомственную автоматизированную систему по учету  иностранных граждан, других заинтересованных министерств и ведомств за счет внедрения  принятых в мировой практике передовых  информационных технологий, систем связи  и передачи данных и, как следствие, повышения эффективности функционирования всего государственного механизма  контроля за миграционной ситуацией  в стране. Его формирование позволит иметь единую систему учета, информации и контроля за пребыванием всех иностранных граждан в Российской Федерации. В последнее время наблюдается значительное ужесточение позиции государства в области миграционной политики.

Так, в ходе борьбы с нелегальной  миграцией в 2007 году был принят федеральный  закон «О розничных рынках», запрещающим  иностранным гражданам, не имевшим  регистрации в местных исполнительных органах, работу на рынках на территории страны, что является непосредственным источником заработка среди большинства  мигрантов Чем опасна жесткая миграционная политика в России? Прежде всего, подобные меры имеют внутреннего, конъюнктурного адресата. Демонстративная «охота на ведьм» грозит обострением националистических настроений в обществе, и в самой государственной идеологеме. В перспективе это чревато, как минимум, мощными социальными взрывами, последствия которых предугадать трудно.

Однако очевиден тот факт что, экономика России требует обеспечения  трудовыми ресурсами. По данным различных  исследований потребностей рынка, миграционных и демографических процессов, через  несколько лет Россия столкнется с жесткой потребностью в рабочей  силе, основу которой в перспективе  составят выходцы их стран ближнего зарубежья. Низкая рождаемость и высокая смертность в России являются одним из наиболее очевидных и тревожных вызовов современной действительности.

Потоки миграции в Россию способны в каком-то смысле способствовать демографической модернизации в  стране и препятствовать объективной  депопуляции населения. Так что, рассматривать миграцию как однозначное  зло, с которым должны бороться «на  истребление» российские законодательные  и исполнительные институты, было бы, по меньшей мере, стратегически неразумно.

Следовательно, уже сейчас необходимо осуществлять различные  программы, способствующие интеграции мигрантов в российское общество. На уровне социальном, элементарное повышение  толерантности россиян к рабочим  мигрантам поможет избежать этнических конфликтов в будущем.

 

 

Информация о работе Внешняя и внутренняя миграция населения в России