Статистический анализ внутренней миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: анализ проблем внутренней миграции населения РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить предмет, метод и задачи статистики населения;
-выявить сущность методов статистической сводки, группировки и рядов динамики;
- рассмотреть методы изучения взаимосвязи между явлениями;
- проанализировать однородность изучаемой совокупности и динамику миграции населения;
- оценить степень зависимости между признаками изучаемой совокупности с помощью корреляционно-регрессионного анализа.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1.Определения в статистике трудовой миграции 5
1.2. Количественная и качественная оценки процесса внутренней миграции 10
1.3. Содержание и методы рядов динамики 14
1.4. Особенности развития миграции на современном этапе 17
ГЛАВА 2. Статистический анализ внутренней миграции в России
2.1 Статистические показатели и методы для анализа внутренней миграции. 20
2.2 Анализ динамики внутренней миграции в РФ 27
2.3 Анализ внутренней миграции разрезе федеральных округов РФ 29
2.4. Проблемы внутренней трудовой миграции РФ 33
2.5. Проблемы внутренней трудовой миграции РФ 36
Заключение 42
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

статистика и экономика труда новая.doc

— 749.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

Факультет маркетинга

 

Базовая кафедра: _____________

Кафедры: 1) ____________

2) ____________

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплинам «____(первой указывается дисциплина, читаемая базовой кафедрой)___»,

«_____________________________»

«_____________________________»

 

на тему «_______________________»

 

 

Выполнил(а)

студент(ка) группы ____

очной формы обучения

факультета маркетинга

ФИО студента

Научный руководитель:

________________________________

(ученая степень, должность, кафедра, ФИО)

Консультант:

________________________________

(ученая степень, должность, кафедра, ФИО)

Консультант:

________________________________

(ученая степень, должность, кафедра, ФИО)

 

 

 

Москва – 2013

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение             3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

1.1.Определения в статистике трудовой миграции    5

1.2. Количественная и качественная  оценки процесса внутренней миграции             10

1.3. Содержание и методы рядов  динамики     14

1.4. Особенности развития миграции на современном этапе  17

ГЛАВА 2. Статистический анализ внутренней миграции в России

2.1 Статистические показатели и  методы для анализа внутренней    миграции.                           20

2.2 Анализ динамики внутренней  миграции в РФ    27

2.3 Анализ внутренней миграции  разрезе федеральных округов РФ      29

2.4. Проблемы внутренней трудовой миграции РФ     33

2.5. Проблемы внутренней трудовой  миграции РФ    36

Заключение            42

Список литературы           44

Приложение     46

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования: Миграции отдельных людей и обществ являются важнейшей характеристикой развития цивилизации.

Миграции формируют новое качество и новый облик прежних человеческих обществ, и конечно же создают новые. В определенном смысле миграцию населения создало само человечество.

Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (возвратная или безвозвратная). Трудовая миграция, или миграция рабочей силы, представляет собой движение трудоспособного населения с целью трудоустройства.

Субъектами внутренней трудовой миграции являются граждане РФ и лица, находящиеся в России на законных основаниях, осуществляющие перемещения на ее территории. Субъектами внешней трудовой миграции являются лица, которые занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются (трудящиеся-мигранты). На Федеральную миграционную службу России возложены формирование и реализация политики РФ в области миграции населения и координация этой работы в РФ.

Вопросы трудовой миграции граждан РФ за границу и иностранных граждан в РФ регулируются соглашениями (договорами), заключаемыми РФ.

Актуальность предоставленного исследования определяется рядом причин, перечисленных выше.

Цель данного исследования: анализ проблем внутренней миграции населения РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить предмет, метод и  задачи статистики населения;

-выявить сущность методов статистической  сводки, группировки и рядов динамики;

- рассмотреть методы изучения  взаимосвязи между явлениями;

- проанализировать однородность  изучаемой совокупности и динамику миграции населения;

- оценить степень зависимости  между признаками изучаемой совокупности с помощью корреляционно-регрессионного анализа.

Объект данного исследования: совокупность областей РФ.

Предмет исследования – размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, характеризующих внутреннюю миграцию населения РФ.

Методологическая база исследования: В процессе исследования были использованы следующие статистические методы: - табличный;-фический;

- методы рядов динамики; - метод средних и вариационный анализ;

- метод сводки и группировки; - корреляционно-регрессионный анализ.

Информационная база: Основными источниками информации, используемыми при написании курсовой работы, являлись: - периодические издания;- учебные пособия по теории статистики и социально-экономической статистики;- данные статистического сборника.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

1.1.Определения в статистике трудовой миграции

 

При учете миграции первостепенное  значение  имеет вопрос определений. Сопоставимость статистики между странами, в том числе, зависит от критериев, по которым мигранты становятся объектом статистического наблюдения. Рекомендации ООН 1998 определяют трудовых мигрантов как «иностранцев, допущенных в страну принимающим государством с конкретной целью заниматься экономической деятельностью, оплачиваемой из источников, находящихся в принимающей стране[2.58].

Длительность пребывания обычно ограничена, как и род деятельности, которой они могут заниматься. Их иждивенцы, если им разрешается въехать в страну, также включаются в эту категорию».

На практике это определение в статистике миграции используется далеко не всегда. Контингенты и потоки трудовых мигрантов неоднородны, существует несколько типов программ  привлечения  иностранной рабочей силы (по видам деятельности и её срокам), в частности – приграничная миграция, сезонная, занятость в каникулярное время, внутрифирменные переводы, самозанятость мигрантов и т.д.

Также, как при учете долгосрочных мигрантов или пограничном контроле, если несколько стран объединены политическим или экономическим соглашением, граждане этих государств , работающие в странах-партнерах, часто не учитываются как трудовые мигранты. В статистику, основанную на разрешениях на  работу , попадают  только   мигранты  из т.н. «третьих стран».

При учете миграции первостепенное значение имеет вопрос определений. Сопоставимость статистики между странами, в том числе, зависит от критериев, по которым мигранты становятся объектом статистического наблюдения.

Критерий гражданства имеет и другие ограничения с точки зрения полноты  учета . В ряде стран СНГ  многие  люди имеют два  паспорта . Они проживают постоянно в одной стране, а  вторую  рассматривают как место временной работы. Прибывая в страну «второго» гражданства  в   качестве , по сути дела, трудовых мигрантов, они не учитываются статистикой.

Таблица 1. Общие итоги миграции в РФ

 

2010 г.

2009 г.

2008 г.

Абс. Значение чел.

В расчете на 10 тыс.чел. населения

Абс. Значение чел.

В расчете на 10 тыс.чел. населения

Абс. Значение чел.

В расчете на 10 тыс.чел. населения

Миграция (всего)

прибывшие

1987594

140,1

2215942

156,1

2284936

160,8

выбывшие

1740146

122,6

1973835

139,1

2044993

143,9

миграционный прирост

+2447448

+17,4

+242107

+17,1

+239943

+16,9

Миграция в пределах России

прибывшие

1707688

120,3

1934327

136,3

1997980

140,6

выбывшие

1707688

120,3

1934327

136,3

1997980

140,6

миграционный прирост

-

-

-

-

-

-


 

Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Больше всего перемещаются мужчины (рис 2).

Наибольшее число мигрантов на территории России находится в возрастной категории от 18 до 49 лет (71%) (рис. 4).

Цели внутренних перемещений разные: обучение, смена местожительства, туризм, деловая, трудовая деятельность и так далее.

 

 

Рис.2 Половозрастной состав мигрантов в России в 2010 году.

 

Рис.3 Возрастная структура мигрантов в России.

 

Национальное законодательство также вводит в оборот определения и формулировки, которые впоследствии влияют на статистику. В частности, Закон республики Казахстан «О миграции» определяет трудовую миграцию, как «временное перемещение физических лиц из других государств в Республику Казахстан и из Республики Казахстан, а также внутри государства для осуществления трудовой деятельности». Закон РФ «О Правовом положении иностранных граждан» гласит, что иностранный  работник  -  это  иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность». Косвенно это указывает на ограничительный характер программ трудоустройства иностранцев в отношении периода работы, что не может не отражаться на правилах формирования статистики [5.69]. В 2010 году были введены новые формы допуска иностранцев на российский  рынок  труда - обладатели патентов и высококвалифицированные специалисты. В отношении обеих категорий даны соответствующие, специальные определения.

Страны, отдающие мигрантов и измеряющие трудовую миграцию через опросы домохозяйств, дают более широкие определения, иначе цель обследования не была бы достигнута. Так, например, при обследовании рабочей силы Украины  считалось , что "внешние трудовые мигранты - это граждане Украины трудоспособного возраста, которые занимались оплачиваемой трудовой деятельностью на территории других стран постоянно, сезонно, либо временно (включая работающих неофициально)».

В обследованиях, проведенных  Национальной  статистической службой Республики Армения, трудовым мигрантом считалось лицо, « которое   переезжает  или переехал из одной страны в  другую  с целью найти оплачиваемую работу» и «лицо, которое в обследуемый период отсутствовало в месте/стране своего постоянного проживания и находилось в другом населенном пункте/стране с целью осуществления экономической деятельности».

Государственная миграционная служба Армении, в свою очередь, трудовыми мигрантами считает  лиц , допущенных в страну «с целью заняться экономической деятельностью, оплачиваемой из источников принимающей страны». Вопрос гармонизации определений  в  статистике трудовой миграции считается одним из важнейших в международных организациях, ведущих мониторинг миграционных процессов среди  стран , входящих в эти организации[4.36]. В частности, в наиболее известном (и для многих исследователей – хрестоматийном) издании «International Migration Outlook» , в предисловии к разделам со статистикой потоков и контингентов трудовой иммиграции, подчеркивается, что большинство стран ОЭСР ведут учет первично выданных разрешений на работу для иностранных мигрантов, которые могут быть и сезонными, и временными работниками.

Некоторые страны включают в статистику и повторные разрешения на работу. С другой стороны, США, Канада и ряд других государств, статистика трудовой миграции отражает тех лиц, которые получили право на постоянное проживание в стране с целью работы (пройдя сложную процедуру отбора). Иногда в статистику включаются молодые иностранцы, родившиеся в стране в семьях иностранных граждан, и впервые выходящие на рынок труда, хотя собственно мигрантами их назвать трудно.

Специалисты отмечают проблему учета безработных иностранцев, самозанятых, а также участников приграничной миграции19. Различие подходов , которые применяются  при  сбора данных в  различных  системах, а также – в разных государствах, для измерения трудовой миграции, несовпадающие временные рамки наблюдения ставят вопрос сопоставимости, сравнимости статистики, полученной из разных источников и разных стран.

Например, годовые данные, полученные из административных источников, как правило, формируются конец декабря отчетного года, а материалы обследования отражают ситуацию на дату проведения опроса20. В целом можно отметить, что единое определение  трудового  мигранта отсутствует даже на национальном уровне.

Миграционных ведомства и статистические агентства применяют совершенно разные подходы, что делает статистику трудовой миграции многомерной и требует вдумчивого и аккуратного анализа и сопоставления данных.

В этом контексте остановимся на весьма важном вопросе, касающемся определений трудовых мигрантов и интерпретации статистики. Если мы посмотрим статистические отчеты международных организаций, например ОЭСР, то увидим, что одним из  основных  критериев, применяющемся для идентификации трудовых мигрантов, является не только гражданство, но страна рождения.

Иными словами, лица, родившимся за рубежом, вне зависимости от гражданской принадлежности, относятся к т.н. «foreign born labour force» - работникам, родившимся за рубежом. Безусловно, этот подход слишком расширяет границы категории учета[12.69].

Информация о работе Статистический анализ внутренней миграции в России