Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:24, курсовая работа
Цель данного исследования: анализ проблем внутренней миграции населения РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить предмет, метод и задачи статистики населения;
-выявить сущность методов статистической сводки, группировки и рядов динамики;
- рассмотреть методы изучения взаимосвязи между явлениями;
- проанализировать однородность изучаемой совокупности и динамику миграции населения;
- оценить степень зависимости между признаками изучаемой совокупности с помощью корреляционно-регрессионного анализа.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1.Определения в статистике трудовой миграции 5
1.2. Количественная и качественная оценки процесса внутренней миграции 10
1.3. Содержание и методы рядов динамики 14
1.4. Особенности развития миграции на современном этапе 17
ГЛАВА 2. Статистический анализ внутренней миграции в России
2.1 Статистические показатели и методы для анализа внутренней миграции. 20
2.2 Анализ динамики внутренней миграции в РФ 27
2.3 Анализ внутренней миграции разрезе федеральных округов РФ 29
2.4. Проблемы внутренней трудовой миграции РФ 33
2.5. Проблемы внутренней трудовой миграции РФ 36
Заключение 42
Список литературы 44
Год |
Коэффициент миграционного прироста, 0/000 |
Укрупнение интервалов |
Скользящая средняя | |||
сумма |
средняя |
сумма |
средняя | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
2007 |
19 |
|||||
2008 |
16 |
41,00 |
13,67 |
41,00 |
13,67 | |
2009 |
6 |
29,00 |
9,67 | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
2010 |
7 |
22,00 |
7,33 | |||
2011 |
9 |
26,00 |
8,67 |
26,00 |
8,67 | |
2012 |
10 |
Анализ табл. показывает, что коэффициент миграционного прироста в среднем по трехлетиям снижается с 13,670/000 до 8,670/000, так за последнее трехлетие коэффициент миграционного прироста составил 260/000, что ниже значения показателя за первое трехлетие на 57,7%.
Таблица 11. Метод аналитического выравнивания по прямой
Год |
Коэффициент миграционного прироста на 10000 человек |
t |
yt |
t2 |
y срt |
2007 |
19 |
-3 |
-57 |
9 |
15,45 |
2008 |
16 |
-2 |
-32 |
4 |
14,02 |
2009 |
6 |
-1 |
-6 |
1 |
12,60 |
2010 |
7 |
1 |
7 |
1 |
9,74 |
2011 |
9 |
2 |
18 |
4 |
8,31 |
2012 |
10 |
3 |
30 |
9 |
6,88 |
сумма |
67 |
0 |
-40 |
28 |
67,0 |
Находим:
1) по формуле 1.3.14: 0/000
2) по формуле 1.3.7: 0/000
3) по формуле 1.2.11:
Метод аналитического выравнивания по прямой свидетельствует о том, что коэффициент миграционного прироста снижается в среднем ежегодно на 1,430/000.
2.5. Проблемы внутренней трудовой миграции РФ
Принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (далее – «Концепция») поставила перед Федеральной миграционной службой новые важные задачи. Большое место в данном стратегическом документе уделено такому важному направлению в миграционной политике как внутренняя миграция. Более того, в Концепции внутренняя миграция рассматривается как полноценный вид миграции наряду с миграцией международной. Все это свидетельствует о том, что важность внутренней миграции как полноценного вида миграционной активности граждан России и значение внутренней миграции для полноценного экономического и социального развития Российской Федерации было признано на самом высоком политическом уровне[2.69].
Однако использование внутренней миграции в качестве эффективного механизма перераспределения как актуальных (трудовая миграция), так и потенциальных (учебная миграция) трудовых ресурсов по территории Российской Федерации, осложняется в значительной мере отсутствием работающей системы мониторинга состояния внутренней миграции. В настоящее время Российская Федерация не входит в число стран, в которых существует отлаженные регистры населения. Но даже там, где они присутствуют качество статистики внутренней миграции нельзя назвать совершенным. В каждой из таких стран существуют те или иные проблемы, препятствующие качественному учету мигрирующего внутри страны населения. Такие проблемы существуют и в Российской Федерации.
Обозначим лишь некоторые из них:
1. Недостаточное качество статистического наблюдения. Система «регистрации по месту пребывания» и норма, введенная Постановлением Правительства РФ от 22.12.2004 № 825 «О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, которая предусматривает возможность пребывания гражданина России вне территории его постоянного проживания без оформления «регистрации по месту пребывания» в течение 90 суток, по сути дела вывело из зоны статистического наблюдения, осуществляемого как Росстатом, так и ФМС огромные массы людей (в частности: работающих вахтовым методом; маятниковая миграция).
2. Недостаточная сознательность граждан Российской Федерации. Многие из граждан Российской Федерации сознательно принимают решение не регистрироваться по месту пребывания. Такое решение они принимают исходя как из сложности привлечения их к ответственности, то есть установления самого факта правонарушения, так и мизерности наказания (в соответствии со статье 19.15. «Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации» КоАП отсутствие регистрации по месту пребывания наказывается штрафом в размере от одной тысячи пятисот до 2 двух тысяч пятисот рублей). Кроме того, на решение граждан Российской Федерации о регистрации по месту пребывания влияет такой экономический фактор, как нежелание оплачивать коммунальные услуги в полном объеме. До сих пор проживающие в квартирах не оборудованных счетчиками холодной/горячей воды оплачивают коммунальные услуги по тарифам, рассчитанным на количество зарегистрированных в жилом помещении.
3. Недостаточная комплиментарность
методологий служб, ответственных
за ведение реестров
внутримиграционной активности
граждан Российской Федерации. Данная проблема касается
прежде всего Росстата и ФМС России. Смысл
данной проблемы заключается в том, что
Росстат и ФМС России в качестве опорных
точек регистрации используют
различные территориальные образования.
Поясним на примере: существует
основной город, рядом с которым
расположен военный городок. Данный
военный городок не рассматривается
Росстатом как отдельное административно-
4. Отсутствие универсального
цифрового кода, на
основе которого возможно выстраивание единого реестра
внутримиграционной активности граждан
Российской Федерации. В
наибольшей степени роль
такого цифрового кода
в условиях Российской Федерации
может играть ИНН (индивидуальный
номер налогоплательщика),
который присваивается
органами налоговой
службы налогоплательщикам по запросу
гражданина по месту его
проживания. Однако, в настоящее
время численность граждан Российской
Федерации, обладающих ИНН, не является
100%. Как следствие, не все
граждане Российской Федерации
будут внесены в соответствующие
реестры. Кроме того,
органы налоговой службы
Российской Федерации
крайне неохотно
делятся информацией
о налогоплательщиках с представителями
других министерств и ведомств.
Что также затруднит
непосредственную работу
по созданию системы
учета внутримиграционной активности
граждан России. От успешного решения
вышеперечисленных и ряда других проблем
зависит успешность создания
системы мониторинга состояния
внутренней миграции в Российской
Федерации. Обозначенные выше проблемы
в значительно мере затрудняют
создание системы мониторинга внутренней
миграции в Российской Федерации. Тем
не менее,
К таковым можно отнести: недоверие граждан России к институтам власти в части возможности оных защитить информацию о гражданах от публичного доступа; усложненность процедуры регистрации по месту пребывания и по месту жительства. они позволяют выделить основные принципы, которые необходимо будет учитывать при создании подобной системы. Активное межведомственное взаимодействие. В настоящее время проблема внутренней миграции относится к компетенции целого ряда органов исполнительной власти: Минтруд России, Роструд, ФМС России, ФНС России, Минрегион России. Каждая из указанных служб обладает информацией о перемещении граждан России по территории страны. Зачастую данные сведения не совпадают (Например: человек работает в регионе, отличном от региона его постоянного проживания, платит налоги, но не встает на учет по месту пребывания). Аккумулирование данных сведений в едином источнике, их дальнейшая классификация и анализ является наиважнейшей задачей для создания системы мониторинга внутренней миграции. Данный принцип требует наличия координирующего органа, ответственного за формирование единого реестра граждан Российской Федерации[6.97].
Формирование единой методологии учета миграционной активности
граждан Российской Федерации. Существование разночтений в методологии учета миграции граждан России по территории Российской Федерации должно быть признано недопустимым, поскольку вследствие него в систему учета мигрантов могут проникать ошибки, негативно влияющие на формирование объективной карты миграции страны. Необходимо, чтобы данная методология предусматривала не только возможность отслеживать сами перемещения граждан страны по ее территории, но также половозрастной состав мигрантов, их профессиональный состав, а также национальный состав. Данные показатели позволят прогнозировать уровень удовлетворенности рынка труда регионов-реципиентов мигрантов, уровень демографического развития, социальной напряженности и напряженности в сфере межнациональных отношений.
Облегчение процедуры учета пребывания граждан Российской Федерации по месту пребывания. Учет данного принципа позволит резко повысить уровень сознательности граждан Российской Федерации, проживающих в регионах, отличных от регионов их постоянного места жительства. Идеальным вариантом был бы отказ от требования регистрироваться по месту пребывания по определенному адресу в пользу регистрации в конкретном отделении ФМС России. Также для облегчения процедуры учета граждан Российской Федерации по месту их пребывания было бы целесообразно использовать такие средства связи, как сеть интернет, позволив гражданину посещать органы ФМС России минимальное количество раз.
Учет данных принципов при создании системы мониторинга состояния внутренней миграции позволил бы в значительной мере сократить препятствия для ее развертывания, которые возникают в связи с вышеуказанными проблемами.
Заключение
На основании проведенного статистико-экономического анализа трудовой внутренней миграции в РФ можно сделать следующие выводы:
Первый этап работы - анализ однородности совокупности, по результатам которого можно сделать вывод, что между областями РФ имеются существенные различия в размере среднедушевых денежных доходов. При этом максимальный размер среднедушевых денежных доходов в Сахалинской области (12303,6 руб.), а минимальный - в Курганской (4505,5 руб.). В Калужской области размер среднедушевых денежных доходов составил в 2011 году 5357,9 руб. Среднедушевые денежные доходы примерно половины субъектов РФ не выше 6043,9 руб., а другой половины - не ниже этого значения. Большинство регионов РФ, а именно 13 из 25 регионов, в том числе и Калужская область, имеют минимальные среднедушевые денежные доходы от 4505,5 до 6105,5 руб. 6 регионов имеют среднедушевые денежные доходы в пределах от 6105,5 до 7705,5 руб., и только 2 региона имеют максимальные среднедушевые денежные доходы (Магаданская и Сахалинская области) – от 10905,5 до 12505,5 руб.
Аналитическая группировка показывает, что в 1-ой группе регионов размер среднедушевых денежных доходов является максимальным и составляет 68534,7 руб. В 4-ей группе данный показатель является минимальным и равен 10302,1 руб. Среднедушевые денежные доходы регионов увеличиваются с 5271,9 до 11662,7 руб., при этом коэффициент миграционного прироста снижается с 1,7 до 1050/000.
5-ая группа регионов характеризуется максимальным средним размером среднедушевых денежных доходов – 11662,7 руб. 3-я, 4-я и 5-я группы регионов характеризуются средним размером среднедушевых денежных доходов выше среднего по совокупности, а именно 6777,5 руб.
В ходе анализа рядов динамики получили, что в среднем за 2007-2012 гг. коэффициент миграционного прироста составил 11,20/000, при этом в среднем за анализируемый период коэффициент миграционного прироста снизился на 1,80/000 или на 12,0%. В среднем по трехлетиям миграционный прирост на 10000 человек снижается с 13,670/000 до 8,670/000, так за последнее трехлетие коэффициент миграционного прироста составил 260/000, что ниже значения данного показателя за первое трехлетие на 57,7%.
В 2012 г. коэффициент миграционного прироста увеличился на 10/000 или на 11,1% по сравнению с 2011 г., а по сравнению с базисным 2007 г. наблюдается сокращение коэффициента миграционного прироста на 90/000 или на 47,4%. В остальные периоды также наблюдается снижение коэффициента миграционного прироста по сравнению с предыдущими периодами. По сравнению с базисным (2007 г.) годом наблюдается снижение коэффициента миграционного прироста во все периоды, при чем максимальное снижение приходится на 2009 г. - 130/000 или на 68,4%.
Информация о работе Статистический анализ внутренней миграции в России