Управление конфлитками в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликта;
- дать общую характеристику объекту исследования:

Содержание работы

1. Сущность конфликта в современной организации
2. Типы конфликтов в организации
3. Источники конфликтов в организации
4. Стратегии поведения в конфликте
5. Общая характеристика Министерства энергетики и связи Архангельской области
6.Структура министерства энергетики и связи Архангельской области
7. Методы исследования конфликтов в министерстве энергетики и связи Архангельской области
8. Анализ управления конфликтами в министерстве энергетики и связи Архангельской области.
9. Пути разрешения конфликтных ситуаций в министерстве энергетики и связи Архангельской области.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

kursovaya (1).docx

— 53.59 Кб (Скачать файл)

Позиционные конфликты. Позиционные  конфликты, или конфликты значимости, очень напоминают детские споры  на тему «кто главнее». Такие конфликты  возникают как на межличностном так и на межгрупповом уровне. Межгрупповые конфликты такого рода особенно характерны для организаций с линейно-штабной структурой. Штабные подразделения, выполняющие, по мнению основных (линейных) подразделений, вспомогательные функции, без которых можно обойтись, испытывают постоянное давление пренебрежительного отношения к себе и отвечают высокомерием с претензией на роль интеллектуального центра, чья деятельность недоступна пониманию «этих тупых производственников». На межличностном уровне и на уровне личность-группа конфликты значимости часто возникают на почве действительной или кажущейся недооценки вклада личности, ее роли в решении задач организации.

Конфликты справедливости. Близки к позиционным конфликтам и конфликты справедливости. Они  возникают на почве расхождений  в оценке трудового вклада. Но если предыдущая группа конфликтов локализована в сфере символического признания («кто важней?»), то конфликты справедливости обычно возникают в сфере распределения  материального вознаграждения. Как  правило, конфликты этого типа возникают  по вертикали и связаны с неясностью или неопределенностью критериев  оплаты труда и премирования.

Соперничество за ресурсы. Соперничество  за ресурсы существует в организации  всегда. Характер конфликта же оно  принимает тогда, когда исполнители, между которыми распределяется той  или иной ресурс, ставят в зависимость  от его получения выполнение своих  служебных задач. Соперничество  за ресурсы приобретает драматический  характер из-за механизма идентификации. Человек отождествляет себя со служебными функциями. Невыполнение какой-то производственной задачи воспринимается как личная неудача, хотя с имеющимися в распоряжении ресурсами эту задачу невозможно решить. В сущности, ситуация соперничества  за ресурсы представляет проблему для  вышестоящего руководителя. При нехватке ресурсов он должен определить степень  важности задач и выделять ресурсы  в соответствии с приоритетами.

Динамические конфликты. Эти конфликты имеют социально-психологическую  природу и обычно возникают в  новых коллективах, где еще не устоялась неформальная структура. Любая группа, как известно, проходит определенные этапы развития, в том  числе и этапы сплочение и  борьбы за лидерство. Можно по-разному  относиться к этому факту, но быстрее  всего группа сплачивается на почве  борьбы против общего врага. Если не удается  найти такого врага вне группы, то группа выдвигает кандидата на эту роль из своих рядов, превращая  его в козла отпущения, в виновника  всех неудач.

4. Стратегии поведения  в конфликте

Существует пять основных стратегий поведения при  конфликте:

· конкуренция (или соперничество);

· сотрудничество;

· компромисс;

· уклонение;

· приспособление.

Стиль конкуренции. При этом стиле поведения противники и  после разрешения конфликта сохраняют  настрой на борьбу с соперником, однако эта борьба преобразуется  в деловое соперничество - отдельные  члены организации или ее подразделения  стремятся опередить или отстранить соперника, избегая прямых конфликтных  взаимодействий. Очевидно, что при  установке на конкуренцию после  разрешения конфликта весьма велика вероятность возобновления конфликта, поскольку основные противоречия и  причины конфликта остаются и противодействие просто переводится в более спокойное русло. Вместе с тем при таком стиле поведения у участников конфликта сохраняется высокая степень мобилизации на выполнение той деятельности, которая позволяет им опередить соперника и добиться вознаграждения.

Однако следует иметь  в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в  близких личных отношениях, так как  кроме чувства отчуждения он ничего больше не может вызвать. Его также  нецелесообразно использовать в  ситуации, когда вы не обладаете  достаточной властью, а ваша точка  зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества. Разрешение конфликтов через сотрудничество представляет собой наилучший способ. При этом после прекращения конфликтных  взаимодействий и изменения конфликтной  ситуации стороны по-прежнему отстаивают свои интересы, но они стремятся  к их достижению, способствуя достижению целей другой стороны. Разобщенность  сторон в ходе протекания конфликта  сменяется сплоченностью при  реализации совместных интересов, что  возможно только в случае рациональных конфликтов, когда эмоциональная  составляющая поведения членов организации  не заслоняет причины конфликта, когда озлобление и неприязнь  не мешают сотрудничеству. В связи  с этим ясно, что если конфликт приобретает  эмоциональную окраску, нужно изменить установки конфликтующих сторон в отношении личностных особенностей участников конфликта, провести коррекцию  отрицательных групповых стереотипов.

Стиль компромисса. Является наиболее распространенным при разрешении конфликтных ситуаций, поскольку  конфликтующим сторонам трудно полностью  отказаться от своих притязаний. Следуя данному стилю, стороны конфликта  должны согласиться на частичные  уступки. При этом конфликт может  быть погашен или даже разрешен, поскольку причина конфликта  перестает казаться непреодолимым  препятствием. Однако необходимо учитывать  следующее:

- ориентация на компромисс  предполагает либо частичное  разрешение конфликта, либо прекращение  конфликтных взаимодействий с  переходом в состояние неустойчивого  равновесия;

- компромисс возможен  только при относительном равенстве  ресурсов (властных, информационных, материальных, престижных и т.д.) сторон или  при формировании отношений взаимной  зависимости. Если в конфликте  одна из сторон доминирует, ей  нет никакой выгоды ущемлять собственные интересы.

Стиль уклонения. При уклонении  участников от конфликтных взаимодействий конфликт очень часто приходит к  разрешению или угасанию. При этом стиле поведения на определенной стадии конфликта его участники  прекращают активно отстаивать свои права и уклоняются от активных конфликтных  взаимодействий. Такой стиль наиболее характерен для следующих ситуаций:

- один из соперников  обладает ресурсами, значительно  превосходящими ресурсы другой  стороны конфликта;

- причина конфликта не  столь значительна, чтобы из-за  нее вступать в жесткое конфликтное  противостояние;

- одному или обоим соперникам  невыгодна сама конфликтная ситуация (например, конфликт может нанести  ущерб престижу или имиджу  одного из участников конфликта).

Разрешение конфликта  через уклонение - двойственный и  весьма опасный результат. С одной  стороны, соперники отказываются от прямых конфликтных взаимодействий, что позволяет руководству организации  управлять конфликтной ситуацией, но с другой стороны, соперники могут  лишь подавить конфликт, который будет <тлеть>, если осталась без изменения  установка на продолжение противоборства. При наличии такой установки  сохраняется возможность для  появления нового, более разрушительного  и болезненного конфликта. Кроме  того, отсутствие открытых форм конфликтных  взаимодействий при уклонении вовсе  не исключает использования скрытых, латентных форм воздействия на соперника (провокации, обман, создание ложного  видения ситуации и т.д.). Разрешение конфликта через уклонение относится к пассивным способам поведения в конфликтных ситуациях, которые в целом мало приближают соперников к полному устранению противоречий.

Стиль приспособления. Разрешение конфликта через приспособление к ситуации изначально предполагает, что по крайней мере одна из сторон будет подчиняться другой стороне. Без этого невозможен сам процесс приспособления. В этом случае разрешение конфликта основано на принижении (нередко временном) одной из конфликтующих сторон, которая приносит в жертву свои интересы в пользу другой стороны конфликтного взаимодействия. Таким образом разрешаются конфликты при значительном доминировании одной из сторон, недостатке ресурсов или усталости от конфликта. Нередко приспосабливающаяся сторона теряет интерес к конфликту или руководствуется известным лозунгом: <Плохой мир лучше успешной войны>.

Ниже представлена графическая  форма стратегий выхода из конфликтов, позволяющая проанализировать конфликт и выбрать оптимальный стиль  поведения (сетка Томаса - Килменна).

Рисунок 1 - Сетка Томаса - Килменна

5. Общая характеристика Министерства энергетики и связи Архангельской области

Полное наименование министерства — министерство энергетики и связи Архангельской области. Сокращенное наименование министерства — минэнергосвязь АО.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Архангельской области, областными законами, договорами и соглашениями Архангельской области, иными нормативными правовыми актами Архангельской области, а также регламентом взаимодействия исполнительных органов государственной власти Архангельской области и настоящим Положением (приложение 1).

 Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные учреждения Архангельской области во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти Архангельской области, иными государственными органами Архангельской области, государственными органами иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями, иными организациями и гражданами.

Министерство обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Финансирование  министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.

Полномочия  министерства энергетики и связи  Архангельской области заключаются  в :

1) осуществление  мониторинга состояния объектов  топливно-энергетического комплекса  в Архангельской области;

2) осуществление  мониторинга подготовки объектов  топливно-энергетического комплекса  к работе в осенне-зимних условиях и прохождения отопительного периода;

3) установление  видов топлива для хозяйствующих  субъектов и топливопотребляющих установок Архангельской области;

4) разработка и реализация региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;

5) формирование  реестра государственных заказчиков  Архангельской области;

6) утверждение графиков: перевода потребителей газа на резервные виды топлива при похолодании; ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии;

7) предоставление  информации в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»;

8) согласование  перечня мероприятий программ  газификации жилищно-коммунального  хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Архангельской области;

9) участие в разработке, согласовании и реализации генеральной схемы газоснабжения и газификации Архангельской области;

10) разработка перечней  объектов топливно-энергетического  комплекса, подлежащих категорированию,  в целях установления дифференцированных требований обеспечения их безопасности;

11) направление уведомлений  в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в целях формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса;

12) принятие решений  о приостановлении в ходе внешнего управления продажи имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, принадлежащего должникам — субъектам естественной монополии в сфере топливно-энергетического комплекса;

13) рассмотрение  заявок и расчетов местных администраций муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции);

14) финансовое обеспечение:  закупки и доставки органами местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области каменного угля в районы Крайнего Севера;

15) подготовка и представление в контрольно-надзорные органы отчетности по поставкам топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции);

16) обеспечение предоставления  субсидий:

на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на сжиженный газ, отпускаемый населению для бытовых нужд;

на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую децентрализованными источниками электроснабжения;

Информация о работе Управление конфлитками в организации