Управление групповым взаимодействием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть групповое взаимодействие как неотъемлемую часть организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие коллектива и определить его сущность;
2. рассмотреть виды взаимодействия в коллективе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОЛЛЕКТИВ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ГРУППА
1.1 Сущность и различие подходов к понятию коллектив………………………………4
1.2. Виды взаимодействия в коллективе…………………………………………………...5
1.3. Особенности управления групповым взаимодействием……………………………..7
1.4. Руководитель как главное звено управления групповым взаимодействием………10 ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ НА ПРИМЕРЕ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ООО «1СК»
2.1. Виды групповых взаимодействий в организации ООО «1СК»……………………..13
2.2. Повышение эффективности группового взаимодействия в организации…….……16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Однако наряду с общими признаками группового формирования имеют свои специфические особенности. Попытаемся выделить особенности такой формы группового взаимодействия как команда.

Обратимся к определениям команд, которые даются в литературе. Так, Травин В.В. и Дятлов В.А. определяют команду как "тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий задачи как единое целое". Моргунов Е.В. при определении команды, говорит, что это группа профессионалов, которая "всегда направлена на решение деловой задачи, всегда, во-первых, действует, а уже потом, во-вторых, общается". Эти определения, на наш взгляд, очень хорошо отражают специфику содержания деятельности команд, способов и методов выполнения деятельности, а также требования, которые предъявляются к членам команды.

Что касается специфики команд с организационной точки зрения, то в этом они схожи со многими другими групповым формированиями. Обратимся к классификации рабочих групп Пугачева В.А., который выделяет:

  • Командные рабочие группы: руководитель и его помощники;
  • Целевые рабочие группы: работники, выполняющие общие задания;
  • Комитеты: относительно автономные группы, которым делегированы полномочия для выполнения определенных заданий.

Как видно, с организационной точки зрения команда представляет собой определенную группу людей, возглавляемых руководителем, или лидером, обладающая определенными полномочиями для выполнения, поставленных перед ней заданий, или достижения определенных целей.

Для успешного функционирования команды при ее формировании должны быть соблюдены следующие условия:

  • Люди, выполняющие работу, должны быть специалистами, все должны постоянно повышать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными, энциклопедическими в своей сфере знаниями, умениями и навыками;
  • Совокупный опыт и таланты людей, работающих в команде должен превышать опыт и способности тех, кто работает в одиночку;
  • Большинство людей должны иметь возможность как-то влиять на принятие тех решений, которые им приходится выполнять, при этом все имеют равные права в работе, но и ответственность за результаты носит коллективный характер;
  • Все должны ясно и полно представлять цель;
  • Обязанности постоянно уточняются, в процессе выполнения заданий распределение функций изменяется;
  • Подбор участников должен происходить с учетом психологической совместимости;
  • Управление командой должно осуществляться коллективно.

С учетом всего вышеизложенного можно определить команду как сформированное по определенным правилам коллективное образование, обладающее необходимой компетенцией и потенциалом, позволяющими наиболее эффективно достигать стоящих перед ним целей с учетом реализации интересов и гармоничного развития всех его членов. Данное определение, на наш взгляд, наиболее точно отражает особенности и преимущества командной деятельности.

Таким образом, как способ группового взаимодействия команда является одним из действенных механизмов достижения оптимального решения проблем. Однако существует опасность формирования членами команды неправильного представления по каким-либо вопросам. Причину этого выразил еще древнеарабский последователь Аристотеля Абу Наср аль Фараби, который говорил, что "группу людей, следующих одному мнению и ссылающихся на один и тот же авторитет, ведущий их за собой, ... можно рассматривать как один разум, а один разум может заблуждаться".

Преодолеть же данное противоречие можно только тогда, "когда различные умы сойдутся после размышлений, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, и тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут". Тем не менее, команда даже при определенных недостатках не теряет своих достоинств, и использование в организациях командных методов работы во многом может быть полезным.

 

1.4. Руководитель как главное  звено управления групповым взаимодействием

 

Процессы руководства и руководитель являются неотъемлемыми элементами организации. Руководство – это доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации для достижения организационных и личных целей, опирающееся на властную позицию и авторитет. На эффективность руководства влияют следующие его компоненты:

  • руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами;
  • властная, командная позиция (руководящая должность), располагающая ресурсами влияния;
  • авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния;
  • группа, подчиненные, обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии;
  • общая цель и конкретизирующие ее задачи;
  • организация (организационная структура), упорядочивающая и усиливающая руководящее воздействие;
  • внешняя среда, в которой осуществляется руководство;
  • ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство.

Важнейшим компонентом эффективного руководства является лидерство (от англ. leader – ведущий, вождь). Руководитель, обладающий всеми качествами лидера – идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения. Роли и функции руководителя определяют его место в трудовом коллективе. И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:

  • роль лидера, обладающего высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;
  • роль администратора – эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
  • роль планировщика – главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
  • роль предпринимателя – выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом минимизируя его. [11]

Более детально место руководителя в организации раскрывается в следующих десяти ролях:

"мыслитель" – общее осмысление положения  дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;

"организатор" – координация работы сотрудников;

"штабной работник" – обработка управленческой информации  и составление документации;

"кадровик" – отбор, расстановка, оценка персонала;

"воспитатель" – обучение и мотивация персонала;

"снабженец" – обеспечение группы всем  необходимым для трудовой деятельности;

"общественник" – участие в качестве ведущего  на заседаниях и совещаниях, работа с общественными организациями;

"инноватор" – внедрение передовых методов  труда и научно-технических достижений  в производство;

"контролер" – контроль за соблюдением  организационных норм и качеством продукции;

"дипломат" – налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Множество конкретных функций руководителя можно объединить в две основные функции: 1) достижение групповой цели; 2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Вторая функция имеет глубокое социально-психологическое содержание, оценка и использование которого позволяют существенно повысить эффективность деятельности и авторитет руководителя. В содержание функции сплочения группы входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:

  • обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
  • оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
  • защита и ободрение "тихих" членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
  • предупреждение и разрешение конфликтов;
  • защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
  • развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
  • всяческая поддержка групповых собраний;
  • внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильно понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
  • мотивация сотрудников;
  • инициирование конструктивной критики.

Функции руководителя выступают, кроме того, мерой оценки его индивидуальных качеств и способностей эффективно работать.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Управление групповым взаимодействием на примере страховой компании

2.1. Виды группового взаимодействия в организации  ООО «1СК»

Фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Первая страховая компания».

Юридический статус: Общество с ограниченной ответственностью.

         Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов различных субъектов при наступлении страховых случаев.

          Приведем слабые, сильные стороны организации.

Сильные стороны:

  • большой штат сотрудников;
  • у каждого сотрудника есть своя цель;
  • цели работников совпадают с целями организации;
  • чётко сформулированная стратегия;
  • высококвалифицированные работники;

Слабые стороны:

  • разделение всего персонала на группы;
  • непонимания между руководителем и подчиненным;
  • общение работников только в пределах организации;
  • нежелание руководителя бороться с неформальными группами;
  • попытки увольнения работников из-за несогласия с мнением руководителя;
  • персонал не воспринимает директора как лидера коллектива;
  • конфликты между руководителям и подчиненными;
  • конфликты между неформальными лидерами групп;
  • нежелание коллектива объединяться;

Как видно, слабых сторон значительно больше в организации, чем сильных.

Опишем существующие формальные и неформальные группы в ООО «1СК».

Формальным лидером в организации является ее генеральный директор.

Генеральный директор

Преимущества: Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл страхового дела. Хороший работник, не терпит некомпетентности, сам хорошо эрудирован в своей области. Очень работоспособен, иногда работает «на износ», считая, что только в этом случае может требовать того же и от других. В сфере производства добивается качественности выполняемой работы. Имеет большой лидерский потенциал, способен контролировать ход событий и адекватно принимать на себя ответственность за свою профессиональную деятельность.

Недостатки: От него нельзя ожидать гибкого изменения своего поведения соответственно ситуации. Когда его охватывают эмоции, к чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своём. Ему сложно признать, что он был не прав. Иногда не хватает, выдержи и хладнокровия в экстремальных ситуациях. В сфере межличностных взаимодействий ведущий фактор – доминирование. Умеет заставить людей трудиться. Критичен в оценке результатов чужой работы. Способен своё мнение высказывать прямо. В некоторых случаях от него нельзя ожидать мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. В случае возникновения конфликтных ситуаций считает, что использует тактики «сотрудничество» и «приспособление».

В организации его правой рукой является исполнительный директор. Эти два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.

Главными их «соперниками» являются начальник отдела страхования и ведущий специалист, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального лидера нет. Группа организовалась так как:

Информация о работе Управление групповым взаимодействием