Управление групповым взаимодействием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть групповое взаимодействие как неотъемлемую часть организации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие коллектива и определить его сущность;
2. рассмотреть виды взаимодействия в коллективе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОЛЛЕКТИВ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ГРУППА
1.1 Сущность и различие подходов к понятию коллектив………………………………4
1.2. Виды взаимодействия в коллективе…………………………………………………...5
1.3. Особенности управления групповым взаимодействием……………………………..7
1.4. Руководитель как главное звено управления групповым взаимодействием………10 ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ НА ПРИМЕРЕ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ООО «1СК»
2.1. Виды групповых взаимодействий в организации ООО «1СК»……………………..13
2.2. Повышение эффективности группового взаимодействия в организации…….……16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……………….25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Управление групповым взаимодействием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Коллектив организации как группа

1.1 Сущность  и различие подходов к понятию коллектив………………………………4

1.2. Виды взаимодействия в коллективе…………………………………………………...5

1.3. Особенности управления групповым взаимодействием……………………………..7

1.4. Руководитель как главное  звено управления групповым взаимодействием………10     ГЛАВА 2. Управление групповым взаимодействием на примере страховой компании  ооо «1ск»

2.1. Виды групповых взаимодействий в организации ООО «1СК»……………………..13

2.2. Повышение эффективности группового взаимодействия в организации…….……16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Появились организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, частные, смешанные, имеющие коллективную ответственность. Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняются отношения между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри организации. Меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу организаций.

В связи с этим актуальность выбранной темы очевидна. В настоящее время, вопрос управления персоналом организации встает особенно остро, поскольку каждая организация старается максимально оптимизировать свою деятельность, сделать ее более эффективной. Для осуществления целей предприятия (организации) необходимо общее усилие персонала. И управление коллективом играет в этом важнейшую роль.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть групповое взаимодействие  как неотъемлемую часть организации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. раскрыть понятие  коллектива и определить его  сущность;

2.  рассмотреть  виды взаимодействия в коллективе;

3. определить  важность руководителя в трудовом  коллективе;

4. изучить виды управления групповым взаимодействием на примере предприятия «1СК».

Предметом исследования является особенности управления групповым взаимодействием, а объектом коллектив данного предприятия.

         При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научной литературы, систематизация полученных данных, группировка, метод обобщения и др.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Коллектив организации как группа

1.1 Сущность  и различие подходов  к понятию коллектив

Человек - первоначальный элемент любой социальной общности. Он нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищут взаимоотношений с другими людьми.

Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое, трое или более людей постоянно проводят достаточно много времени вместе, то они постепенно начинают осознавать и существование друг друга психологически. Создается социально-психологическая общность.

Время, требуемое для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и характера взаимосвязи людей. Но результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание людьми того, что о них думают и чего от них ждут другие люди, заставляет их некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, то случайное скопление людей становится группой.

Группа - это совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессий, деятельности и т.д. От толпы она отличается тем, что толпа - это неорганизованное скопление людей, сборище.

        Группа - это социальная категория, и поведение людей в группе изучается социальной психологией. В группе люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

        Каждый из нас принадлежит ко многим группам. Мы члены групп семьи, родственников, друзей, студентов и т.д. Некоторые группы недолговечны. Они распадаются, когда миссия выполнена. Другие группы могут существовать долго и оказывать существенное влияние на своих членов и даже на внешнее окружение.

        В процессе совместного труда люди прямо или косвенно связаны между собой, вступают в определенные отношения, объединяются в группы, образующие коллектив.

         Коллектив - это группа людей, связанных устойчивой, совместной и общественно полезной деятельностью, которая предполагает наличие единых целей, организации и управления.

        Важнейшим звеном общественной структуры являются трудовые или производственные коллективы. Чтобы производить материальные и духовные ценности, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих связей существует производство.

Трудовой коллектив - это организационно оформленная группа работников, созданная для реализации комплекса производственных целей.

Важнейшей характеристикой трудового коллектива является единство целей его деятельности, которые вытекают из общественных потребностей и интересов. Поэтому трудовой коллектив - это не только социальная категория, но одновременно и средство достижения целей.

Если цели ясны и понятны членам трудового коллектива и становятся стремлением каждого его члена, то они сплачивают трудовой коллектив. Разумеется, что общность целей не устраняет некоторых разногласий среди членов трудового коллектива, так как люди различаются уровнем образования, жизненным опытом, особенностями характера и другими индивидуальными признаками. К числу других характеристик, определяющих понятие трудового коллектива, относятся его структура, величина, функции, процедуры общения и т.д.

Трудовой коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию (совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений) и психологию (общественное мнение, социальные чувства, коллективные привычки, традиции, настроения и т.п.).

В повседневной деятельности руководителю трудового коллектива важно уметь наблюдать поведение отдельных работников в труде, в общении, в познании, уметь сформировать, сплотить и воспитать коллектив.

 

1. 2. Виды взаимодействия в коллективе

Взаимодействие групповое - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Известны такие виды взаимодействия группового, как содружество, конкуренция и конфликт. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня развития. Структурированность группы проявляется в статусных отношениях, в действии признаваемых всеми членами группы нормах поведения и взаимодействия, в групповых целях и ценностях.

         Содружество - это тип отношений, характеризующийся взаимным доверием,  взаимопониманием.

          Конкуренция - соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

           Конфликт - столкновение противоположно направленных  целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Так же  коллективы можно разделить на официальные - «формальные» и неофициальны - «неформальные». Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования - постоянные или временные и т.д.

Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий - принцип их создания.

Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие - добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые - неформальными.

Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д. Оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.

Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы.

Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства или коллекционеры.

Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.

Формальные и неформальные группы имеют много общего.

Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы - у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамики тех и других свойственны одинаковы характеристики: сплоченность и конфликты.

В неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же - официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов.

Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная - как к должностному лицу, она устанавливается официально.

Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный - от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми нормами, в формальной - правилами и должностными инструкциями.

Наконец в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной - награждения и штрафы.

Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть.

Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит, в конечном счете, эффективность организации.

Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль.

Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации.

Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации - прямая обязанность менеджмента.

 

1.3. Особенности управления групповым  взаимодействием

 

В процессе своей деятельности, и в частности трудовой, людям в силу объективных причин приходиться принимать участие в разнообразных групповых процессах, охватывающих все сферы их жизни.

В этой связи с научно-практической точки зрения данному вопросу уделяется достаточно много внимания. В литературе выделяются такие формы группового взаимодействия как коллектив, рабочие группы, социальные группы, формальные и неформальные группы, профессионально-квалификационные, социально-демографические и т.д. группы и команды.

Исходя из этого, можно выделить общие черты (признаки) группового взаимодействия людей:

  • Наличие общих целей, как основы формирования группового взаимодействия (причем как групповых целей, так и индивидуальных);
  • Регулярное взаимодействие членов группового формирования друг с другом для достижения поставленных целей;
  • Идентификация себя всеми членами группового формирования с этим формированием;
  • Осуществление определенных действий, решение определенных задач членами коллективного формирования для достижения поставленных целей;
  • Наличие и признание всеми членами группового формирования общих ценностей, норм и правил поведения;
  • Разделение и кооперация труда членов группового формирования как основа их эффективной деятельности;
  • Создание возможностей для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группового формирования.

Информация о работе Управление групповым взаимодействием