Управленческие функции, их классификация и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

При управлении реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так и функции, присущие только конкретной системе. Наличие общих функций предопределяет принципиальное единство структуры процесса управления независимо от отраслевой принадлежности.
В курсовой как общие функции будут рассмотрены функции планирования, организации, мотивации и контроля.
Цель данной работы – рассмотреть основные функций управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1
Функции управления………………………………………………………….4
1.1. Понятие «функция управления»………………………………….4
1.2. История классификаций функций………………………………..5
Глава 2
Общие функции……………………………………………………………….7
2.1. Планирование………………………………………………….......7
2.2. Организация……………………………………………………......9
2.3. Мотивация……………………………………………………......12
2.4. Контроль………………………………………………………….16
Глава 3
Дополнительно выделяемые функции……………………………………..19
3.1. Регулирование……………………………………………………19
3.2. Координация и руководство…………………………………….20
3.3. Прогнозирование…………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………..23
Список использованных источников и литературы………………………25

Файлы: 1 файл

Цуканова Ю.В. гр. 832 ТУ.docx

— 49.91 Кб (Скачать файл)

Возможности контроля: позволяет осуществлять исправляющие воздействия на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели.

Объектами контроля являются предприятия и организации. Субъектами контроля могут быть руководители организаций, отделы технического контроля, государственные органы.

Предмет контроля – это процессы, проходящие в организации или ее элементы.

Задачи контроля:

  • сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция – учет);
  • оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов (функция – оценка);
  • анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция – анализ);
  • прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учёт и анализ.

По форме осуществления контроль может быть:

  • внутренним – система контроля организуется предприятием самостоятельно;
  • внешним – контроль со стороны внешних контрольных органов, вышестоящей организации, государственных органов и т.д.

Этапы функции  контроля:

1. Выработка стандартов. Стандарты – это конкретные цели, степень достижения которых поддается измерению.

2. Сопоставление со стандартами  реальных результатов. 

3. Принятие необходимых  корректирующих действий. К таким  действиям можно отнести устранение  отклонений, невмешательство в работы  или изменение стандартов.

Эффективная система контроля характеризуется:

  • стратегической направленностью;
  • ориентацией на результаты;
  • соответствием контролируемому виду деятельности;
  • своевременностью (нужная информация нужным людям до того, как произойдет кризис) и гибкостью;
  • экономичностью и простотой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Дополнительно выделяемые функции.

3.1. Регулирование

Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производственный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. 

Задача регулирования – обновление плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации. В зависимости от содержания проблемы (выявленного отклонения) и способа выработки регулирующего воздействия различают два вида регулирования:

  • реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;
  • упреждающее – проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

Направленные на нормализацию производственного процесса экстренные и эффективные меры включают в себя регулирование состояний:

  • производственной системы;
  • технологической дисциплины;
  • трудовой дисциплины;
  • финансовой и плановой дисциплины;
  • системы стимулирования и мотивации труда;
  • системы снабжения и сбыта;
  • маркетинговой системы.

К причинам, обусловливающим необходимость регулирования деятельности организации, относятся:

  • отклонения от плановых показателей состояния внутренней среды организации;
  • отклонения от плановых показателей, вызванные изменениями внешних факторов среды;
  • отклонения, связанные с организационными конфликтами.

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее. Неразрешенный конфликт часто ведет к стрессу сотрудников. Стресс — это значительно отклоняющееся от нормы состояние чувственной и эмоциональной сферы человека, когда его восприятие окружающей среды и поведенческие реакции неадекватны ситуации.

 

 

3.2. Координация и руководство

Координация как основная функция представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производстве и на хозяйстве иных организациях. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней. В других случаях координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.

Оперативная координация  работ состоит из этапов:

  • выяснение причин отклонений от плановых заданий;
  • определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения;
  • определение резервов, выделяемых предприятием для выполнения дополнительных работ;
  • уточнение распределения обязанностей и ответственности между менеджерами различных уровней управления, призванным устранять возникшие отклонения в ходе производства.

Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов. Содержание руководства как функции управления состоит в том, что руководитель влияет на других так, что его идею не только принимают, но и начинают внедрять. Для этого руководителю нужна власть – возможность влиять на поведение других людей.

Власть – это возможность влиять на поведение других.

Влияние – это поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека.

 

 

3.3. Прогнозирование

Прогнозирование — это вероятностное определение хода дальнейших событий.

Прогнозирование может осуществляться:

  • до начала процесса планирования;
  • параллельно с процессом планирования;
  • по окончании процесса планирования. 7

Если организация развивается  стабильно, без качественных скачков, период прогнозирования может составлять одну треть от периода ее предыстории.

 К важнейшим методам  прогнозирования относятся:

  • метод краткосрочного прогнозирования, основанный на сглаживании ряда;
  • метод долгосрочного прогнозирования, основанный на выявлении тенденций развития ряда;
  • метод экспертных оценок;
  • метод «мозгового штурма»;
  • метод прогнозирования сценариев развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Функция управления — это  конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также  соответствующая организация работ.

Впервые функции были выделены и описаны Анри Файолем, который рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Но наиболее популярной классификацией считается классификация, данная М. Месконом (планирование, организация, мотивация и контроль).

Функции разделяют на общие и конкретные (специальные). Общие - планирование, организация, мотивация и контроль. Как конкретные функции в данной курсовой были рассмотрены регулирование, координация, руководство и прогнозирование.

Планирование – управленческая деятельность, которая совмещает  в себе функции принятия решений, целеполагания.

Организация  – управленческая деятельность, направленная на обеспечение  упорядочения процесса управления в  целом.

Мотивация – управленческая деятельность, процесс побуждения к  выбору того или иного типа поведения 

Контроль – управленческая деятельность, направленная на выявление, исправление и предупреждение отклонений достигнутых результатов от намеченных установок, параметров, целей.

Регулирование — вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы  в сфере действия объективных  законов, принципов и обеспечению  условий проявления объективных  процессов и тенденций.

Координация – вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью  людей в производстве и на хозяйстве  иных организациях.

Руководство – управленческая деятельность, обеспечивающая нормальное протекание производственных и управленческих процессов.

Прогнозирование — это  вероятностное определение хода дальнейших событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с. – (Серия «Высшая школа»).

2. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»).

3. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.

4. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2003. — 528 с.: ил.

5. Гусева Е.П. МЕНЕДЖМЕНТ: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 416 с. 

6. Составитель: Руденко В. И. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Руденко В. И. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 192 с. (Зачет и экзамен).

7. Коллектив авторов. Теория управления: Шпаргалка. Шпаргалки от РИОРа – «Теория управления: Шпаргалка»: РИОР; М.; 2010.

 

 

 

 

1  Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2006. С. 28.

2  Составитель: Руденко В. И. Менеджмент: Пособие для подготовки к экзаменам — Ростов н/Д., 2005. С. 44.

3  Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб., 2000. С. 24.

4  Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб., 2000. С. 26.

5  Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М., 2003. С. 116.

6  Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. – СПб., 2002. С. 111.

7  Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб., 2000. С. 23.

 


Информация о работе Управленческие функции, их классификация и соотношение