Сущность мотивационных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями различных форм собственности встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом социально-экономического поведения, приспосабливая все стороны деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого сотрудника в конечные результаты деятельности организации. Одна из главных задач для организаций - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Мотивация, ее роль в управлении организацией
1.1. Мотивация и мотивационный механизм управления
1.2. Сущность, функции и модели трудовой мотивации
Глава 2 Мотивационный процесс в управлении организацией
2.1. Управление мотивационным процессом
Глава 3. Экономическая теория А.Маршалла.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Сущность мотивационных процессов..docx

— 118.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

на тему: «Сущность мотивационных процессов»

по дисциплине «История менеджмента»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград 2013

 

 

 

 

Содержание

Введение           3

Глава 1. Мотивация, ее роль в управлении организацией

1.1. Мотивация и мотивационный механизм управления    

1.2.  Сущность, функции и модели трудовой мотивации     

Глава 2 Мотивационный процесс в управлении организацией  

2.1. Управление мотивационным процессом

Глава 3. Экономическая теория А.Маршалла.    

Заключение          

Список используемой литературы       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях формирования новых  механизмов хозяйствования, ориентированных  на рыночную экономику, перед предприятиями  различных форм собственности встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом  социально-экономического поведения, приспосабливая все стороны деятельности к меняющейся ситуации. В связи  с этим возрастает вклад каждого  сотрудника в конечные результаты деятельности организации. Одна из главных задач  для организаций - поиск эффективных  способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей  является их мотивация.

Понятие мотивации тесно  связано с проблемой управления персоналом. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.

Успехи менеджмента в  научной организации труда, во внедрении  в производство достижений науки  и передового опыта еще более  обнажили неопределенности в теории и практике управления мотивацией работника. В итоге, большинство организаций  сегодня существуют в невольной  дисгармонии между высоким уровнем  нормативно-технической оснащенности и недопустимо низким уровнем  заинтересованности работника в  результативном и качественном труде.

Даже благополучные компании постоянно испытывают проблемы, связанные  с уходом грамотных и инициативных работников. Это свидетельствует  о недостаточной проработке методики мотивации их профессионализма. Если для компаний с низким уровнем  специализации труда данная проблема не актуальна, так как замена ушедшему специалисту может быть подготовлена в короткие сроки, то для инновационных  и других организаций с высоким уровнем специализации решение этой проблемы имеет жизненно важное значение. Утечка квалифицированных кадров для них оборачивается настоящей катастрофой

Мотивация становится критической  темой для управления, поскольку, стараясь добиться наилучших результатов  при наименьших затратах человеческих, и, соответственно, материальных ресурсов, у организаций не остается другого  выбора, как «заполучить тело, ум и душу» сотрудника. Очень часто  подчиненные не всегда выполняют  задания руководителя или выполняют  их не на должном уровне. Наиболее распространенной причиной этого является недостаточность  управленческих навыков и приемов  общения у руководителей. Руководство  организации может разработать  прекрасные планы деятельности, использовать современные технологии и оборудование. Однако все эти действия могут  оказаться бесполезными, если все  члены организации не будут справляться  с возложенными на них обязанностями  и своим трудом способствовать достижению стоящих перед организацией целей  и задач. При этом руководитель любого уровня должен понимать, что каждый индивид с присущей ему оригинальностью, неповторимым набором личностных качеств  и характеристик любую конкретную порученную ему работу персонифицирует, следуя сложившейся системе ценностей  и норм. С одной стороны, это  затрудняет процесс эффективного управления. Но, напротив, если знать, что движет конкретным человеком, что побуждает  его совершать те или иные действия, то есть, осознавая мотивации его  деятельности, можно таким образом  построить управление, что без  использования каких бы то ни было методов принуждения, индивид будет  сам стремиться к тому, чтобы выполнить  необходимую работу как можно  более результативно и качественно.

 

 

Глава 1. Мотивация, ее роль в управлении организацией

Человек может выдержать  любое «что»,

если у него есть достаточно большое «зачем».

Ф.Ницше

 

Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается  воздействие на персонал предприятия.

Термин «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих  поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как  характеристика процесса, который стимулирует  и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким  образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность. В самом  общем виде мотивация человека к  деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне, так  и внутри человека и заставляют его  осознанно или не осознанно совершать определенные поступки.

Мотивация - это, прежде всего, побуждение к чему-либо. Под мотивацией ряд авторов понимает внешнее  или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы  его инициирования, побуждения. Другие считают, что мотивация - это направление  к деятельности, состояние личности, которое определяет, насколько активно  и с какой направленностью  действует человек. Существует также  мнение, что мотивация представляет собой процесс сопряжения целей  предприятия и целей работника  для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, систему различных  способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия.

Анализ приведенных определений  показывает, что мотивация заключается  в создании таких условий деятельности, при которых происходит отождествление интересов предприятия и работников, и то, что выгодно и необходимо одному, становится настолько же необходимо и выгодно другому.

Мотивация значительно влияет на выполнение персоналом своих производственных обязанностей. Она призвана активизировать деятельность человека в следующих  направлениях: усиление; активизация; старание; настойчивость; добросовестность; целенаправленность деятельности.

Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его  объяснения понятия: потребности, мотивы, цели.

Потребности - это состояние  человека, испытывающего нужду в  объекте, необходимом для его  существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.

Мотивы - это побуждения человека к действию, направленные на результат (цель).

Цели - это желаемый объект или его состояние, к обладанию  которым стремится человек.

 

    1. Мотивация и мотивационный механизм управления

 

Мотивация — процесс мотивообразующих воздействий, то есть воздействий на побуждающие факторы человека, под влиянием которых у него возникает потребность работать так, чтобы содействовать достижению целей организации. Таким образом, мотивация является функцией управления.

Мотивационный механизм — совокупность мотивов, формирующихся под влиянием мотивообразующих воздействий.

 

Мотивообразующие  факторы — факторы различной природы, под влиянием которых имеют место мотивообразующие воздействия.

Мотивационнозначимая  цель — цель, на достижение которой направлена та или иная совокупность мотивов.

Мотивационный механизм является одним из компонентов механизма  заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результатов предпринимательской деятельности. Понятие мотивации означает всю совокупность мотивообразующих факторов и процессов, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к достижению жизненно необходимых целей. Такое стремление предполагает активность в изменчивой среде и требует ситуативной реакции. В процессе ситуативного развития мотивации оценивается возможность и определяется способ достижения необходимого результата.

Эффективный механизм мотивации  может быть создан в условиях свободы  выбора каждым человеком нужных ему  видов и форм деятельности, в условиях свободного развития всех форм собственности.

Мотивационный механизм производственного  процесса (научно-производственной, производственной и маркетинговой деятельности компании) можно представить четырьмя подмножествами мотивов (мотивационных механизмов), каждое из которых направлено на достижение определенного подмножества целей компании :

  • мотивационным механизмом высококачественного производительного труда (ММ 1);
  • мотивационным механизмом научно-технического развития производства (ММ 2);
  • мотивационным механизмом предпринимательства (ММ 3);
  • мотивационным механизмом хозяйствования (ММ 4).

 

Приведем краткую характеристику мотивационных комплексов, составляющих мотивационный механизм управления компанией.

Мотивационный механизм высококачественного  производительного труда имеет  целевую направленность на рациональное использование производственных ресурсов, повышение производительности труда, бездефектное изготовление продукции, сокращение сро-ков освоения производства новой конкурентоспособной продукции. В его основе лежат внутренние мотивы, определяемые предрасположением  личности к труду (ВМ), внешние положительные  мотивы, вызывающие у работников положительную  реакцию и побуждающие к труду (ВПМ), и внешние отрицательные  мотивы, вызывающие отрицательную реакцию  и как бы принуждающие к труду (ВОМ).

Мотивационный механизм развития производства направлен, в первую очередь, на повышение научно-технического уровня производства, создание и освоение новых видов продукции. В основе этого механизма лежат мотивы нововведений в производстве, генерируемые внутренними элементами производственного  процесса и внешней средой, мотивы восприятия нововведений производственной системой, мотивы инженерно-технического творчества, как непосредственных участников процесса технического развития, так  и участников производственного  процесса.

Мотивационный механизм предпринимательства  направлен на достижение успеха и  выживание в конкуренции в  ближайшей и отдаленной перспективе  на основе гибких диверсифицированных  реакций на изменения внешней  среды и осуществления непрерывной  цепи нововведений в продукцию и  технологию. Действенность этого  механизма обеспечивают мотивы конкуренции  и кооперации при создании новой  продукции и технологии, предпринимательские  стратегии, мотивы пред-принимательского риска, мотивы предпринимательских  реакций на изменения внешней  среды, мотивы внутрифирменного предпринимательства, обеспечивающего гибкость управления и восприятие нововведений.

Мотивационный механизм хозяйствования направлен на максимизацию дохода, его оптимальное распределение  и наиболее выгодное использование  на основе трансформации форм собственности  и демократизации управления предприятием. Основу этого механизма составляют мотивы ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности и за развитие предприятия, мотивы активного  участия в управлении производством  и делами акционерного общества, мотивы профессионального роста, мотивы рационализации оргструктуры предприятия и системы  управления.

Для многих трудовых коллективов  и руководителей предприятий, а  также органов управления высших уровней фундамент предпринимательства  — научно-техническое развитие производства и рационализация оргструктуры и  системы управления не имеет в  настоящее время мотивационной  значимости. Цели предпринимательства  и развития производства в этом случае остаются лишь ориентирами на будущее. Без сдвига мотивов на эти цели нельзя рассчитывать на их достижение. В первую очередь, необходим сдвиг  на цели предпринимательства и научно-технического развития мотивов хозяйствования с  тем, чтобы обеспечить накопление прибыли  и ее реинвестирование в развитие.

    1. Сущность, функции и модели трудовой мотивации

 

Для того, чтобы подключить человека к решению той или  иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. И только при соответствующих  мотивациях можно вдохновить людей  на решение сложных и сверхсложных задач.

Исследование трудового  поведения с позиции социологии управления исходит из понимания  его как процесса, определяемого  взаимодействием внутренних и внешних  побудительных сил. Внутренние побудительные  силы, имеющие сложную структуру, непосредственно связаны с процессом  мотивации трудового поведения.

 К структурным элементам  процесса мотивации относят потребности,  интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы. Процесс формирования этих внутренних  побудительных сил трудовой деятельности  понимают как мотивацию трудового  поведения. 

Сущность мотивационного процесса реализуется через присущие ему функции:

· Объяснительно обосновывающая, аргументированная целесообразность поведения субъекта.

· Регулятивная, блокирующая  одни действия и разрешающие другие.

· Коммуникативная, объясняющая  прогнозирующая общение в сфере  труда.

Информация о работе Сущность мотивационных процессов