Стимулирование труда персонала организации в ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала в современных условиях. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала организации;
проанализировать и дать оценку организации системы мотивации и стимулирования персонала;
разработать пути совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...………………………3
1.Теоретические аспекты и особенности мотивации и стимулирования персонала…………………………………….……………………………………….5
1.1. Понятие и сущность мотивации………………………………..………………5
1.2. Теории мотивации……………………………………………………………..10
1.2.1. Содержательные теории мотивации……………………………..…………10
1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………………………..19
1.3. Стимулирование трудовой деятельности…………………………………….26
1.4. Государственное регулирование оплаты труда……………………………...32
2. Характеристика организации ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»……………………….36
2.1. Общие сведения о компании ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»……………………...36
2.2. Характеристика и анализ организационной структуры управления на предприятии ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»…………………………………………….39
3. Анализ мотивационной деятельности в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и разработка путей ее совершенствования……………………………………………………....43
3.1. Исследование действующей системы мотивации…………………………...43
3.2. Пути совершенствования мотивации в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»…………..49
Заключение………………………………………………………………………….53
Список используемых источников………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 646.81 Кб (Скачать файл)

Основное значение двухфакторной теории заключается в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на  гигиенические  факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности  низшего уровня  уже  достаточно  удовлетворены.  И  наоборот,  менеджеры  не  должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные  мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности.

Наверное, наиболее удивительным и неожиданным открытием,  полученным  в результате проведённых Герцбергом исследований, стал тот  факт,  что  деньги однозначно были отнесены к  разряду  гигиенических  факторов,  а  отнюдь  не мотиваторов. Менеджеры  оказывают  себе  и  своим  организациям  плохую услугу,   когда   воспринимают   деньги   как   совершенное   средство   для удовлетворения всех потребностей, которые могут возникнуть у служащих [9].

Таблица 1 - Оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов

Факторы, повышающие производительность

Мотиваторы (заставляют меня лучше работать), %

Гигиенические факторы (делают работу более приятной), %

И то, и другое, %

       

Возможность продвижения

48

22

16

Хорошая зарплата

45

27

22

Зарплата, зависящая от качества работы

43

31

16

Признание

41

34

17

Работа, дающая возможность развивать способности

40

27

20

Работа, позволяющая мне заниматься своими делами

37

33

17

Высокая доля ответственности

36

28

14

Интересная работа

36

35

18

Работа, требующая творческого подхода

35

31

20

Факторы, делающие работу более приятной

     

Дополнительные льготы

27

45

18

Справедливое отношение

24

45

18

Информированность

21

49

16

Гибкий график работы

20

49

12

Хорошие отношения с начальством

19

52

12

Работа с людьми, которые нравятся

17

54

13

Работа без напряжения и спешки

15

61

13

Чистое, тихое рабочее место

12

56

12

Удобное расположение работы

12

56

12


Как показано в таблице 1, результаты проведённого исследования на основе опроса  служащих  можно  использовать  в  качестве   подтверждения   выводов Герцберга о различии между мотиваторами и гигиеническими факторами.

Менеджеры, которые пытаются разработать программу «обогащения  работы», должны помнить шесть условий, необходимых для успеха их деятельности:

1. Люди должны регулярно  узнавать о позитивных и  негативных  результатах своей работы.

2. Они должны сами составлять  расписание своей работы.

3. Им нужно предоставить  возможность психологического роста.

4. Они должны нести  определенную материальную ответственность.

5. У  них  должна  быть  возможность  открытого  и  приятного  общения  с начальством на всех  уровнях управления.

6. Они должны отчитываться  за производительность на участке, который  они контролируют [13].

1.2.2. Процессуальные теории мотивации

Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.

Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на поведении людей с учетом их восприятия и познания. Наиболее известными процессуальными теориями являются теория ожиданий Врума, теория справедливости Адамса, теория мотивации Портера-Лоулера и теория постановки целей Локка [2].

Теория ожиданий Виктора Врума.

Большинство современных процессуальных теорий  мотивации  рассматривают мотивацию  как  процесс  управления  выбором.  Такое  определение  мотивации впервые дал Виктор Врум.  Он  утверждал,  что  люди  постоянно  находятся  в состоянии мотивации. Таким образом, согласно Вруму,  для  того,  чтобы  быть успешным менеджером, необходимо показывать подчинённым, что  направление  их усилий на достижение целей организации приведёт к скорейшему  достижению  их личных целей. Согласно теории ожидания Врума, подчинённые работают  наиболее продуктивно,  когда  они  уверены,  что  оправдаются  их  ожидания  в   трёх областях:

1. ожидания в  отношении  «затраты  труда  -  результатов»  (З-Р)  -  это соотношение между  затраченными усилиями и полученными  результатами;

2. ожидания в отношении  «результатов-вознаграждений» (Р-В) - эти  ожидания определённого вознаграждения  или  поощрения  в  ответ  на  достигнутый уровень результатов;

3. третий фактор, определяющий  мотивацию в  теории  ожидания  -  ценность полученного поощрения  или вознаграждения.

Ожидания в отношении затрат труда - результатов. Когда человек спрашивает себя, «В какой степени я могу ожидать, что мои усилия приведут к количественным и качественным результатам,  которые  нужны моему  менеджеру?»,  то  ответ  на  него  выражается  термином  «ожидания  в отношении «затраты труда - результаты»». Чем сильнее  ожидание,  что  усилия приведут к желаемому результату, тем больше вероятность,  что  этот  человек качественно выполнит поставленную перед ним задачу.

Ожидания в отношении «результаты труда - вознаграждение». После того, как служащий оценит ясность того, что он  сможет  выполнять данную работу успешно, он  задаёт  себе  вопрос:  «Если  я  должным  образом выполню эту работу, какого я могу ожидать вознаграждения,  соответствует ли оно тому вознаграждению, которое я хочу получить?».  Чем  крепче  уверенность  рабочего  в  том,  что менеджер выплатит обещанное им вознаграждение, тем  выше  вероятность  того, что рабочий станет  усердно  выполнять  задание,  данное  им  менеджером.

Ценность вознаграждения. Даже если служащие уверены в том, что они могут  выполнять  ту  работу, которую  от  них  ждёт  менеджер,   и   что   они   получат   обещанное   им вознаграждение, они  всё  равно  задают  себе,  возможно,  наиболее  трудный вопрос: «Если я получу то вознаграждение, которое хочу  получить,  будет  ли оно достаточно ценным для меня и смогу ли  я  с  его  помощью  удовлетворить свои основные потребности?». Согласно теории ожидания ответ на  этот  вопрос заключается в измерении ценности вознаграждения [3].

Ценность вознаграждения,  является  наиболее  важным  элементом  теории мотивации и, к сожалению, не всегда берётся в расчёт менеджерами.

При описании ценности вознаграждения важным термином является валентность. По  Вруму,  валентность  -  это  мера  ценности   или   приоритетности. Валентность вознаграждения измеряется  от  высоко  положительной  (1.00)  до строго отрицательной (-1.00). Валентность отражает то, в какой степени для человека желателен каждый конкретный результат, насколько он для него привлекателен или, наоборот, непривлекателен, т.е. валентность как бы отражает приоритеты для человека тех или иных результатов. Важно подчеркнуть, что для положительной валентности обобщенного результата совсем не обязательно иметь положительную валентность каждого конкретного результата. Может быть так, что высокая позитивная валентность отдельных результатов будет перекрывать негативную валентность других результатов, и в совокупности общий результат будет иметь положительную валентность [15].

Теория  ожидания  Врума  предлагает  несколько   советов   по улучшению действий менеджеров.

-  Процесс  сравнения  потребностей  подчинённых  с   вознаграждениями, получаемыми ими  от организации, должен быть систематическим.

- Подчинённым  часто  требуется  помощь,  чтобы  осознать  связь  между затраченными усилиями,   полученным   результатом,    вознаграждением    и удовлетворением  потребностей. Их уверенность растёт,  если  они  видят,  что менеджер  уделяет  большое  внимание  этой  взаимосвязи  и  поощряет   своих  подчинённых придерживаться конкретного  курса действий.

- Так как для разных  людей приоритетными являются  самые  разнообразные потребности  и,  следовательно,  ценность  вознаграждения,  полученного   от организации, для всех  неодинакова,  менеджер  может  усилить  мотивационный  потенциал вознаграждений, если  поймёт,  какие стимулы  наиболее  эффективны для каждого подчинённого.

-  Менеджеры  должны  усилить  мотивационный  потенциал  самой  работы, которую они предлагают  своим подчинённым. Кроме этого, они должны  постоянно демонстрировать  свои   способности,   как   менеджеров,   давать   значимые  вознаграждения, когда цели организации  достигнуты [8].

Теория справедливости Дж. Стейси Адамса.

Одним из постоянных стремлений людей является желание получать справедливую оценку своим действиям. При этом справедливость связывается с равенством, в сравнении с отношением к другим и оценке их действий. Если человек считает, что к нему подходят так же, как к другим, без дискриминации, оценивают его действия с тех же позиций, что и действия других, то он ощущает справедливость отношения к себе и чувствует себя удовлетворенным. Если же равенство нарушается, если отдельные члены организации получают незаслуженно высокую оценку и вознаграждение, то человек чувствует себя обиженным, и это приводит к расстройству и неудовлетворенности. При этом неудовлетворенность может наступить даже тогда, когда человек получает высокое по отношению к затратам его труда вознаграждение. Влияние данного момента на взаимоотношение человека с организацией положено в основу одной из теории мотивационного процесса — теории справедливости [2].

Основателем теории равенства является Стейси Адамс, который на основе исследований, проведенных им в компании «Дженерал Электрик», сформулировал положения этой теории. Основная идея теории равенства состоит в том, что в процессе работы человек сравнивает то, как были оценены его действия, с тем, как были оценены действия других. И на основе этого сравнения в зависимости от того, удовлетворен ли он своей сравнительной оценкой или нет, человек модифицирует свое поведение.

Теория равенства исходит из того, что в процессе сравнения, хотя и используется объективная информация, например, величина заработной платы, сравнение осуществляется человеком на основе его личного восприятия и своих действий, и действий людей, с которыми он проводит сравнение. Теория равенства оперирует следующими основными категориями. Индивид — человек, который рассматривает оценку организацией его действий с позиций справедливости и несправедливости. Сравниваемые лица — отдельные люди и группы людей, по отношению к которым индивид проводит сравнение оценки своих действий. Воспринятое вознаграждение индивида, — объединенная сумма вознаграждения, полученная индивидом за отдельные результаты деятельности. Воспринятое вознаграждение других — сумма всех вознаграждений, которые в представлении индивида получили сравниваемые лица. Эта оценка также носит субъективный характер, так как базируется на информации отдельных данных, а иногда и слухах, которые получил индивид. Воспринятые затраты индивида — восприятие человеком того, что он внес со своей стороны для осуществления действий и получения результата. Воспринятые затраты других — представление индивидом о совокупной величине затрат, вклада, осуществленного сравниваемыми лицами. Норма — отношение воспринятых затрат к воспринятому вознаграждению. Выделяется два типа норм. Норма первого типа отражает соотношение воспринятого вознаграждения индивида к воспринятым затратам индивида. Норма второго типа отражает отношение воспринятого вознаграждения других к воспринятым затратам других [9].

Теория справедливости говорит, что для человека очень важно то, как соотносится его норма с нормой других. Если нормы равны, то человек, даже и при меньшем вознаграждении, ощущает справедливость, так как в данном случае имеется равенство. Если его норма ниже, то он считает, что его вознаграждают недостаточно. Если же его норма выше, то он считает, что его излишне вознаграждают.

 

Теория мотивации Портера-Лоулера.

Комплексная  процессуальная  теория  мотивации,  известная  как  модель Портера - Лоулера, построена на основных элементах теории ожидания и  теории справедливости.  Двое  исследователей  Лайман   Портер   и   Эдвард   Лоулер разработали модель, включив в нее пять переменных величин:

- затраченные усилия;

- восприятие;

- полученные результаты;

- вознаграждение;

- уровень удовлетворенности.

Содержание модели  Портера  -  Лоулера  сводится  к  следующему:  чтобы достичь  определенных  результатов  и  получить  достойное   вознаграждение, человек  затрачивает  усилия,  зависящие  от  его  способностей,   опыта   и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью  вознаграждения. Так же как и в  теории  постановки  целей,  вознаграждения могут  быть  внутренними  (чувство  удовлетворения  о  выполненной   работы, чувство  компетентности  и  самоутверждения)  и  внешние  (повышение  оплаты труда,  премия,  благодарность   руководителя,   продвижение   по   службе). Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворенности,  который,  в свою очередь, будет влиять на поведение человека в будущем.

Информация о работе Стимулирование труда персонала организации в ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"