Стили руководства и тип руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Очень важно и то, учитывает или же наоборот, игнорирует менеджер мнения персонала, подбирает ли для них роли, соответствующие профессиональному потенциалу каждого конкретного человека. Из этих черт и складывается конкретный стиль руководства. Как правило, он обусловлен уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей руководителя, а также его темпераментом – т.е., всем тем, что определяет содержание его личности. Правильный стиль руководства создаёт благоприятную психологическую обстановку, повышает культуру управленческого труда, качество труда персонала.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Руководство персоналом 6
1.1. Понятие руководство и стиль руководства 6
1.2. Классификация стилей руководства по подходам 11
Глава 2. Эффективный стиль управления 20
2.1.Сравнительный анализ основных стилей управления 20
2.2. Выбор стиля руководства в организациях 25
Заключение 32
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Стили и тип руководства..doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

Российский Государственный Педагогический университет А.И. Герцена

Волховский филиал

Кафедра менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Теория организации»

На тему: Стили руководства и тип руководства

 

Выполнила: студентка

Направленности  менеджмент организации

дневного  отделения 

группы –  МО-42

Рыбкина Валерия  Сергеевна

 

Подпись____________

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель  кафедры менеджмента

Кононова Ольга Михайловна

Оценка_____________

Подпись____________

Дата_______________

 

 


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поведение руководителя оказывает значительное влияние на внутренний климат в компании, от которого напрямую зависит результат деятельности сотрудников. Менеджмент и практическая психология свидетельствуют, что для подавляющего большинства подчиненных при получении приказа от менеджера огромное значение имеют такие факторы, как тон, манера поведения руководителя, конкретные слова, в которые облечены инструкции и т.д.

Очень важно и то, учитывает  или же наоборот, игнорирует менеджер мнения персонала, подбирает ли для  них роли, соответствующие профессиональному потенциалу каждого конкретного человека. Из этих черт и складывается конкретный стиль руководства. Как правило, он обусловлен уровнем общих и профессиональных знаний, опытом, идеалами и системой ценностей руководителя, а также его темпераментом – т.е., всем тем, что определяет содержание его личности. Правильный  стиль руководства  создаёт благоприятную психологическую обстановку, повышает культуру управленческого труда, качество труда персонала.                    

Актуальность, данной темы состоит в том, что от выбора стиля руководства, зависит развитие  фирмы. Стиль управления влияет на многие факторы процветания организации. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое.

Руководитель  должен выбирать эффективный стиль  управления взаимодействия с подчинёнными, тогда работники станут работать эффективнее, лучше, качественнее, что приведет к процветанию организации. « Хорошего» руководителя отличает способность вдохновлять подчинённых, усиливать их стремление к достижению целей организации.     « Хороший» руководитель не только знает, куда он ведёт подчинённых, но и побуждает их следовать за собой. «Стили управления задают сами подчиненные и сфера, в которой вы работаете. Если на это накладываются ваши природные таланты, жизненный опыт и знания, то может получиться очень эффективная модель управления людьми». 1Сейчас часто выбирают индивидуальный стиль управления, то есть стиль выбирается в  зависимости от ситуации.

Самые успешные лидеры умеют виртуозно пользоваться разными инструментами управления –— разными стилями. Если нужно  поднять командный дух, урегулировать  конфликты в коллективе, они "включают" товарищеский стиль, дружески болтают  с подчиненными, вместе с ними после работы идут смотреть футбол. Но в кризисных опасных ситуациях, когда нужны четкие распоряжения и решительные действия, товарищеский стиль автоматически выключается — и вот уже перед нами авторитарный командир, которого невозможно ослушаться. Формирование индивидуального стиля руководителя – это достаточно сложный психологический процесс, влекущий за собой, в  конечном итоге, стойкие изменения в поведении и действиях руководителя.

Цель  курсовой:  изучить различные стили и типы руководства, и их эффективность.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие « руководство персоналом» т.е. раскрыть понятие       « руководство» и « стиль руководства».
  • изучить классификацию стилей руководства по подходам (поведенческий, ситуационный и адаптивный подход и т.д.)
  • провести сравнительный анализ основных стилей руководства (авторитарный, демократический, либеральный)
  • описать, как осуществляется выбор руководства. Описать стили руководства на примере конкретных организаций. Выбрать  наиболее эффективный стиль руководства в организациях.
  • Сделать выводы по изученной теме.

Объект  курсовой:  выбор эффективного стиля руководства.

Предмет курсовой: стили и типы руководства.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава «Руководство персоналом»  состоит из 2-хразделов. В первом разделе раскрываются понятия « руководство» и « стиль руководства».  Во втором разделе описывается классификация стилей руководства по разным подходам, так же описаны типы руководства.

Вторая глава «Эффективный стиль управления» состоит из 2-х разделов. В первом разделе проводится сравнительный анализ основных стилей руководства. Во втором разделе описывается, как происходит выбор стиля руководства и какой стиль руководства наиболее эффективный. В конце сделаны выводы, по теме курсовой « Стили руководства и типы руководства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Руководство персоналом

 

1.1. Понятие руководство и стиль руководства

Менеджер – это руководитель, профессионально участвующий в управлении. Общеё особенностью деятельности менеджеров всех уровней управления является то, что они, по мнению крупного теоретика в области менеджмента Минцберга, исполняют различные роли. Одна из ролей менеджмента – это межличностная роль связана с реализацией менеджером  функций руководителя, лидера, в частности с формированием отношений внутри организации, созданием стиля управления, подбором и обучением сотрудников, мотивацией деятельности работников и координацией их усилий.

Руководство как функция управления — это целенаправленный процесс воздействия на коллективы (подчиненных) для выполнения конкретных определенных задач. Термин «руководство» подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

Руководство - процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм данных ему. Оно обеспечивает выполнение группой таких задач как: целеполагание                   (выработка ближайших и отдельных целей своей деятельности); поддержание взаимопонимания членов группы по важнейшим для них проблемам; информирование (передача членам группы необходимого объёма сведений и сбор информации, поступающей от них); принятие решений (формирование единого мнения группы по важнейшим вопросам реализации стоящих задач); контроль за деятельностью группы в важнейших сферах.

Руководство стоит рассматривать  как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей. Другим элементом руководства является непосредственное влияние на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Наличие такового со стороны одного человека позволяет выделить лидера, способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. Такая готовность быть ведомым может быть как осознанной, так и подсознательной. Обычно человек готов идти за кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в этом те или иные выгоды для себя. Это может быть награда, поощрение, личная выгода и т.д. Уровень подчинения зависит от мотивации, личных взаимоотношений, организаторских талантов руководителя, качества руководства.

Третий элемент руководства  – обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо не мешать их достижению. Чтобы ситуация складывалась именно так, а никак иначе, руководитель должен применить всю свою энергию и власть. В руководстве чрезвычайно возрастает роль руководителя в управлении, успех в высокой степени обусловлен способами воздействия на подчинённых, авторитетом руководителя как лидера, мерой реализации руководителем властных функций, принуждения к исполнению указаний, поручений.

Руководитель – это человек, который направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчинёнными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Менеджер осуществляет руководство- это управление процессами2:

  • согласование различных видов деятельности группы;
  • видение динамики процесса внутри группы и управление ею.

Сфера руководства включает 3 блока:

  • организационные формы, распределение обязанностей в постановке         задач, создание информационных структур;
  • работа с отдельными людьми и группами;
  • использование власти и принятие решений.

Конечной целью деятельности руководителя является достижение целей организации, что он, естественно, делает не без помощи подчиненных. А привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации – это и есть стиль руководства.

Стиль руководства —  привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности.3 Каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способностями, талантами. Поэтому четко классифицировать стили управления весьма трудно, хотя такие попытки предпринимались неоднократно.

Стиль руководства одновременно характеризует  личность и психологию руководителя, подчёркивает его  индивидуальность в том смысле, что большинство  руководителей склонны твёрдо придерживаться выработанного и укоренившегося в их управленческой деятельности стиля руководства, прибегая к его изменению только в особых ситуациях, вынуждающих приспособить  к ним  стиль руководства. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Принятый стиль руководства  может служить характеристикой  качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную  управленческую деятельность, а так  же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя. Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм.

Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу. Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий.

Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение  сначала мысленно продумывает все  возможные способы воздействия  на подчиненных и выбирает в зависимости  от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя. Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию.

Следовательно, в стиле  руководства выделяют, с одной  стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя.

Информация о работе Стили руководства и тип руководства