Стиль руководства: критерии выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является руководство и его элементы.
Предмет – стили руководства и критерии их выбора.
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наи-более оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.
2. Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Руководство 4
1.1. Управление и его элементы 4
1.2. Личность руководителя 6
1.3. Категории поведения руководителя Г. Юкла 10
1.4. Стиль руководства 14
Глава 2. Классификация стилей руководства 16
2.1. «Одномерные» стили руководства 16
2.1.1. Модель К. Левина 19
2.1.2. Модель Лайкерта 22
2.2. «Многомерные» стили руководства 24
2.2.1. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Муттона 24
2.2.2. Модель Танненбаума и Шмидта 25
2.2.3. Модель эффективного руководства Ф. Фидлера 26
2.2.4. Модель «путь-цель» Митчела и Хауса 27
2.2.5. Модель жизненного цикла А. Херси и К. Бланшара 28
2.2.6. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона 29
Глава 3. Формирование эффективного стиля руководства 31
Заключение 34
Список источников литературы 35

Файлы: 1 файл

теория управления курс.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности.

 Доминантность или способность  влиять на людей. Руководителю  необходимо обязательно обладать  данной характеристикой, так как  трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.

 Уверенность в себе. Влияние  этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.

 Эмоциональная уравновешенность  и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби

 Креативность или способность  к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

 Стремление к достижению  цели и предприимчивость - важнейшие  черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.

 Ответственность и надежность  в исполнении заданий. Дефицит  этих человеческих качеств мы  постоянно ощущаем в повседневной  жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную  ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

 Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в подчиненных.

 Общительность. По результатам  научных исследований более трех  четвертей своего рабочего времени  руководитель затрачивает на  общение. Поэтому коммуникационные способности у руководителя должны быть достаточно высокими. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.

1.3. Категории поведения руководителя Г. Юкла

Наиболее существенный вклад в  изучение деятельности руководителя в  последние годы внес Гарри Юкл, который  разработал девятнадцать категорий поведения менеджера. Этот список может быть использован при обучении молодых и переобучении опытных руководителей. Поможет им понять, что должен включать в себя процесс управления коллективом. Работа Юкла позволяет менеджерам создать правильный образ руководителя, просчитать правильность различных действий. И все это делается с целью выведения процесса производства на качественно новый уровень.

  1. Главный акцент на производство.

Данная сторона деятельности руководителя включает все мероприятия, осуществляемые с целью увеличения производительности и эффективности производственного процесса, в том числе и контроль.

  1. Чуткость, внимательность.

Менеджер, чтобы сохранить и  укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к его членам, строг и объективен. Он должен оказывать определенную поддержку людям, которые в него верят.

3. Воодушевление.

Способность лидера стимулировать  энтузиазм у членов коллектива, вселять  в них уверенность в собственных  силах, вдохновлять на выполнение любых  заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела.

4.Похвала и признание.

Руководитель может выразить признательность  за качественно выполненную работу, поблагодарить за особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного отношения в дальнейшем..

5. Вознаграждение за деятельность  на благо фирмы.

Руководитель может выразить свою признательность подчиненному в  виде подарка или денежной премии, либо повышение в должности, либо предоставления более благоприятных условий работы, либо увеличения времени отпуска и т. д.

6. Участие в принятии решений.Руководитель  проводит консультирование с  подчиненными по важным вопросам  ведения дел в компании, позволяет  им вносить корректировки в принятые им решения.

7.Передача полномочий.

Руководитель передает часть своих функций подчиненным, а соответственно распределяет часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ8. Разъяснение ролей.

Руководитель доводит до сведения подчиненных их обязанности и степень ответственности, объясняет правила, нормы поведения и работы в данной организации, дает им понять, чего конкретно он хочет от каждого из них

9. Постановка целей.

Руководитель уделяет внимание важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь.

10. Обучение.

Руководитель определяет потребность  в переподготовке и повышении  квалификации для своих подчиненных.

11. Распространение информации.

Руководитель держит подчиненных  в курсе всех событий, происходящих в фирме, включая сведения о деятельности всех подразделений внутри организации и за ее пределами. Доводит до сведения работников все решения, принятые высшим руководством, а так же информацию о проведении общественных акций, встреч и конференций.

12. Решение проблем.

Руководитель берет на себя инициативу по решению возникающих в процессе работы проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца.

13. Планирование.

Руководитель составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (оперативные планы, стратегии достижения целей, графики работ, сроки исполнения.

14. Координация действий.

Руководитель обязан обеспечивать четкую координацию между различными подразделениями организации, привлекать к этому процессу подчиненных, объяснять, насколько важна для производства четкая координация работ.

15 Облегчение работы.

Руководитель оказывает подчиненным  поддержку, снабжая необходимым  сырьем, обеспечивая дополнительными удобствами на рабочих местах, выявляет и устраняет разного рода проблемы, удаляет помехи из производственного процесса.

16. Привлечение консультантов.

Руководитель поддерживает контакты со специалистами в различных  областях и в случае необходимости прибегает к их помощи, совету, консультации.

17. Налаживание благоприятного  климата в коллективе.

Руководитель делает все, чтобы  в среде его подчиненных сохранялась  атмосфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи.

18. Управление конфликтами.

 Каждый руководитель должен  стремиться к тому, чтобы избегать  любого рода конфликтных ситуаций  в своем коллективе. Для этого  он может проводить определенную профилактическую работу. Если же избежать такой ситуации не удалось, то бремя решения проблемы снова ложиться на плечи лидера

19. Дисциплина и критика.

Любой управляющий в своей деятельности  сталкивается с ситуациями, когда необходимо восстановить пошатнувшуюся дисциплину, покритиковать подчиненных за недобросовестность, нарушение инструкций, некачественный труд. Дисциплинарными воздействиями могут быть официальное предупреждение, лишение премий, понижение в должности, увольнение.

Таким образом, работа Юкла позволяет  проследить большое влияние, которое оказывает деятельность руководителя на подчиненных, атмосферу в коллективе и результаты работы.[20,С 54]

 

 

1.4. Стиль руководства

«Стиль - одежда мысли»3

Следующей составной частью и главной  характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициа

тивному и творческому подходу  к выполнению возложенных на него обязано

стей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

 Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

Следовательно, в стиле руководства  выделяют, с одной стороны, его  общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических

требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.

Можно выделить основные факторы, характеризующие  стиль руководства:

 Требования, предъявляемые к  руководителям в отношении их  компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

 Специфика системы - ее цели  и задачи, управленческие структуры  и технология управления, функции  руководителя;

 Окружающая производственная  среда - технологический уровень  производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;

 Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем  взаимоотношений, его традиции и ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.

Таким образом, каждая организация  представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.

 

Глава 2. Классификация стилей руководства

2.1. «Одномерные» стили  руководства

 

Используя для анализа различные  источники можно определить разные классификации стилей руководства. Существует два подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному подходу относятся «одномерные» стили управления. «Одномерные» стили, характеризуются одним каким - то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Информация о работе Стиль руководства: критерии выбора