Стиль руководства: критерии выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является руководство и его элементы.
Предмет – стили руководства и критерии их выбора.
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наи-более оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.
2. Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Руководство 4
1.1. Управление и его элементы 4
1.2. Личность руководителя 6
1.3. Категории поведения руководителя Г. Юкла 10
1.4. Стиль руководства 14
Глава 2. Классификация стилей руководства 16
2.1. «Одномерные» стили руководства 16
2.1.1. Модель К. Левина 19
2.1.2. Модель Лайкерта 22
2.2. «Многомерные» стили руководства 24
2.2.1. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Муттона 24
2.2.2. Модель Танненбаума и Шмидта 25
2.2.3. Модель эффективного руководства Ф. Фидлера 26
2.2.4. Модель «путь-цель» Митчела и Хауса 27
2.2.5. Модель жизненного цикла А. Херси и К. Бланшара 28
2.2.6. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона 29
Глава 3. Формирование эффективного стиля руководства 31
Заключение 34
Список источников литературы 35

Файлы: 1 файл

теория управления курс.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

И УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЯМИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Теория управления»

на тему: «Стиль руководства: критерии выбора»

 

 

 

 

Выполнила студентка

заочной ускоренной на базе среднего образования формы обучения

группы ЭГС-031У

Корсукова Ксения Александровна

 

Научный руководитель

Кандидат социологических наук, доцент

Киселева Альбина Михайловна

 

 

 

Омск-2013

 

Содержание

 

 

 Стр

Введение

3

Глава 1. Руководство

4

1.1. Управление и его элементы

4

1.2. Личность руководителя

6

1.3. Категории поведения руководителя  Г. Юкла

10

1.4. Стиль руководства

14

Глава 2. Классификация стилей руководства

16

2.1. «Одномерные» стили руководства 

16

2.1.1. Модель К. Левина

19

2.1.2. Модель Лайкерта

22

2.2. «Многомерные» стили руководства

24

2.2.1. «Управленческая решетка» Р.  Блейка и Муттона

24

2.2.2. Модель Танненбаума и Шмидта

25

2.2.3. Модель эффективного руководства  Ф. Фидлера

26

2.2.4. Модель «путь-цель» Митчела и Хауса

27

2.2.5. Модель жизненного цикла  А. Херси и К. Бланшара

28

2.2.6. Модель принятия решений  руководителем Врума-Йеттона

29

Глава 3. Формирование эффективного стиля руководства

31

Заключение

34

Список источников литературы

35

Приложения

37


 

 

 

 

Введение

 

Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций  в системе «человек-человек». Это  накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.

Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

Объектом данной работы является руководство и его элементы.

Предмет – стили руководства  и критерии их выбора.

Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

    1. Рассмотреть, что представляет собой руководство и его основные элементы.
    2. Какими качествами должен быть наделен руководитель для эффективного руководства.
    3. Рассмотреть различные классификации  и модели стилей руководства.
    4. Сделать выводы по формированию эффективного стиля руководства.
    5. Сделать выводы по работе.

 Методы исследования: анализ научно-периодической печати, нормативно-правовой литературы; факторный анализ; структурный и факторный анализ.

Работа написана на сорока четырех страницах, проиллюстрирована девятью схемами и одной таблицей.

Глава1 Руководство

1.1. Управление и его  элементы

«Все управление, в конечном счете

сводится к стимулированию активности

других людей»1

Управление - это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники.

Элементы, на которые направлена эта  деятельность, составляют объект управления. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, которым  может быть как отдельный человек, так и группа людей.

Субъект управленческой деятельности - физическое лицо, живой человек, через которого реализуются управленческие отношения.

Предметом труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в  результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются варианты решений, то есть информация, исходя из которой объект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.

Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.

Управление можно разделить  на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением

 

между руководителем и подчиненным  ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией.

Таким образом, можно разделить  все поле деятельности управления на две части: на управление деятельностью и управление людьми (схема 1)[приложение, с 37 ]                           


Управление деятельностью, складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производственной работы и контроля за выполнением заданий. Управление деятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно.

Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

  1. Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу. Если они не смогут понять друг друга в процессе работы, то они не реализуют свои потенциальные возможности. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты, которые окажут плохое влияние на результаты работы.
  2. Субъект и объект управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в разных ситуациях. Когда в качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.
  3. Субъект и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, выполнять поступающие команды. Степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления.  И это составляет целую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что управление повсюду сопровождает деятельность человека. И всякая деятельность человека нуждается в управлении. Благодаря управлению оказывается возможной эта деятельность. Чем лучше осуществляется управление, тем выше вероятность успеха. От управления зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность действий людей. А так же заинтересованность человека - участника совместного труда в общем, результате. Вот почему начиная с определенного этапа развития производства и общества, все большее внимание уделяется управлению. Ставятся задачи совершенствования управления, поиска новых форм, определение возможностей его развития, используя средства новой техники, обогащения информацией и прочее.   

 

1.2. Личность руководителя

Личность руководителя можно представить  в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности.

Биографические характеристики. К ним относятся:

1.Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума          для менеджеров в тех или иных видах профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Так, проводя анализ материалов собранных Т. Коно, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, их американские коллеги несколько моложе - 59 лет. Вот что думает о данной проблеме. «Я всегда считал нелепой практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы обязаны независимо от его физического состояния немедленно отправить в отставку. Мы должны полагаться на наших старших менеджеров. Они обладают опытом. Они обладают мудростью».2 Иными словами, возраст - это во многом опыт; не только природная, но и социальная характеристика человека, в том числе и руководителя.

Таким образом, возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом и эффективностью руководства так и остается не определенной.

  1. Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя.
  2. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны.

Но исследователи отмечают, что  в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих в них людей значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся лидерами и проявляют малую склонность, чем мужчины добиваться этой роли. Это объясняется тем, что мужчины обладают большей компетентностью в решении групповых задач, а так же их стремлением обладать преимуществом в группе. Особое значение имеет наличие определенного стандарта поведения принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующее поведение. А женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

Исследователи так же определили еще  одно существенное различие между мужчинами и женщинами менеджерами, а именно, большой интерес женщин к отношениям между людьми. Женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а, следовательно, и в степени ориентации на человеческие отношения. Но, пока нельзя с уверенность утверждать, кто более эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком невысок процент женщин - руководителей по - сравнению с представительством на этом посту сильной половины человечества.

    1. Социально экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью компании, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у руководителей в знании иностранных языков.

Следующей составляющей личности руководителя являются способности. Все способности можно разделить на общие (к ним относятся интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект.

К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность. Не стоит особо доказывать и приводить примеры на конкретных личностях, насколько важны для успешного выполнения управленческой деятельности эти способности.

Следующая характеристика руководителя - черты личности. К числу наиболее часто упоминаемых в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность.

Информация о работе Стиль руководства: критерии выбора