Современные миграционные процессы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются анализ миграционных процессов в России, выявление проблем в области миграций населения и обозначение перспектив развития миграционной политики государства.
Задачами работы по данной теме выступают:
1. всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации и Кировской области;
2. выявление их последствий;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Теоретические аспекты современных миграционных процессов.................5
Понятие миграции населения………………………………………………...5
Классификация миграционных процессов……………………...............…...6
Функции миграции………………………………………………….......…...10
Анализ состояния миграции и миграционных проблем в России..............14
Миграционные процессы в современной России.........................................14
Современные миграционные процессы в Кировской области……......….24
Миграционная политика в Российской Федерации……………………….27
Управление миграцией на федеральном уровне…………………………27
3.2 Цели, принципы направления и задачи регулирования миграционных процессов в России……………………………………………………………...31
3.3 Механизм реализации и перспективы развития миграционной политики в Российской Федерации.........................................................................................35
Заключение…………………………………………………………………….....45
Библиографический список………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТОН.docx

— 94.68 Кб (Скачать файл)

Сокращение коренного населения  приграничных территорий на востоке  страны и массовое заселение их иммигрантами не отвечает геополитическим интересам  РФ. Ситуация на Дальнем Востоке требует принятия срочных мер:

1) укрепление контрольно-визовой  службы на границе для пресечения нелегальной миграции;

2) создание нормальных социально-экономических  условий для местного населения;

3) массовое привлечение эмигрантов  из стран СНГ в этот регион  с перспективой трудоустройства  и получения российского гражданства.

Все это должно способствовать решению  следующих задач:

- заселению пустующих земель  и защите их от миграционной  экспансии со стороны стран  Юго-Восточной Азии;

- ослаблению миграционных потоков  в центральные густонаселенные  и южные регионы страны;

- уменьшению оттока местного  населения вглубь страны.

По словам Бориса Грызлова: «Крупные экономические проекты, прежде всего  проекты по развитию Сибири и Дальнего Востока, могут стать привлекательными для жителей бывших союзных республик. Работа там найдется не только для  граждан России, но и для наших  соотечественников, и для тех  иностранцев, кто готов и хочет  поработать у нас временно».

Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего  миграционного законодательства и  слабость официальных структур, занимающихся вопросами учета и обеспечения  занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать свободный рынок рабочей силы, куда мигранты толпами приезжают, уезжают  и никто, по сути, не знает, где они  были, чем они занимались. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС)7, только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15 % имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем. В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и государству, мимо казны, которого проходят огромные деньги. Много нелегалов работает на торговых рынках. Например, в одной Москве официально зарегистрировано 170 рынков. В прошлом году казна с них получила 468 миллионов рублей налогов, в то время как товарооборот на этих рынках составил 300 миллиардов рублей. Экономический ущерб от теневой экономики оценивается миллиардами долларов, утекающих из страны. По данным Федеральной налоговой службы РФ, только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными иммигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Для сравнения, 200 миллиардов рублей сопоставимы с расходами федерального бюджета, выделяемыми в этом году на образование или на социальную политику. При этом сумма денежных переводов из РФ граждан Грузии составляет примерно 20 % ВВП этой страны, граждан Молдавии – 30 % . Немалая часть этих денег оседает в карманах наших коррумпированных чиновников, которые закрывают глаза на многочисленные нарушения со стороны мигрантов. В стране уже сложилась «системная коррупция», которая порождает нелегальную миграцию, питается от нее и покрывает ее. По экспертным оценкам российские чиновники в год берут разного рода взяток до 40 миллиардов долларов, определенно не малая часть этих денег идет и от мигрантов.

Данная ситуация не нормальна, когда  обогащаются все кроме государства. Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать  ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы  миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.

В тоже время надо изменить отношение  в обществе и к самим мигрантам. Они, можно сказать, находятся в  положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения сверхприбыли предприниматели предпочитают брать  на работу нелегалов, подход работодателей  к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым  травмам и человеческим жертвам.

Пример тому трагедия произошедшая на Басманном рынке в г. Москве, когда в результате обрушения  крыши погибло 66 человек. Все они, кроме двух, были приезжими из стран  СНГ. Сколько за год по тем же причинам погибает гастарбайтеров на производстве и на стройках, по-видимому, мало кого интересует, и никто не несет за это ответственность. Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически  беззащитны перед любыми нарушениями  их прав и интересов. Этим активно  пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам  средневековья. Чтобы навести порядок  в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих условиях, платить налоги государству, а не взятки чиновникам и милиции.

Нам представляется, что оптимальный  путь – квотировать миграцию, как  это делают в западных странах, во-первых, это уменьшит поток нелегальной  миграции, во-вторых, это даст возможность  выбора кадров, ведь нам нужны хорошие  специалисты врачи, инженеры, программисты, а не только дворники. Еще для  улучшения контроля и трудоустройства  мигрантов, необходимо в каждом регионе  создать свою биржу труда со своим  банком данных. На основе закона установить порядок, когда мигрант с мандатом мог бы получить работу у работодателя только через биржу, при этом ему  должны быть гарантированны нормальные условия труда, оплаты и соцпакета. С работодателя должна взиматься  госпошлина за каждого гастарбайтера. Без ведома биржи не должен заключаться ни один трудовой договор, при чем все должны исправно платить налоги государству. Необходимо добиться того, чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности страны. Государство столкнулось с непростой задачей защиты населения от незаконной миграции и сохранения культурной идентичности при необходимости решать нарастающие проблемы демографического дисбаланса. «Если сегодня общество будет закрывать глаза на нарастающий национализм, то завтра он может закрыть глаза этому обществу».

Даже беглый анализ миграционной ситуации в стране позволяет сделать следующий  вывод: у народа кроме негатива и  обеспокоенности за наше будущее  миграционный вопрос ничего не вызывает.

Бесконтрольность миграционных процессов  может опасно поменять исторически  сложившуюся этнодемографическую  карту регионов, привести к межэтнической  и межрелигиозной напряженности, обострению криминальной обстановки в стране. В ответах чиновников часто проглядывает некоторая растерянность оттого, что предпринимаемые меры по борьбе с незаконной миграцией не дают ожидаемого эффекта. Эксперты, работающие в миграционных службах МВД и других государственных  структурах, полагают, что виной  неэффективности принимаемых мер  являются, главным образом, нехватка средств и коррумпированность местных  чиновников. Естественно, милицейскими рейдами в поисках нелегалов  по рынкам и стройкам эту проблему не решить. Эксперты, занимающиеся этой проблемой, видят главную причину  пробуксовки проводимой миграционной политики в том, что нет системы  регулирования миграционного напора извне и распределения его  внутри страны. Решение миграционных проблем должно базироваться не только на ограничительных мерах в рамках борьбы с незаконной миграцией, но и  на мерах по стимулированию легализации мигрантов. В 2011 году за организацию незаконной миграции было возбуждено 370 уголовных дел, к административной ответственности привлечено более 1, 5 млн. человек. «Однако исключительно репрессивными мерами порядок мы не наведем, - убежден директор ФМС Константин Ромодановский. Необходимо предпринимать шаги по легализации мигрантов, чтобы они «выходили из тени» и платили налоги».

Говоря в целом, проблема миграции в России должна рассматриваться  в тесной связи с совершенствованием действующего миграционного законодательства и учетом демографического положения. Правительство пытается что-то делать с миграционными потоками, намериваясь  направлять их в опустевшие регионы, но последние естественным образом  тянутся к Москве и другим крупным  городам. Специальных исследований в этом направлении не проводилось  в связи с отсутствием финансирования, а современные статистические данные по незаконной миграции весьма скупы. Государству необходимы обратная связь  с мигрантами и координация с  организациями по миграции, общинами, диаспорами и группами соотечественников  для поддержки указанной деятельности. Проблема миграции как явление не только социально-экономическое, но и политическое должна решаться при самом пристальном внимании со стороны общества и государства.

Конечно, разработка и осуществление  эффективных мер в области  борьбы с нелегальной и тем  более криминальной миграцией в  России необходимо. Тот факт, что  Россия оказалась включенной в глобальную структурную сеть, превратившую нелегальную  переправку людей в прибыльный бизнес, требует больших усилий в пресечении этой незаконной деятельности. Однако по-прежнему неоправданно мало внимания уделяется другим видам миграции.

Сейчас проблемы формирования миграционной политики в России все чаще поднимаются  в научных и политических дискуссиях, в средствах массовой информации. Миграционная политика, отвечающая потребностям реально складывающейся миграционной ситуации в стране, стала насущной необходимостью. Тот факт, что по масштабам и последствиям первое место в России сегодня занимает уже не вынужденная миграция, а экономическая миграция и особенно ее нелегальная составляющая, заставляет искать новые подходы и решения.

2.2. Современные миграционные процессы в Кировской области

За 2011 год численность  населения Кировской области  за счёт миграции сократилась на 5581 человека (См. прил. 2). Основным источником миграционной убыли является миграция с другими регионами России (-6812 человек), которая незначительно компенсируется положительным сальдо миграционного обмена области за счёт международной миграции (1231 человек). Общий миграционный оборот (сумма прибывших и выбывших) в целом по области в 2011 году составил 76105 человек. В расчёте на 1000 жителей области он составил 57 перемещений. Миграционная активность сельского населения в 1,8 раза выше городского (соответственно 84 и 48 перемещений).

Отрицательное сальдо миграции в истекшем году сложилось по городским  округам «Город Вятские Поляны», «Город Кирово-Чепецк» и по 34 муниципальным  районам области за исключением  Кирово-Чепецкого, Нолинского, Орического, Орловского, Слободского районов. Внутриобластная  миграция населения между городскими и сельскими территориями привела  к увеличению численности горожан  в 2011 году за счёт переселения сельских жителей на 3051 человека, в результате чего по городской местности области  сложился миграционный прирост. Миграционная убыль сельской местности составила 5585 человек. Наибольшая убыль наблюдалась  в Уржумском (510 человек), Зуевском (360 человек), Афанасьевском (356 человек), Малмыжском   (353 человека) и Кильмезском (343 человека) районах.

Основной объём миграции (сумма прибывших и выбывших) в 2011 году наблюдался в пределах области (68%) и с регионами России (30%). На долю международной миграции пришлось лишь 2 процента миграционного объёма. В расчёте на 1000 жителей внутриобластной  оборот составил 39 человек, межобластной – 17, международная миграция – 1 человек.

Основной причиной смены  места жительства 45 процентов мигрантов  в возрасте 14 лет и старше указали  причины личного и семейного  характера, иную причину указали 18 процентов  мигрантов, из них 62 процента сменили  место жительства по причине –  приобретение жилья (покупка, наследование т.п.), в связи с учёбой переезжали 17 процентов мигрантов, в связи  с работой – 13, желание вернуться  к прежнему месту жительства изъявили 6 процентов мигрантов.

Кировская область является одним из миграционных «доноров»  для других территорий России. В 2011 году отрицательный миграционный прирост  сложился с пятью федеральными округами Российской Федерации, кроме Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федеральных  округов. Наибольшее отрицательное  сальдо миграции имело место с  Приволжским и Центральным федеральными округами. Более привлекательными для  уезжающих из области оказались  город Москва и Московская область – 1942 человека, город Санкт-Петербург и Ленинградская область – 1499 человек, Республики Татарстан – 1081 человек и Марий Эл – 1106 человек, а также Нижегородская и Тюменская области, соответственно – 1107 и  995 человек.

Несмотря на отрицательное  сальдо миграции со многими территориями Российской Федерации, в Кировскую  область приезжают из Тюменской  области и Республик Удмуртия, Марий Эл, Татарстан. Среди территорий с положительным сальдо миграции Республика Коми стоит на первом месте. Число прибывших из этой Республики в нашу область превышает число  выбывших на 355 человек.

Приток лиц, переселяющихся из государств ближнего зарубежья, является главным фактором, сдерживающим сокращение численности населения области, его абсолютная величина в 2011 году составила 1217 человек. Наибольший прирост числа  жителей Кировской области сложился за счёт миграционного обмена с Узбекистаном, Арменией, Украиной и Азербайджаном. Эти четыре государства обеспечили 78,4 процента миграционного прироста, при этом наибольший прирост приходился на Узбекистан  (362 человека или 29,7%).

В общем объёме миграции наибольшую долю занимают женщины. Женщин прибывает и выбывает больше, чем  мужчин. В 2011 году среди прибывших  в Кировскую область зарегистрировано 46 процентов мужчин и 54 процента женщин, выбывших – 45 и 55 процентов соответственно.

В составе мигрантов преобладали  лица в трудоспособном возрасте. Их удельный вес в общем объёме мигрантов  в 2011 году составил 71 процент. В результате отрицательного сальдо миграции область  потеряла 4802 человека в трудоспособном возрасте, 718 человек моложе трудоспособного  возраста и 61 человека старше трудоспособного  возраста.

Информация о работе Современные миграционные процессы в России