Социально-психологические методы управления и особенности их применения в торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 15:30, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломного проекта является исследование и анализ применения социально-психологических методов в управлении организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– определить понятие социально-психологических методов управления персоналом;
– изучить некоторые социологические методы управления;
– рассмотреть некоторые психологические методы управления;
– провести анализ мотивационного поведения персонала торгового предприятия и выработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и классификация методов менеджмента
2 Социально-психологические аспекты управления персоналом
2.1 Социологические методы управления
2.1.1Социологические методы исследования
2.1.2Создание оптимального социально-психологического климата в коллективе
2.2 Психологические методы управления
2.2.1Психологическое планирование
2.2.2Способы психологического воздействия на персонал
3 Специфика деятельности предприятия и организация мотивации
персонала предприятия (на ЗАО «Одема»)
3.1 Характеристика деятельности предприятия
3.3 Недостатки системы стимулирования персонала ЗАО «Одема»
3.4 Система социально-психологических факторов в управлении
стимулированием персонала
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом3.docx

— 92.99 Кб (Скачать файл)

3.  Начисление зарплаты рабочим и служащим.

На ЗАО «Одема» им. В. Соловьевой используется поточная организация производства, как и на большинстве предприятий легкой промышленности. Поточная организация производства – это такая форма организации производства, при которой операции выполняются в определенной последовательности, заранее установленной; имеют равновеликие задания по выпуску предметов труда за один и тот же период и выполняются одновременно. На предприятии применяется поток со свободным темпом – агрегатно-групповой. Эта система организации потоков характеризуется повышенной сменяемостью ассортимента продукции, применением агрегированного оборудования. Смена моделей в агрегатно-групповом потоке не влечет за собой перестройку рабочих мест, а ограничивается сменой приспособлений, перемещением одного или нескольких исполнителей с одного рабочего места на другое.

Несмотря на кажущуюся привлекательность  организационной структуры ателье, она требует изменений. Со времён разгосударствления предприятия не было уволено ни одного человека. В  то же время, и структура предприятия  осталась той же. Многие подразделения  работают неэффективно, неэффективно используются производственные площади.

Производственно-хозяйственная деятельность каждого предприятия, его права  и обязанности регулируется законом  о предпринимательской деятельности.

Таким образом, согласно Устава основными целями и видами деятельности ЗАО «Одема» им. В. Соловьевой являются: 

получение прибыли на основе максимального  удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах и услугах  предприятия;

– создание благоприятных трудовых, социальных, экономических и производственных условий деятельности работников ЗАО «Одема» им. В. Соловьевой;

– постоянное повышения качества и обновления продукции, работ и услуг на основе достижений науки и техники, внедрения новейшей технологии, приобретения лицензий для производства новых видов продукции, широкого использования результатов международного разделения труда;

– диверсификация производства для обеспечения стабильной и высоко рентабельной деятельности предприятия;

– наращивание доходности для повышения потенциала и эффективности предприятия, удовлетворения экономических и социальных интересов предприятия;

– обеспечение населения швейной промышленностью;

– осуществление автомобильных, грузовых и пассажирских перевозок на внутреннем и международном сообщении;

– разработка и реализация продукции научно-технического назначения, инновационная деятельность;

– оказание маркетинговых услуг;

– торгово-закупочная и посредническая деятельность;

– операции с ценными бумагами, другими активами на финансовом рынке;

– внешнеэкономическая деятельность.

Сокращение объемов производства в начале года, сложности с реализацией  на внутреннем рынке – такие сюрпризы преподнес «одемовцам» кризис. Но у каждого явления есть и положительные тенденции: предприятие намерено осваивать российский рынок и ожидает, что на «Одему» вернутся профессиональные швеи.

На складе швейной фабрики «Одема» большое количество готовой продукции: куртки и пальто, платья и сорочки, жакеты и блузы, спортивная одежда. Большую часть этой продукции в скором времени отправят в Европу. Фабрика на 80% работает на экспорт. Проблем со спросом нет, потому что «Одема» работает на давальческом сырье, под конкретный заказ европейских фирм. Вспоминая прошлый год, на фабрике отмечают, что он был достаточно успешным.

Показатели работы 2008 года очень  радовали, но, несмотря на проявления экономического кризиса, все равно по сравнению  с 2007 годом увеличен объем производства в 1,5 раза.

Сегодня фабрика испытывает острую нехватку трудовых кадров. Молодых  специалистов «Одема» готовит сама, но желающих стать швеями очень мало. На фабрике надеются, что в этом году их станет больше, учитывая рост безработицы.

С начала этого года объемы производства «Одемы» упали на 50%. Но на фабрике продолжают осваивать новое оборудование и новые виды продукции. Вместе с новым заказом от итальянских партнеров на фабрику привезли новую машину для набивания пухом швейных изделий. Для «Одемы» в новинку не только это оборудование, но и сама технология изготовления продукции. С целью обмена опытом и приобретения новых партнеров приднестровская швейная фабрика в этом году уже побывала на двух ярмарках – выставках легкой промышленности в Москве и Санкт-Петербурге.

В швейном производстве февраль  – март – это межсезонье –  время, когда заключаются договора, готовятся к работе. В этом году пока у «Одемы» есть заказы, а значит, фабрика будет работать.

 

3.2 Недостатки системы  стимулирования персонала

Анализ деятельности предприятия  показывает, что на предприятии не каких мероприятии по улучшению  положения и поиску внутрипроизводственных резервов стимулирования в последнее  время не проводится. Применяются  не совершенные методы управления, которые распределения и экономического стимулирования гасят заинтересованность в полном использовании фактически имеющихся резервов, у работников нет заинтересованности в повышении  эффективности производства. Низкая эффективность внутрипроизводственных отношений обусловлена также  тем, что:

·  инициатива и предприимчивость цехов не поощряются, а часто, наоборот пресекаются;

·  фонд экономического стимулирования в цехах не образуется, а выделяется им из централизованных источников;

·  цеха не несут экономической ответственности за эффективность использования производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов.

В некоторые периоды функционирования предприятия ощущается временный  недостаток трудовых ресурсов. Проблема осложняется тем, то дополнительный набор кадров на предприятии не возможен по причине оптимального количества производственного персонала в  цехе. Таким образом, проблема состоит  в том, чтобы эффективным образом  и с минимальным объемом затрат смотивировать персонал для переработки в период резкого повышения спроса. В настоящий же момент работник слабо заинтересован в повышении результативности функционировании комбината.

Данная экономическая ситуация сложилась в результате неэффективной  организации системы мотивации  на предприятии, и как следствие, несоответствия затрат работника получаемому  материальному вознаграждению, все  это проявляется в существовании  понижающего коэффициента при оплате сверхурочного труда, отсутствии связи  между заработком работника и  финансовым результатом деятельности предприятия и др. Отмеченные проблемы могут быть решены с помощью разработки новой эффективной системы мотивации  на предприятии.

Основными слабыми сторонами существующей системы стимулирования труда работников ЗАО «Одема» так же являются следующие аспекты:

·  В основном стимулировании, то есть при определении размера оклада и премиальных, не уделяется внимание дополнительно отработанному времени персонала, что значительно снижает заинтересованность и производительность.

·  В некоторых случаях используется повременная оплата труда, при том, что в конечном итоге важен количественный результат. Это также приводит к значительному снижению производительности труда.

·  Оперативным управлением производственного подразделения занимаются люди, не имеющие специального образования для осуществления данного вида деятельности.

Недостатки системы стимулирования персонала предприятия наиболее явно проявляются в периоды максимального  спроса на продукцию предприятия. В  данные периоды коллектив комбината  не может обеспечить выпуска продукции  в нужном объеме, так как руководству  привлечь сотрудников к сверхурочной работе на добровольных началах не удается, а поиск новых сотрудников  для работы на непостоянной основе не представляется рациональным. Соответственно максимального запуска возможных  производственных мощностей у предприятия  не осуществляется. Эффективное стимулирование заинтересованности персонала в  повышении результативности функционирования предприятия возможно лишь при эффективной  корректировке системы мотивации  персонала.

Целью управления сложившейся экономической  ситуацией должно стать, прежде всего, увеличение заинтересованности персонала  в повышении результативности функционирования предприятия для извлечения максимальной прибыли в периоды значительного  увеличения емкости рынка. Для достижения нужного эффекта необходимо изменить сложившуюся систему мотивации  персонала путем развития имеющихся  и внедрения новых форм морального и материального стимулирования путем административных, экономических  и социально-психологических методов  управления.

Для увеличения заинтересованности персонала  в результативности функционирования предприятия необходимо развивать  следующие компоненты мотивации:

1. Развитие организационной культуры  предприятия (система общих для  всего персонала ценностных ориентаций  и норм). Основные инструменты:  Устав предприятия, открытые принципы  руководства и организации предприятия,  демократический стиль руководства.

При использовании данного компонента могут быть достигнуты: понимание  и признание целей предприятия, ориентация на перспективу, согласование взаимных интересов между работниками  предприятия.

2. Система участия (участие работников  в распределении общего хозяйственного  результата, капитале предприятия  и развитие сотрудничества). Инструменты:  справедливое распределение результатов,  участие в капитале, развитие  отношений партнерства.

Достигаются такие цели как: установка  на кооперативность в поведении, ориентации на соотнесение затрат и результатов, готовность к риску.

3. Обслуживание персонала (все  формы социальных льгот, услуг  и преимуществ, предоставляемых  работникам). Инструменты: безопасность  труда, охрана здоровья, создания  условий для отдыха и разгрузки,  занятия спортом, забота о работниках, нуждающихся в помощи.

Достигаемые цели: социальная защищенность и интеграция с предприятием, повышение  трудовой активности.

4. Привлечение персонала к принятию  решений (согласование с работником  определенных решений, принимаемых  на рабочем месте, в рабочей  группе). Инструменты: делегирование  ответственности, добровольное участие  в принятие решений.

Достигаемые цели: участие в принятие решений на рабочем месте, вовлечение в дела предприятия.

5. «Job» – факторы (мероприятия, направленные на количественные и качественные изменения рабочего задания и поля деятельности). Инструменты: обогащение труда, расширение зоны труда, ротация.

Достигаемые цели: гибкость при выполнении рабочего задания, понимание производственных взаимосвязей, взаимная ответственность  и самостоятельность.

6. Организация рабочего места  (оснащение рабочих мест техническими, эргономическими и организационными  вспомогательными средствами с  учётом потребности работников). Инструменты: технические и организационные  вспомогательные средства, физиологические  и психологические элементы условий  труда.

Достигаемые цели: удовлетворенность  состоянием рабочего места, удовольствие от работы и более качественное выполнение задания.

7. Информирование работников (доведение до работников необходимых  сведений о делах предприятия). ИнсДостигаемые цели: информированность о делах предприятия, мышление и деятельность с позиции интересов предприятия.

8. Оценка персонала (система  планомерной и формализованной  оценки персонала по определенным  критериям). Инструменты: различные  методы оценки результатов труда  и возможностей работника.

Достигаемые цели: положительное влияние  на поведение, ответственность за свои действия.

3.3 Система социально-психологических  факторов в управлении стимулирования  персоналом

Социальным развитием коллектива на ЗАО «Одема» занимается специально созданное и эффективно функционирующее объединения социального развития. Объединение социального развития занимается улучшением уровня жизни работников и членов их семей, созданием благоприятного психологического климата в коллективе, обеспечением отдыха и лечения работников, оказанием жилищно-коммунальных услуг и др. мероприятиями.

Социальное объединение призвано        выполнять разнообразные социальные программы, чтобы работники, члены их семей чувствовали себя лучше. В состав программ социального развития включаются следующие мероприятия: оказание автотранспортных услуг, ремонто-строительных услуг, обеспечение продуктами и питанием работников предприятия, профилактические мероприятия и лечение работников предприятия, услуги в области жилищно-экплуатационного управления, оказание ритуальных услуг, различные мероприятия в области культуры и спорта.

Социальные мероприятия финансируются  из фонда социальной сферы, который  формируется из прибыли предприятия  в размере 40%.

Каждое лето дети работников предприятия  отдыхают в различных детских  пансионатах, из которых особая роль отводится ДОП «Рассвет» на берегу Черного моря в поселке городского типа Сергеевка. В один заезд этот лагерь способен принять 320 человек.

Если говорить о лечении работников предприятия, то оно осуществляется в медико-восстановительном центре ЗАО «Одема». Через фонд социального страхования предприятие получает льготные путевки с одноразовым или трехразовым питанием, а также курсовки. Бесплатную (частично платную) медицинскую помощь обеспечивают 14 штатных специалистов – врачей, работающих в собственном диагностическом центре, зубопротезная лаборатория, медико-восстановительный центр «Одема».

Информация о работе Социально-психологические методы управления и особенности их применения в торговой организации