Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:35, курсовая работа
Цель работы –изучение и разработка направлений совершенствования системы обучения и переобучения кадров в ОАО « Восток-Сервис». 
Объектом являетсяОАО « Восток-Сервис». 
     Предметомисследования является система подготовки, переподготовки и обучения кадров предприятия.
Гипотеза- преодолеть недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала, а также и старые подходы к работе на разных уровнях организации,возможно лишь при условии разработки и практической реализации новой политики в сфере внутрифирменного обучения, включающей разнообразные формы обучения и учебные программы для всех категорий работников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСО-
НАЛА (ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ           КВАЛИФИКАЦИИ)……………………………………………….……6
Сущность понятий «обучение» и «повышение квалификации персонала»…………………………………………………………..6
Опыт применения подготовки и повышения квалификации кадров          России и за рубежом ………………………………………………. 12
Методы обучения и повышения квалификации персонала………16
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………...  19
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ,  ПОДГОТОВКА,  ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОАО « ВОСТОК-СЕРВИС» ………………………………………………………………….21
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………….21 
2.2. Организация процесса обучения, подготовки переподготовки и
повышения квалификации  кадров на предприятии……………………..23
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………………………………………………… 27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ВОСТОК-СЕРВИС»……………………………28
3.1. Основные направления совершенствования системы обучения…28
3.2.    Механизм реализации усовершенствованной системы обучения..........................................................................................................29
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ…………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. .  33
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………….................................................. .  36
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСО-
НАЛА (ПОДГОТОВКА, 
ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ           
КВАЛИФИКАЦИИ)……………………………………………
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ………………………………………………... 19
ГЛАВА 2. ОБУЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОАО « ВОСТОК-СЕРВИС» ………………………………………………………………….21
2.1. Общая характеристика 
2.2. Организация процесса обучения, подготовки переподготовки и
повышения квалификации  
кадров на предприятии…………………….
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ………………………………………………… 27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ 
ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ 
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОАО «ВОСТОК-СЕРВИС»……………………………
3.1. Основные направления совершенствования системы обучения…28
3.2.    Механизм реализации 
усовершенствованной системы обучения......................
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ…………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..........
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования - развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях: сегодня очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, стратегии и организационная структура многих компаний, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.). Это ставит большинство компаний перед необходимостью подготовки персонала к работе в новых условиях. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.В современных рыночных отношениях зарождается новое значение сферы образования и подготовки кадров. В широком плане она является мощным фактором изменения социальных условий, предпосылкой экономических и научно-технических преобразований. В личностном плане профессиональное образование и квалификация не просто выступают характеристиками того или иного человека, но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его конкурентоспособности на рынке труда.
Проблема заключается в том, что современные условия предъявляют высокие требования к рабочим кадрам и системе их подготовки, но главными препятствиями, мешающим предприятиям достичь более высоких рабочих результатов, являются не только недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала, но также и старые подходы к работе на разных уровнях организации.
Цель работы –изучение и разработка направлений совершенствования системы обучения и переобучения кадров в ОАО « Восток-Сервис».
Объектом являетсяОАО « Восток-Сервис».
Предметомисследования является система подготовки, переподготовки и обучения кадров предприятия.
Гипотеза- преодолеть недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала, а также и старые подходы к работе на разных уровнях организации,возможно лишь при условии разработки и практической реализации новой политики в сфере внутрифирменного обучения, включающей разнообразные формы обучения и учебные программы для всех категорий работников.
Основные задачи для достижения поставленной цели:
Методологическая основа исследования включила в себяспециальную учебную литература по исследуемой проблеме. Среди авторов: Аширова Д. А., Батышева С. Я., Бизюковой И. В., Веснина В. Р., Горелова Н. А., Горемыкина В. А. Для выполнения работы были использованы также данные учёта и отчётности отдела кадров и бюро по подготовке кадров ОАО «Восток-Сервис».
       В ходе 
исследования применялись 
Практическая значимостьзаключается в том, что на основании проделанного анализа теоретических и практических основ обучения и воспитания персонала современной организации, можно вносить соответствующие предложения по совершенствованию деятельности какконкретной организации, так и совокупности предприятий, ведь любой организации неизбежно приходится сталкиваться с тем, что если не инвестировать деньги в повышение уровня знаний и в развитие профессиональных навыков своих работников, то отдача от человеческих ресурсов организации с каждым годом будет становиться все меньше.
Работа состоит из введения, заключения, списка литературы, а также из 3 главных частей: теоретической (основной), практической (характеристика организации) и последней, третьей части - применении теоретических основ к данной организации, т.е. выработка предложений по совершенствованию системы обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА (ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ)
1.1 Сущность понятий «обучение» и «повышение квалификации персонала»
Обучение персонала 
- основной путь получения профессионального 
образования. Это целенаправленно организованный, 
планомерно и систематически осуществляемый 
процесс овладения знаниями, умениями, 
навыками и способностями общения под 
руководством опытных преподавателей, 
наставников, специалистов, руководителей 
и т.п.  
Действующее трудовое 
законодательство предполагает следующие 
формы обучения работников предприятий: 
профессиональную подготовку, переподготовку, 
повышение квалификации, обучение вторым 
профессиям. 
Подготовка кадров 
- планомерное и организованное обучение 
и выпуск квалификации кадров для всех 
областей человеческой деятельности, 
владеющих совокупностью специальных 
знаний, умений, навыков. 
По существующему общему 
правилу такое обучение не превышает 6 
месяцев. 
Переподготовка (переобучение) 
организуется для освоения новых профессий 
высвобождаемыми работниками, которые 
не могут быть использованы по имеющимся 
у них специальностям, а также лицами, 
выражающими желание сменить профессию 
с учетом потребности производства. Переподготовка 
необходима при изменении профиля деятельности. 
Переподготовка кадров 
состоит из следующих стадий: 
изменение неправильных 
трудовых приемов и устаревших навыков 
(что наиболее трудно); в основном, у рабочих 
оно занимает 2-3 дня; 
обучение и закрепление 
новых способов выполнения операций; 
приобретение навыков 
работы, не вызывающих утомления. 
Кроме того, лица, прошедшие 
переподготовку, значительно быстрее 
усваивают необходимые навыки, чем вновь 
принятые работники.  
Повышение квалификации 
- это обучение после получения основного 
образования для уже работающих лиц, у 
которых вскоре должны появиться новые 
обязанности. Его цель состоит в углублении 
и совершенствовании профессиональных 
и экономических знаний, приведении в 
соответствие с требованиями более высокой 
должности; закреплении новых навыков. 
Для этого создаются 
различные целевые курсы, школы передовых 
приемов, а вне организации - специальные 
институты и факультеты. В то же время 
повышение квалификации может осуществляться 
и стажировкой.[4, с. 98-118]
Потребность организации 
в повышении квалификации сотрудников 
обусловлена: 
- непрерывными изменениями 
в ее внешней и внутренней среде; 
- освоением новых видов 
и сфер деятельности (для фирм, например, 
рынкисбыта). 
Профессиональное обучение – процесс 
непосредственной передачи новых профессиональных 
знаний, навыков или умений сотрудникам 
организации. Обучение и профессиональная 
подготовка являются основным направлением 
профессионального развития персонала, 
а также двумя сторонами одного процесса. 
В процессе обучения у человека развивается 
интеллект, способность анализировать 
те или иные процессы, а подготовка связана 
с приобретением навыков и знаний которые 
относятся непосредственно к выполняемой 
работе. Система профессионального обучения 
должна увеличивать свою способность 
к гибкому реагированию на потребности 
рынка и способность к инновациям.[2, с. 130-148]
Цикл профессионального обучения начинается с определения потребностей в обучении. Для этого выявляется степень соответствия между имеющимся и требуемым уровнем подготовленности сотрудника. На основании анализа потребностей обучения и ресурсов (временных, материальных, интеллектуальных) организации формируется план обучения, определяются цели профессионального обучения, а также критерии оценки его эффективности.
Ключевым моментом в управлении профессиональным обучением является определение потребностей организации в этой области, которое состоит в выявлении несоответствия между требованиями организации к профессиональным навыкам и знаниям своих сотрудников и теми знаниями и навыками, которыми они обладают. Определение потребности в профессиональном обучении отдельного сотрудника требует совместных усилий от отдела по управлению персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в процессе профессионального развития.[5, с. 430-448]
Источниками о потребностях в профессиональном обучении являются: индивидуальные планы развития, заявки и пожелания от самих сотрудников,
стратегия развития организации.
После определения потребностей переходят к этапу подготовки программы обучения. Разработка программ профессионального обучения может осуществляться как самой организацией, так и специализированными компаниями. Выбор в каждой конкретной ситуации определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта.
Алгоритм формирования программы повышения квалификации разрабатывается в зависимости от выбранного проактивного и реактивного подхода к обучению. Реактивная модель обучения предполагает, что существует некая конкретная проблема, и основная цель обучения – устранить ее. При проактивном обучении осуществляется постоянное системное предотвращение трудностей в соответствии со стратегией организации. Основой эффективной подготовки руководителей и специалистов является планомерная подготовка учебного процесса. В этом случае проактивный и реактивный подходы к обучению представлены, соответственно, долгосрочным (стратегическим) и краткосрочным (оперативным) планированием мероприятий по повышению квалификации. Долгосрочное планирование процесса повышения квалификации определяет рамки для будущих мероприятий по его организации и формирует систему заблаговременной реакции на намечающиеся проблемы или будущие потребности.[6, с. 628-645]
 На оперативном уровне 
планирование осуществляется 
Бюджетирование профессионального обучения и повышения квалификации – это процесс определения допустимого уровня затрат на обучение. При этом оцениваются имеющиеся ресурсы, вырабатываются приоритеты в их распределении. На этапе бюджетирования профессионального обучения осуществляется сбор статистики профессионального обучения. Это чрезвычайно важный элемент процесса управления профессиональным обучением.[7, с. 115-148]
 Статистические данные 
собираются по следующим 
Завершающим этапом в процессе профессионального обучения является оценка эффективности обучения и повышения квалификации. Данный этап является важнейшим моментом управления персоналом. Оценить эффективность каждой отдельной программы достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации. [10, с. 356-378]