Роль ТОС в повышении качества жизни жителей территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы диктует цель и задачи работы. Целью курсовой работы является ознакомление с теоретическим и практическим механизмом деятельности ТОС «Черемушки». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Теоретические основы территориального общественного самоуправления;
Роль территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни жителей территории «Черемушки»;
Совершенствование в повышении качества жизни жителей территории территориального общественного самоуправления «Черемушки»;

Файлы: 1 файл

TOS_gotovy_NA_SDAChU.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Территориальное общественное самоуправление (далее – ТОС) является одной из форм местного самоуправления.

Формирование системы территориального общественного самоуправления в субъектах России началось в конце 80-х годов. Первоначально территориальные общественные самоуправления функционировали как подразделения районной администрации, а не как самостоятельные объединения граждан по месту жительства. Вместе с тем их создание и деятельность имели свою специфику. Зачастую формирование органов территориальных общественных самоуправлений происходило исключительно по инициативе населения, на сходах жителей [1, c. 52].

Современная Россия претендует на звание правового государства. Но становление  правового государства можно  констатировать только в том случае, если созданы как законодательный массив, гарантирующий беспрепятственное осуществление прав человека и гражданина, так и механизм его реализации. Касается это и вопроса осуществления прав на территориальное общественное самоуправление. В настоящее время в городах Российской Федерации все большее развитие получает территориальное общественное самоуправление, как наиболее массовая и действенная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления.

ТОС рассматривается как самоорганизация граждан по месту жительства и как форма участия населения в местном самоуправлении. Важность и необходимость развития ТОС органами местной власти обусловлена, прежде всего, тем, что оно способствует вовлечению граждан в процесс самоуправления в формах исключительно доступных и понятных каждому жителю. Следовательно, территориальное общественное самоуправление следует рассматривать как составную часть системы городского самоуправления и как форму непосредственного участия населения в местном самоуправлении [2, с. 76].

Тема курсовой работы «Роль ТОС в повышении качества жизни жителей территории» (на примере ТОС «Черемушки»). Актуальность данной темы состоит в необходимости определения путей модернизации системы территориального общественного самоуправления, направленных на повышение эффективности и результативности ее работы.

Предметом исследования являются основные направления деятельности территориального общественного самоуправления.

Объект исследования: территориальное общественное самоуправление «Черемушки» муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» (далее – МО ГО «Город Южно-Сахалинск»).

Актуальность темы диктует  цель и задачи работы. Целью курсовой работы является ознакомление с теоретическим  и практическим механизмом деятельности ТОС «Черемушки».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Теоретические основы территориального общественного самоуправления;
  2. Роль территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни жителей территории «Черемушки»;
  3. Совершенствование в повышении качества жизни жителей территории территориального общественного самоуправления «Черемушки»;

В достижении поставленной цели и решении стоящих задач  использована соответствующая литература и нормативно-правовые акты.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

В первом разделе изучены  понятие, территориальное общественное самоуправление как одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, основные направления деятельности территориального общественного самоуправления, Правовой статус и финансово-экономическая основа территориального общественного самоуправления.

Второй раздел посвящен, общей характеристики территориального общественного самоуправления «Черемушки», анализу  территориального общественного самоуправления «Черемушки» по вопросам местного значения, проблемам препятствующим осуществлению основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления.

В третьем разделе  изложены предложения по совершенствованию в повышении качества жизни жителей территории территориального общественного самоуправления «Черемушки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы территориального общественного самоуправления

 

1.1 Территориальное общественное самоуправление как одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления

Определение территориального общественного самоуправления содержится в статье 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3, ст. 3822] (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Под территориальным  общественным самоуправлением понимается самоорганизации граждан по месту  их жительства на части территории муниципального образования (территория поселений, не являющихся муниципальным образованием, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территорий) для самостоятельного и под свою ответственность осуществлены собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления [там же, cт. 3822].

Итак, во-первых ТОС это - деятельность граждан.

Во-вторых, что состояние  самоорганизации, готовности к самоуправлению, умение жителей, наличие условий  для самоуправления.

В-третьих, это институт, то есть наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления: органы плюс жители, способные к самоуправлению.

В-четвертых, - это и  форма участия населения в  решении вопросов местного значения

Наконец, это общественные организации, общественные объединения, говоря точнее, это органы общественной самодеятельности.

ТОС, являясь неотъемлемой частью местного самоуправления, становится одной из основ формирующегося гражданского общества. [4, c. 26].

 

С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории [5, с. 83].

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенной части территории поселения: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом с прилегающей к нему территорией, группа жилых домов, улица, квартал, группа кварталов, микрорайон, сельский населенный пункт и иные территории проживания граждан.

ТОС осуществляется на принципах:

  • добровольности объединения;
  • равноправия граждан;
  • законности;
  • защиты прав и интересов населения территории ТОС;
  • свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
  • выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц населению данной территории;
  • самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений и инициатив;
  • сочетания интересов населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей муниципального образования;
  • гласности и учета общественного мнения [6, c. 31].

ТОС вправе:

  • представлять интересы каждого жителя в органах власти и защищать их права и законные интересы в суде;
  • выступать с законотворческой инициативой, а, следовательно, влиять и на формирование бюджета города в интересах его жителей, в том числе и проживающих на территории ТОС;
  • осуществлять контроль за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и их стоимостью, принимать работы по ремонту и благоустройству домов и территории;
  • привлекать как средства граждан, так и бюджетные средства для реализации общественных инициатив, будь-то строительство детской игровой площадки идти автономное обеспечение квартир теплом и горячей водой;
  • взаимодействуя с органами власти, полиции, социальных, санитарных, экологических, других служб и при участии жителей решать вопросы безопасности, экологического оздоровления территории, патронажа нуждающихся в социальной помощи, организаций отдыха и многое другое;
  • создавать ни территории ТОС коммерческие предприятия по оказанию социально-значимых для жителей услуг, открывать новые рабочие места;
  • решать вопросы застройки территории ТОС, размещения автостоянок, мест временной парковки, различных торговых павильонов и др. [7, с. 49].

Система ТОС населения  включает в себя:

    • общие собрания (сходы), в том числе конференции и иные формы осуществления непосредственной демократии гражданами;
    • органы ТОС – советы, комитеты или иные органы общественного самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования;
    • уполномоченные выборные лица ТОС.

Территориальные границы  ТОС устанавливаются с учетом его исторических, местных традиций и особенностей по предложению граждан  органом местного самоуправления.

ТОС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ТОС различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления.

Учредителями органа ТОС являются граждане постоянно  или преимущественно проживающие  на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие непосредственно па собрании или через своих представителей (делегатов) на конференции решение об учреждении органа ТОС [8, c. 111].

Инициативная группа граждан не менее чем из трех человек  постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом формирует организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания граждан по созданию органа ТОС или в случае, если орган ТОС создается на конференции для подготовки и проведения учредительной конференции и подготовки и проведения собраний граждан по выборам делегатов конференции [9, c. 13].

Информация о создании организационного комитета доводится до сведения граждан  через средства массовой информации или иным образом.

С момента объявления результатов выборов руководящих органов орган ТОС считается созданным. Его дееспособность как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.

При небольшом числе жителей  данной территории вместо органов могут  быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае функции органа ТОС.

Совет ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного  пункта может избираться на общем  собрании, сходе конференции граждан или уполномоченных выборных лиц ТОС данной территории [8, c. 115].

Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет ТОС избирается на общем собрании (сходе), конференции граждан или формируется из старших по домам, подъездам.

К уполномоченным выборным лицам ТОС относятся:

  • председатель совета ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта;
  • председатель квартального, уличного, ломового, дворового комитета;
  • староста населенного пункта;
  • старший по улице, двору, дому, подъезду [10, c. 40].

ТОС считается учрежденным  с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. Порядок регистрации устава ТОС  определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС в соответствии с  его уставом может являться юридическим  лицом и подлежит государственной  регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [11, с. 63].

 

1.2 Основные направления деятельности территориального общественного самоуправления

Основные направления деятельности территориального общественного самоуправления:

  • удовлетворение социально-экономических потребностей, населения, проживающего на закрепленной территории;
  • осуществление общественного контроля за эксплуатацией и ремонтом жилого фонда и благоустройством территории, за торговым и бытовым обслуживанием населения;
  • оказание помощи в создании кондоминиумов по эксплуатации жилого фонда;
  • оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка;
  • организация защиты гражданских прав на закрепленной территории;
  • оказание социальной помощи гражданам;
  • организация и проведение культурных и досуговых мероприятий;
  • организация и проведение работ по благоустройству территории.

Приоритетным направлением деятельности органон ТОС является работа с населением [12, с. 14].

Органы ТОС:

    • представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;
    • организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;
    • содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;
    • участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;
    • осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;
    • кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;
    • участвуют в охране общественного порядка.

Информация о работе Роль ТОС в повышении качества жизни жителей территории