Роль ТОС в повышении качества жизни жителей территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы диктует цель и задачи работы. Целью курсовой работы является ознакомление с теоретическим и практическим механизмом деятельности ТОС «Черемушки». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: Теоретические основы территориального общественного самоуправления;
Роль территориального общественного самоуправления в повышении качества жизни жителей территории «Черемушки»;
Совершенствование в повышении качества жизни жителей территории территориального общественного самоуправления «Черемушки»;

Файлы: 1 файл

TOS_gotovy_NA_SDAChU.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Советы ТОС активно участвуют в оказании социальной помощи малоимущим гражданам, многодетным семьям, ветеранам, пенсионерам, инвалидам, неполным семьям Органы ТОС окатывают различные виды помощи. Среди видов помощи обеспечение продуктовыми наборами, получение медикаментов, празднования юбилеев и т.п. С этой целью проводятся благотворительные акции по сбору и распределению бывших в употреблении вещей. Практикуются организации концертов, просмотр кино, проведение обедов, экскурсий и поездок по историческим местам. Проводятся бесплатные юридические консультации [13, c. 49].

Советы ТОС активно участвуют в претворении в жизнь различных общегородских программ. Советы ТОС участвуют в месячнике по благоустройству, весенних и осенних субботниках, принимают участие в ежегодном смотре – конкурсе по озеленению фасадов зданий, балконов, газонов, уголков отдыха. Совместно с органами ЖКХ Советы ТОС проводят рейды по проверке содержания закрепленных территорий и качества работы коммунальных служб [14, с. 74].

Совместно с работниками социальных структур активисты ТОС проводят профилактическую работу в неблагополучных семьях.

Общественное самоуправление – это явление демократии, форма народовластия, призванная направлять, организовывать и регулировать общественную жизнь граждан, как о границах отдельного микрорайона, так н всего городского сообщества [15, с. 65].

 

1.3 Правовой статус и финансово-экономическая основа территориального общественного самоуправления

Правовой статус территориального общественного самоуправления точно  определен наименованием статьи 27 и пунктом статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ: территориальное общественное самоуправление – это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства [3, ст. 3822].

ТОС – это независимый субъект муниципальных правоотношений. Вместе с тем. ТОС призвано осуществлять реализацию инициатив граждан по вопросам местного значения [16, с. 30].

Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решении, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности. Органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.

Важность такого института как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти н народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения.

Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов [17, с. 235].

Однако при организации  ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция  определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают какие собственные инициативы, они будут осуществлять в вопросах местного значения.

В первую очередь, как  законодательством, так и уставом  муниципального образования должно быть установлено право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления и определены гарантии такого права. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями [5, с. 174].

Финансово-экономической основой ТОС являются средства местного бюджета или собственные средства ТОС. ТОС может осваивать муниципальные бюджетные средства.

Взаимодействие органов  местного самоуправления и субъектов  ТОС способствуют более эффективному использованию бюджетных средств, особенно это касается вопросов местного значения конкретного поселения (деревни). При этом органы ТОС, как субъекты участия населения в местном самоуправлении, максимально приближенные к населению, знающие о проблемах развития соответствующей части территории муниципального образования, могут вносить в органы местного самоуправления предложения о том, на решение каких первостепенных проблем следует направить муниципальные средства [18, с. 77].

Большое значение для  становления и развития ТОС имеет  наличие нормативно - правовой базы, регламентирующей деятельность органов ТОС.

Такую нормативную правовую базу составляют:

  • Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • уставы муниципальных образований.

Таким образом, ТОС является составной частью системы местного самоуправления. В пределах своих полномочий они взаимодействуют с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обеспечивая реализацию принципов народовластия, развитие народной инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов местного значения, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Роль территориального  общественного самоуправления в  повышении качества жизни жителей  территории «Черемушки»

 

2.1 Общая характеристика территориального общественного самоуправления «Черемушки»

Территориальное общественное самоуправление «Черемушки» (а дальнейшем по тексту ТОС «Черемушки), некоммерческая организация, являющаяся с момента государственной регистрации юридическим лицом, не имеющая членства, созданная по инициативе граждан по месту их жительства на территории города Южно-Сахалинска, в границах улиц Горького, Комсомольской, бульвар Анкудинова и Коммунистический проспект, утвержденной решением городского Собрания г. Южно-Сахалинска от 29 мая 2006 года № 309/16-06-3 [19], для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС «Черемушки» является формой участия граждан территории в осуществлении местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно  гражданами, проживающими на соответствующей территории, достигшими 16 летнего возраста, путем проведения конференций, а также через созданные органы территориального общественного самоуправления.

Принципы ТОС «Черемушки» установлены в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления [20], с Конституцией Российской Федерации [21], Гражданским Кодексом Российской Федерации [22], Федеральным законом № 131-ФЗ [3], Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [23] и иными нормативными правовыми актами, Уставом городского округа «Город Южно-Сахалинск» [24], Положением о территориальном общественном самоуправлении в городском округе «Город Южно-Сахалинск», утвержденным Решением Городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 27 июня 2007 года № 748/35-07-3 [25].

Основными принципами осуществления ТОС «Черемушки»« являются:

  • законность и добровольность;
  • гласность и учет общественного мнения;
  • выборность и подконтрольность органов ТОС «Черемушки» гражданам;
  • широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
  • взаимодействие с органами местного самоуправления города Южно-Сахалинска;
  • свобода выбора гражданами форм осуществления территориальным общественным самоуправлением:
  • сочетание интересов граждан, проживающих на территории ТОС «Черемушки» с интересами граждан всего города Южно-Сахалинска [25].

Деятельность ТОС «Черемушки»« направлена на достижение следующих целей:

    1. решение социальных и бытовых проблем жителей;
    2. повышение жизненного уровня, содействие созданию условий для гармоничного развития жителей на территории ТОС «Черемушки»;
    3. защита прав и представление интересов жителей, проживающих на соответствующей территории;
    4. благоустройство территории ТОС «Черемушки»;
    5. создание безопасных и комфортных условий для проживания граждан на территории ТОС «Черемушки»;
    6. ТОС вправе и в состоянии представлять интересы каждого жителя в органах власти и защищать их права и законные интересы в суде;
    7. выступать с законотворческой инициативой, а следовательно влиять и на формирования бюджета города в интересах его жителей, в том числе и проживающих на территории ТОС;
    8. осуществлять контроль та качеством предоставляемых жилищно- коммунальных услуг и их стоимостью, принимать работы по ремонту и благоустройству домов и территории;
    9. привлекать как средства граждан, так и бюджетные средства для реализации общественных инициатив, будь-то строительство детской игровой площадки или автономное обеспечение квартир теплом и горячей водой;
    10. взаимодействуя с органами власти, милиции, социальных, санитарных, экологических, других служб и при участии жителей решать вопросы безопасности, экологического оздоровления территории, патронажа нуждающихся в социальном помощи, организации отдыха и многое другое;
    11. создавая на территории ТОС коммерческие предприятия по оказанию социально-значимых для жителей услуг, открывать новые рабочие места;
    12. решать вопросы застройки территории ТОС, размещения автостоянок, мест временной парковки, различных торговых павильонов и др.

ТОС «Черемушки» создается для решения следующих задач:

  1. оказание содействия населению в осуществлении прав на участие в местном самоуправлении для решения вопросов местного значения;
  2. представление интересов населения, проживающего на территории ТОС «Черемушки»;
  3. взаимодействие с жителями и юридическими лицами, находящимися на соответствующей территории, по решению различных социальных проблем и вопросов местного значения;
  4. защита прав и интересов жителей;
  5. участие жителей в рассмотрении вопросов и выработке решений органов местного самоуправления и внесения предложений на рассмотрение соответствующих органов местного самоуправления;
  6. участие жителей в контроле за использованием финансовых средств, выделяемых органами местного самоуправления на содержание и развитие территории;
  7. осуществление населением собственных инициатив в решении вопросов благоустройства территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на территории ТОС «Черемушки»;
  8. содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, решение иных вопросов местного значения, затрагивающих интересы населения территории в соответствии с законами РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. [26, ст. 2].

Основными направлениями деятельности ТОС «Черемушки» являются:

  1. содействие органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения на территории ТОС «Черемушки»;
  2. содействие в установленном законом порядке правоохранительным органам в поддержании общественного порядка на территории ТОС «Черемушки»;
  3. содействие органам противопожарного, санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;
  4. общественный контроль за состоянием и соблюдением экологических норм, за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью, состоянием благоустройства на соответствующей территории;
  5. общественный контроль за работой жилищно-коммунальных служб на территории ТОС «Черемушки»;
  6. защита прав и законных интересов жителей ТОГ «Черемушки» и органа» государственное власти и местного самоуправления, информирование данных органов о потребности* жителей ТОС «Черемушки»;
  7. внесение предложений в органы местного самоуправления города Южно-Сахалинска по вопросам, затрагивающим интересы граждан, в том числе по использованию земельных участков па территории ТОС «Черемушки» под детские и оздоровительные площадки, скверы, места для выгула собак, а также для других общественно полезных целей;
  8. организация и проведение либо участие в проведении общественных мероприятий по благоустройству территории, творческих, спортивных и иных общественно полетных мероприятий;
  9. организация либо содействие в организации на территории ТОС «Черемушки» детских клубов, кружков, секций, отдыха детей в каникулярное время;
  10. осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории. Вышеуказанная деятельность осуществляется как за счет средств указанных граждан, так и на осно<span cla

Информация о работе Роль ТОС в повышении качества жизни жителей территории