Организационная диагностика как способ выявления дефектов организации и симптоматические признаки плохой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении способов исследования недостатков в организации и основных признаков плохой организации, а также в проведении анализа состояния организации на примере ОАО «Газпром».В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
-рассмотреть сущность и методы организационной диагностики.
-определить, как с помощью диагностики состояния организации можно выявить организационные дефекты и проблемы.
-охарактеризовать типичные признаки плохой организации, их источники.
-рассмотреть способы диагностики организационных дефектов на примере ОАО «Газпром»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.49 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Такова есть природа рынка, что одним организациям удается успешно функционировать, они развиваются и процветают, а другие еле удерживаются на плаву. Эффективная команда руководителя в одном случае способствует притоку доходов, а в другом разрушению предприятия, не имея под собой значимых на то оснований. Что-то питает и поддерживает ресурсы организации, а что-то разрушает её изнутри и способствует процессам стагнации, не давая возможности развиваться и двигаться вперед. В любой организации существуют бессознательные процессы, не видимые и неосознаваемые её сотрудниками и руководством. Эти процессы влияют на функционирование организации в целом и на работу каждого отдельного человека в ней. Все решения и планы организации принимаются на основе рациональных, логичных и сознательных соображений. Но иногда на стадии реализации принятые решения вдруг оказываются несовершенными. Грамотный руководитель при повторяющихся сбоях в работе всегда приглашает на помощь организационного консультанта для решения возникшей проблемы. Сбои в организационной работе обычно приписываются специалистами неэффективному менеджменту. Однако, это может быть не всегда верным. Причины организационных сложностей могут лежать гораздо глубже. Всему виной могут быть бессознательные процессы организации в целом и её членов, которые не осознают факторов, определяющих их поведение, и не отдают себе отчета в том, что их действия по отношению к организации весьма деструктивны. Для исследования сложностей и изъянов в организации существует организационная диагностика — систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем или дефектов функционирования и определения путей их преодоления. В процессе диагностики важно не только выявить имеющиеся проблемы, но и определить наиболее вероятные источники их возникновения, а также предусмотреть возможные последствия, которые закономерно наступят при дальнейшем воздействии ключевых факторов (либо при исключении их влияния). Часто организационную диагностику представляют частью или типом социальной технологии: она выступает одним из этапов комплексного обследования организации, обеспечивая информационное обоснование в принятии управленческих решений.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении способов исследования недостатков в организации и основных признаков плохой организации, а также в проведении анализа состояния организации на примере ОАО «Газпром».В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

-рассмотреть сущность  и методы организационной диагностики.

-определить, как с помощью  диагностики состояния организации  можно выявить организационные  дефекты и проблемы.

-охарактеризовать типичные  признаки плохой организации,  их источники. 

-рассмотреть способы диагностики организационных дефектов на примере ОАО «Газпром»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационная диагностика как способ выявления дефектов организации

и симптоматические признаки плохой организации

1.1 Диагностика деятельности организации: сущность, теоретические основы, задачи и виды

Экономические реформы последних  лет подвигли к разработке новых  подходов к исследованию эффективности деятельности организаций, одним из которых является экономическая диагностика и оценка деятельности - как инструмент выявления возможных перспектив ее развития. По существу, все проводимые анализы и оценки деятельности организации принято называть диагностикой его состояния, но применяемые методики не систематизированы, последовательность и целенаправленность этого процесса не установлена. В связи с этим, существует объективная необходимость в рассмотрении диагностики организации как системы взаимосвязанных элементов анализа.

Диагностика - это процесс  оценки деятельности предприятия или  подразделения, направленный на раскрытие проблем и обозначение областей их возможного решения. Она включает в себя сбор необходимой информации об организационном функционировании, анализ этих данных и выводы для потенциальных изменений и улучшений. Эффективная диагностика предполагает выбор вмешательства, которое предусматривает систему мероприятий, удовлетворяющих необходимость предприятия в развитии. Диагностика организации - совокупность исследований для определения и уточнения целей функционирования хозяйственного объекта (предприятия, фирмы, компании, учреждения), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения. Сущность диагностики деятельности организации состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы. Цель диагностики деятельности организации - повышение эффективности ее деятельности на основе системного изучения и исследования функционирования и обобщения его результатов. Предметом диагностики деятельности организации является анализ производственных и экономических результатов, системы менеджмента, финансового состояния, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности. Объектом диагностики деятельности организации является деятельность организации (предприятия, фирмы, компании) в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков). Субъектом диагностики деятельности организации могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы хозяйственных организаций, консалтинговые фирмы. Основными задачами диагностики организации являются:

-Идентификация реального состояния анализируемого объекта.

-Исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами.

-Выявление изменений в состоянии объекта в пространственно - временном аспекте.

-Установление основных факторов, вызывавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния.

-Прогноз основных тенденций деятельности.

Виды организационной  диагностики:

1)по срокам проведения:

-Предварительная — Текущая

Предварительная диагностика  помогает выяснить проблемы, определить узкие места предприятия, составить  программу будущих изменений  и должна отвечать на вопросы: можно ли решить выявленные проблемы, в какой последовательности их необходимо решать; с помощью каких инструментов это можно сделать и т. д. Текущая диагностика — это часть процесса управления организационным развитием. Она позволяет исследовать ситуацию на предприятии в прошлом, настоящем и в перспективе, предоставляя руководителю информацию о сильных и слабых сторонах управленческих процессов.

2)по широте охвата:

Общая — Специальная

Общая диагностика необходима, чтобы узнать структуру проблем  и сильные стороны предприятия  в целом. Частная диагностика  концентрируется на каком-то одном  конкретном комплексе проблем или  вообще на одной проблеме, чтобы выявить причины и факторы её возникновения, а также определить текущее состояние и оценить возможность решить ее в перспективе.

1.2 Методы диагностики

Исследователи выделяют несколько методологических подходов к организационной диагностике:

-Системный — анализ взаимоотношений между различными взаимосвязанными частями и элементами структуры предприятия и его организационной культуры;

-Нормативный — определение отклонений состояния объекта от эталонного (нормативного) по чётко обозначенным показателям;

-Ситуационный — процесс управления рассматривается как непрерывная цепь уникальных, неповторимых управленческих ситуаций, при этом состояние диагностируемого объекта должно соответствовать специфике ситуации;

-Проблемный — внимание фокусируется на управленческой ситуации как результате уникальной комбинации проблем, возникающих на разных уровнях организации. Диагностика выявляет, прежде всего, иерархию проблем.

Непосредственно  для  анализа дефектов в организации  специалисты прибегают к нормативному и проблемному подходам организационной  диагностики.

Одной из важнейших особенностей оргдиагностики является то, она преследует, прежде всего, практические, а не научные, цели. Диагностика нацелена не на получение нового знания, а фиксирует по определённым параметрам текущее состояние и оценивает его в сравнении с имеющимися представлениями об «идеальном» состоянии или с точки зрения соответствия текущей ситуации и условиям внешней среды. Организационная диагностика как практическая деятельность сегодня достаточно широко распространена в сфере управленческого консультирования, являясь первым этапом реализации любого проекта. Диагностика имеет комплексный характер, направлена на выявление отклонений от норм, обобщение полученных результатов в виде диагноза, ориентирована на разработку мер по устранению отклонений. Существует ряд способов анализа состояния организации:

Экспресс-диагностика - эффективный  способ анализа текущего положения  организации. Ее цель - выделить наиболее сложные проблемы управления организацией в целом и ее финансовыми ресурсами в частности. Данные этого анализа являются предварительными, а выводы носят вероятностный характер.

Экспресс-диагностика включает следующий ряд наиболее обобщенных этапов:

-сбор информации и оценка ее достоверности на основании анализа учетной политики организации;

-перевод типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму;

-анализ структуры отчетов;

-расчеты и группировки показателей по основным направлениям анализа;

-анализ и изменение групп показателей за исследуемый период;

-выявление взаимосвязей между основными исследуемыми показателями и интерпретация результатов.

Комплексная бизнес-диагностика  призвана выявить проблемы организации, ее слабые и сильные стороны, место организации на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку ее состояния как целостного организма по отношению к внешнему бизнес - окружению и в то же время сложной системы, включающей организационную, производственную, финансовую, управленческую структуры во всех их взаимосвязях. Комплексная диагностика включает: ситуационный анализ; организационно-управленческий анализ; финансово-экономический анализ; производственно-хозяйственный анализ; анализ кадрового потенциала; оценку бизнеса и предприятия.

Данные, полученные в ходе ситуационного анализа, определяют весь ход дальнейшей диагностики - цели, направления, порядок, глубину исследований, сроки, стоимость работ, состав исполнителей. Результаты ситуационного анализа являются основными исходными данными для разработки стратегии развития организации.

Финансово-экономический  анализ позволяет оценить результаты и эффективность деятельности организации, выявить направления и ограничения финансового развития и реструктуризации ее финансовой политики.

Производственно-хозяйственный  анализ ориентирован на совершенствование конечных результатов деятельности организации. Цель производственно-хозяйственного анализа - оценить эффективность основной производственной деятельности организации и уровень эффективности применения организацией производственных ресурсов для производства и продажи продукции.

Анализ кадрового потенциала ориентирован на выявление резервов коллектива, структуры индивидуально-психологических и социальных качеств персонала, управленческих факторов.

Цель последнего этапа  диагностики - оценка бизнеса и предприятия  включает оценку бизнеса и предприятия в целом, анализ целесообразности существования и перспектив развития предприятия и сложившегося бизнеса в рыночном экономическом пространстве.

Таким образом, организационная  диагностика выступает базой для обоснования управленческих решений в рамках коммерческой, инновационной, инвестиционной, производственной, финансовой и других видов деятельности хозяйствующих субъектов. На базе результатов экономической диагностики разрабатываются рекомендации по усовершенствованию хозяйственного механизма организации, стабилизации и улучшению ее финансового состояния.

Так же широко распространены методы диагностики внутренней и  внешней среды организации. Диагностика и анализ внешней среды организации представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние. Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций. Одним из методов диагностики внутренней и внешней среды организации является SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

-Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

-Слабости (Weaknesses) – недостатки организации;

-Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

-Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Применение SWOT-анализа позволяет  систематизировать всю имеющуюся  информацию и, получая определенную картину "поля боя", можно принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса. Анализ внутренних сильных и слабых сторон включает в себя оценку плюсов и минусов самой организации. В частности, в коммерческой организации анализируются и оцениваются: маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, культура организации, производство. В государственной организации оцениваются многие аналогичные аспекты ее деятельности: маркетинг (степень нацеленности на удовлетворение потребностей граждан), финансы, интеллектуальный потенциал, культура организации. SWOT-анализ - это промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности:

Информация о работе Организационная диагностика как способ выявления дефектов организации и симптоматические признаки плохой организации