Международный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение международного менеджмента. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить особенности развития международного менеджмента, структуру международного менеджмента,
Во-вторых, Проблемы и задачи международного менеджмента, принципы и сущность.

Содержание работы

Содержание.
Введение.
Глава1
1.1 Особенности развития международного менеджмента
1.2 Структура международного менеджмента.
1.3 Международный менеджмент многонациональных компаний
Глава2
2.1 Задачи и проблемы международного менеджмента
2.2Принцип и сущность международного менеджмента
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

Понятно, что уровень международной  специфики в каждой из пяти выделенных задач существенно различен и, более  того, значительно меняется даже внутри одной задачи в зависимости от конкретного вопроса, рассматриваемого в ее рамках. Эта специфика достигает  максимума во второй задаче (учет культурного  фона), но она относительно умеренна в сфере оценки и выбора организационных  форм. В свете вышесказанного можно  определить задачи международного менеджера. Он должен:

1) понять специфику того, чем ему предстоит управлять,  то есть собственно международного  бизнеса, и, отталкиваясь от  этого, определять глубину вовлечения  своей фирмы в международный  бизнес, оптимальную для данного  уровня развития фирмы;

2) профессионально рассмотреть  возможности фирмы с точки  зрения глобализации бизнеса,  то есть стратегически определить, насколько, например, технологическая  глобализация может помочь эффективному  вхождению в международный бизнес;

3) стать убежденным и  активным сторонником культурологического  подхода, то есть глубокого  изучения культурного фактора  в интересах роста эффективности  управления международным бизнесом;

4) принимать взвешенные  решения относительно соотношения  глобального и локального оптимумов  в деятельности международной  фирмы;

5) разумно и рационально  использовать свою национальную  модель менеджмента, адаптируя  ее к особенностям международного  бизнеса.

 

 

 

 

2.2 Принцип  и сущность международного менеджмента

Современное содержание международного менеджмента формируется под  влиянием развития информационных технологий, которые, по существу, и являются основным фактором глобализации. Сегодня любую  значительную фирму следует рассматривать  в плоскости влияния международных  процессов. Ее менеджмент и маркетинг  постоянно, например, под влиянием Интернета, подпитывается достижениями компаний других стран, ТНК и т. д. Через  глобальное информационное пространство любая фирма может выйти на внешние рынки, выстроить виртуальную  сетевую структуру или принять  участие в существующих. Коммуникационная деятельность компаний становится не только глобальной, но и чрезвычайно  динамичной.

В современном менеджменте  развивается новое понимание  практики управления международными экономическими процессами через социально-политическое взаимодействие, при котором "акт  взаимопонимания начинает выполнять  функции механизма координации  действий". Совокупность коммуникативных  действий порождается существующими  проблемами и одновременно создает  условия для формирования механизма  их решения. То есть преодоление противоречий осуществляется путем нахождения общего, объединяющего локальные проблемы в контексте их решения. А потому в основе реализации любых моделей  международного менеджмента компаний должен находиться механизм согласования интересов как необходимое условие  их стабильного и эффективного функционирования.

Необходимо уточнить некоторые  вопросы дискурса международного менеджмента, то есть определить общие и совместные принципы, в соответствии с которыми он формируется и развивается  в любых своих формах и содержаниях. Международный менеджмент - результат  трансформации в глобальную управленческую культуру национальных (локальных) управленческих культур на основе того общего, что  имеется между ними. Таким общим  являются глобализация базовых, духовных, социальных и экономических ценностей  личности, а также нацеленность любого человеческого сообщества на обеспечение  удовлетворения этих ценностей путем  рациональной экономической деятельности, хотя понятия и критерии "рациональной деятельности" у каждого человеческого  сообщества могут быть различными. Экономическая эффективность —  универсальная категория. Это направляет развитие международного менеджмента  к глобальной универсальной теории и практике.

 

 

Вместе с тем, как отмечает В. Билошапка, модели международного менеджмента  общего плана (международная, многонациональная, глобальная, транснациональная) трансформируются в более конкретные, активно использующие региональные структурные построения з дополнение или даже вместо единой глобальной модели или их стратегической конфигурации (модель домашней базы, портфельная  модель, модель центров, платформная  модель, мандатная модель). Однако их также объединяет нацеленность на эффективную  деятельность. Поэтому общим для  всех моделей международного менеджмента  является различная по форме, но единая по сути целевая функция - максимизация прибыли через механизм постоянного  создания конкурентных преимуществ. Принципы действия такого механизма универсальны и основываются на базовых положениях теории конкуренции, теории экономического поведения (Behavioral economics), теории глобализации (глобалистики), а также определяется экономической идеологией.

В контексте менеджмента  это означает: с помощью управления всегда возможно сформировать экономическое  и социальное поведение объекта, которое отвечает критериям субъекта; субъектно-объектные отношения в  менеджменте имеют симметричную природу; соотношение форм и содержания разных моделей международного менеджмента  определяется отношениями в системе "глобальное — региональное - локальное (национальное) — корпоративное - индивидуальное"; экономическая и политическая идеология  влияет на формирование любой модели международного менеджмента.

Отсюда вытекают общие  принципы, на которых базируется международный  менеджмент:

- нацеленность на создание  и реализацию стратегических  конкурентных преимуществ;

- активное формирование  целевого рынка на базе синергетического  единства менеджмента и маркетинга  как основы создания новых  рыночных возможностей;

- дифференциация моделей  менеджмента в сочетании с  их стандартизацией в зависимости  от соотношения глобальных и  локальных условий их применения;

- решение локальных проблем  в контексте глобальных;

- согласование экономических  интересов через системные отношения  экономического международного  сотрудничества;

- согласование идеологических  интересов через системные отношения  политического международного сотрудничества.

Что касается содержания международного менеджмента, то большинство специалистов придерживаются, по сути, одного определения: это процесс применения управленческих концепций и инструментов в глобальной мультикультурной среде и получения благодаря этому определенных конкурентных преимуществ.

Одна из задач международного менеджмента, как полагают С. Пивоваров  и другие ученые-экономисты, заключается  в углубленном анализе и оценке культурного фона в каждой стране пребывания и использования его  возможностей при разработке стратегических, тактических и оперативных решений  по функционированию и развитию фирмы  как в данной стране, так и в  целом.

Е. Панченко определяет международный  менеджмент как "процесс применения управленческих концепций и инструментов в многокультурной среде и  получения благодаря этому дополнительных преимуществ и экономии времени". "Международный менеджмент - особый вид менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и  использование конкурентных преимуществ  фирмы за счет возможностей ведения  бизнеса в разных странах и  соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и других особенностей этих стран  и межгосударственного взаимодействия".

Однако, на мой взгляд, оперировать  понятием "использование" разноплановых  экономических, социальных, культурных, политических и других особенностей развития стран сегодня недостаточно для создания весомых и устойчивых конкурентных преимуществ. Международный  менеджмент не только является продуктом  взаимодействия системы факторов, но и формирует эту систему в  соответствии с поставленной целью.

Сущность международного менеджмента заключается в необходимости  принимать решения по удовлетворению различных экономических интересов, пропуская их сквозь призму глобальных, локальных и, априори, собственных. Он должен быть нацелен на формирование баланса бизнес-интересов разного  уровня с оптимизацией собственных, с учетом ограничений интернационального и национального характера. Компания с помощью международного менеджмента  не просто проникает в страну через  знание ее культуры (в широком понимании  этой категории), но и аккумулирует интернациональные и национальные культуры и знания, создает определенную комбинацию, выгодную для компании, и, таким образом, навязывает свое видение  проблем и путей их решения. Только так она может создать в  определенной стране свой эффективный  рынок — то есть от учета культурных особенностей до активного формирования благоприятной бизнес-среды путем  трансформации в необходимом  направлении местных культурных особенностей.

В авангарде такой стратегии  идет маркетинг, формирующий соответствующие  потребности (потребительские ценности и предпочтения), склонность к определенному  желаемому поведению, а в широком  понимании - соответствующую культуру потребления, то есть рынок, необходимый для эффективного вхождения бизнеса. В то же время формируется и реализуется желаемая для компании модель управления. Таким образом в стране создаются необходимые и достаточные условия, благоприятные для бизнеса компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных  странах и соответствующего использования  экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.

Интернационализация хозяйственной  жизни в глобальном масштабе является реальным и объективным процессом. Углубляются интеграционные процессы и международное разделение труда, ускоренными темпами растут зарубежные инвестиции, мир становится “глобальной  деревней”. Наибольшую роль в этих процессах играют многонациональные  компании, практически формирующие  контуры всемирного хозяйства. Компании принимают решения о размещении своих производительных сил не только на внутренних рынках, но и за рубежом, исходя из учета выгод международной  диверсификации. Международная конкуренция  и международный характер производства диктуют фирмам такие стратегии  управления и организации, которые  бы усиливали их конкурентные сравнительные  преимущества.

Менеджмент международной  фирмы усложняется по сравнению  с национальным менеджментом в результате необходимости учета национальных различий экономического, политического, правового и культурного порядка  при организации бизнеса. Чтобы  адекватно отвечать на требования изменяющейся международной среды, международные  менеджеры должны придавать особое значение формированию позитивной корпоративной  культуры, приспособлению стратегий, организационных  структур и форм координации и  контроля к конкретным условиям конкуренции.

Корпоративная культура компании является ее уникальной способностью управлять и создавать стоимость  во всех национальных подразделениях посредством использования творческого  потенциала людей, отношений в организации, ценностей организации. Позитивная корпоративная культура становится важным стратегическим конкурентным преимуществом  компании. Культурные различия могут  создавать барьеры и непонимание, но, с другой стороны, они могут  стать источником преимуществ. В  многонациональной компании, независимо от организационных форм, отрасли, размера  предприятия, существуют возможности  усилить эти преимущества.

 

 

 

Исследованием того, как  все это осуществляется, в международном  бизнесе занимается дисциплина “Международный менеджмент”.

Данный конспект лекций включает следующую проблематику: роль многонациональных  компаний в мировой экономике, функции  международного менеджмента, анализ международной  среды, включая культурный анализ, стратегию  и структуру международных фирм и системы планирования и контроля. Особое внимание в конспекте уделено  международным коммуникациям и  проблеме создания международной корпоративной  культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Акимова Т.А. Теория организации: Уч.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. – с. 367
  2. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. – М.: ИНФРА М, 2003. – 270 с.
  3. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, 2004. – с. 504
  4. Виханский О.С. Менеджмент. 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000. – с. 528
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.:Гардарики, 2001. – 296с.
  6. Дурович А.П.Основы маркетинга: Учеб. пособие/ А.П. Дурович.- М.: Новое знание,2004.-512с.
  7. Классики менеджмента / под ред. Уорнера Спб Питер, 2001 – 1168с.
  8. Котлер, Филипп, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с анг.-2-е европ. изд. - М., Спб., К., Издательский дом Вильямс, 2001.-994с. : ил.-Парал. тит. англ.
  9. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2003. – с. 286
  10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. – М.: Дело, 2003. – 392 с.
  11. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – 2-е изд. М.:Дело, 1998. – 800 с.
  12. Менеджмент, маркетинг и экономика /Под ред. А.П.Егоршина – Н. Новгород: НИМБ – 2001 г. – 526 с.
  13. Мерчандайзинг: управление розничными продажами. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 274 с.
  14. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. -5-е изд., перераб. И доп.- М.: ИНФРА-М, 2005.-720с.
  15. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/пер. с англ. под ред. Ю.Н.Каптуревского – СПб: Питер, 2002. – с. 512
  16. Мухин В.и. Основы теории управления: Учебник для вузов – М.: Изд-во «Экзамен», 2003. – с. 256
  17. Основы менеджмента: Учеб. для вузов/под ред. Д.Д.Вачугова – М.: Высш. школа, 2001. – с. 367
  18. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учеб. – М.: «Дашков и К», 2004. – 504 с.
  19. Русинов Ф.М. Менеджмент. Учебник для ВУЗов - М.: НД ФБК-Пресс, 1999. - с. 504
  20. Степанов В.И. Логистика: учеб. – М.: ТК Велби, 2006. – 488 с.

Информация о работе Международный менеджмент