Методы управления стрессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
5
Глава 1 Факторы возникновения стрессовых ситуаций у военнослужащих...
7
1.1 История изучения. Основные причины возникновения стресса у военнослужащего……………………………………………………………………...
7
1.2 Современные взгляды на борьбу со стрессом …………………………......
11
Глава 2 Причины возникновения стрессов у военнослужащих и пути их устранения………………………………………………………………………..
14
2.1 Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты преодоления стресса……………………………………..
14
2.2 Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений……………………………………
15
Заключение……………………………………………………………………….
20
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

стресс.docx

— 156.83 Кб (Скачать файл)

Комплекс мероприятий, организуемый командирами в целях восстановления психических и физических ресурсов личного состава называют психологической реабилитацией. Однако, исходя из опыта современных боевых действий целесообразнее говорить о психологическом обеспечении восстановительного периода воинской деятельности, которое включает:

  • психологическое информирование личного состава о возможных негативных психологических последствиях боя и путях их преодоления;
  • диагностику психического состояния у военнослужащих, составляющих группу риска (выполнявших сложные и стрессогенные задания; переживавших психологические проблемы; имеющих сложное положение в семье; участвовавших в боевых действиях впервые; допустивших в ходе заданий серьезные ошибки; военнослужащих женщин и др.);
  • психологическое консультирование военнослужащих по вопросам психологических трудностей восстановительного периода;
  • психологическую и социально-психологическую поддержку военнослужащих, переживающих трудности восстановительного периода;
  • использование специализированных психологических методов, направленных на ускорение восстановительных процессов у военнослужащих (психофизический тренинг, гетеротренинг саморегуляции, группы интенсивного общения и т.д.)12.

При возникновении у военнослужащего  отклонений от нормального процесса восстановления с ним проводится психокоррекционная работа, а при появлении стойких психологических трудностей - оказывается психотерапевтическая помощь. Эти две формы психологической помощи так же, как и перечисленные выше, могут осуществляться в условиях воинской части психологом во взаимодействии с медицинским персоналом этой же воинской части. При этом субъектом восстановительного процесса остается сам военнослужащий.

В отличие от указанных выше форм психологической помощи психологическая реабилитация осуществляется в тех случаях, когда восстановительный процесс по каким-либо причинам блокируется или возможен только при участии специалистов. Она представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленного на восстановление такого состояния психического здоровья военнослужащих, которое позволяет им достаточно эффективно решать служебные и боевые задачи.

Психологическая реабилитация является составной частью медико-психологической  реабилитации и проводится с военнослужащими, проходящими лечение в связи с ранениями, контузиями, травмами, ожогами, облучением, психическими расстройствами.

Особое значение психологическая  реабилитация играет после окончания  боевых действий. В связи с этим необходимо учитывать следующие  факторы:

  • степень активности участия воинской части, подразделения и конкретного военнослужащего в боевых действиях. Чем дольше и активней военнослужащие действовали в зоне боевых действий, тем оперативней, масштабней и полноценней должна быть психологическая помощь. Степень боевой активности при этом условно определяется по числу и характеру боевых операций, в которых участвовали военнослужащие, по уровню их боевой напряженности и значимости для решения более масштабных боевых задач13.
  • количество боевых потерь в части, подразделении и их причины, а так же характер и причины ранений, контузий, травм, ожогов, доз облучения и других форм физического ущерба здоровью конкретного военнослужащего. В процессе оказания психологической помощи тому или иному военнослужащему в восстановительный период учитываются: а) ситуации, в которых был нанесен ущерб его здоровью; б) степень воздействия на него случаев гибели (особенно массовой) его сослуживцев (прежде всего близких друзей); в) характер его отношения к событиям, указанным в пунктах а) и б); г) особенности отношения к этим же событиям командования различных уровней; д) награды и отличия, связанные в той или иной степени с этими событиями; е) характер отражения этих событий в мнениях сослуживцев, в средствах массовой информации.
  • время выхода части, подразделения, военнослужащего из зоны боевых действий. Чем раньше и полнее будет оказана психологическая помощь участникам боевых действий, тем меньше вероятность возникновения психологических проблем, обусловленных боевым стрессом, впоследствии.
  • особенности социально-психологического климата и межличностных отношений в воинской части, подразделении, характер отношений конкретного военнослужащего с окружающими его людьми.
  • особенности и условия деятельности воинской части, подразделения, военнослужащего после выхода из боевой обстановки. Организованная и продуманная деятельность военнослужащих после их возвращения из боевой обстановки в нормальные для психического здоровья условия будет способствовать повышению результативности оказываемой им психологической помощи. Большое значение приобретает прогнозирование командирами психологического эффекта принимаемых ими решений по организации деятельности личного состава после вывода части, подразделения из зоны боевых действий14.

Наряду с перечисленными факторами на процесс оказания психологической помощи влияют переживания военнослужащего, связанные с такими событиями его боевого опыта, как:

  • физическое уничтожение (особенно в первый раз) солдат противника;
  • гибель сослуживцев и мирного населения, моральную ответственность за которые военнослужащий приписывает себе;
  • ведение (особенно длительное) боевых действий в окружении противника, нахождение в плену;
  • совершение противоправных, по мнению военнослужащего, действий или пассивное соучастие в них.

При организации психологической  помощи военнослужащим, участвовавшим в боевых действиях, целесообразно учитывать также определенные социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, оказывающие дополнительное воздействие на психическое состояние военнослужащих в восстановительный период.

Таким образом, рассмотренные  формы, методы и средства психологической помощи составляют тот арсенал, который может эффективно использоваться специалистами и командирами воинских частей и подразделений в интересах быстрого восстановления боеспособности военнослужащих. При умелом и комплексном их применении становится возможным существенное снижение уровня психотравмирования войск.

 

Заключение

 

Состояние психического здоровья военнослужащих в современных Вооружённых Силах непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климато-географические условия, различные нарушения эргономических и санитарных норм, сопровождающие тот или иной вид военно-профессиональной деятельности (ограниченное пространство, шум, вибрация, значительные перепады температуры, электромагнитное излучение, аварийные ситуации и т.п.) - все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих.

Еще более весомые предпосылки  формирования психической патологии  у военнослужащих возникают в  условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, неопределенность и дефицит информации, нарушение режимов сна, отдыха и питания, болезни, травмы и ранения, отсутствие в прежнем опыте запаса возможных ответных реакций являются основными факторами воздействия на психику военнослужащих в современной войне..

Исходя из вышеизложенного, в целях дальнейшего совершенствования  эффективности и своевременности  оказания психологической помощи военнослужащим, перенёсшим боевые психические травмы, и их психологической реабилитации (а при необходимости и реадаптации) в боевой обстановке будет целесообразно учитывать следующие рекомендации:

  • формирование боевых групп, расчетов производить с максимальным учетом психологической устойчивости военнослужащих, характера предполагаемых психогенных травм, наличия посттравматического опыта предыдущей службы;
  • по возможности использовать средства восстановления и укрепления здоровья военнослужащих (опыт показывает, что их применение предотвращает до 70% немедленных реакций посттравматических стрессовых расстройств);
  • включать в деятельность подразделений элементы ускоренных передвижений, физических упражнений и в особенности коллективных спортивных игр с целью «сжигания» накопленных в организме под воздействием стрессовых факторов боя адреналина и норадреналина, при этом особое внимание уделять военнослужащим, находившимся в процессе боя в состоянии вынужденной ограниченной подвижности - в окопах, в засаде, в бронетехнике;
  • обучать старших боевых групп, сержантов, офицеров распознаванию реакций посттравматических стрессовых расстройств и правильному реагированию на них, оказанию простейшей первичной помощи и поддержки;
  • выделять военнослужащих с острыми реакциями посттравматических стрессовых расстройств и направлять их в тыл для стационарного восстановления или лечения;
  • применять специальные медикаментозные средства, повышающие и поддерживающие психологическую устойчивость военнослужащих;
  • создавать в местах отдыха военнослужащих или ротации подразделений пункты оказания первичной психологической помощи и поддержки, своевременно выявлять и учитывать военнослужащих, ранее получивших посттравматические стрессовые расстройства.

Таким образом, психологическая  помощь военнослужащим наряду с психопрофилактическими мероприятиями должны активно и регулярно проводиться офицерами воспитательных структур в целях снижения психологических потерь среди личного состава, как в мирное, так и военное время. Используя предложения и рекомендации заместителям командиров частей и подразделений по воспитательной работе по предупреждению, выявлению боевых психических травм и оказанию первой психологической помощи пострадавшим, изложенные в данном исследовании, можно в значительной степени снизить уровень боевых и не боевых психогенных потерь.

На сегодняшний день проблема боевых стрессовых расстройств военнослужащих является актуальной и социально значимой, требует дальнейшей разработки и апробирования новых средств, методов укрепления, поддержания и восстановления психического здоровья военнослужащих. Командиры всех степеней должны помнить, что человек может перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им личностно-значимый смысл, если он ощущает свою необходимость и защищенность, находит понимание, уважение и моральную поддержку со стороны окружающих.

 

Список использованной литературы

 

  1. Высоцкий В.В. «Влияние современного боя на психику воина» // Ориентир. - 2001. С. 12-13.
  2. Сельченок К.В. Проблемы военной психологии [Текст] / Сельченок К.В.  //Боевая психическая травма-2003.- С. 193-199.
  3. Урбанович А.А. Современная военная психология [Текст] / Урбанович А.А //Боевой стресс и его психологические последствия-2003.-С. 468-477.
  4. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М.: ВУ, 1998. С. 97-99.
  5. Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х кн. М.: ВУ, 1998. Кн. 2. С. 212-219.
    1. Опыт морально-психологического обеспечения действий группировки войск в операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике. - М.: ГУВР, 2001. С. 4-28.
  1. Вдовина, И.В. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) военнослужащих и их реабилитация [Текст] / И.В. Вдовина // Социальный конфликт. – 2011. – №1. – С. 3-26.
  2. Грининг, Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально-гуманистической психологии [Текст] / Т. Грининг // Вопросы психологии. 1994. – № 1. – С. 92-96.
  3. Зейгарник, Б.В. Саморегуляция поведения в норме и патологии [Текст] / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. 2009. – Т. 10. – № 2. – С. 122-132.
  4. Калмыкова, Е.С. Реконструкция психической травмы: восстановление связи времен и событий [Текст] / Е.С. Калмыкова // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2003. – № 3. – С. 40-46.
  5. Ларцев, М.А. Психологические особенности пострадавших в локальных вооруженных конфликтах на Северном Кавказе [Текст] / М.А. Ларцев, C.К. Наврузова, М.Г. Багдасаров // Медицина катостроф. – 2012. – №3. – С. 66-69.
  6. Магомед-Эминов, М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация [Текст] / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник МГУ. Серия психология. – 2006. – № 4. – С. 26-35.
  7. Мазур, Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С. Выготского [Текст] / Е.С. Мазур // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2012. – №1. – С. 31-40
  8. Маклаков, А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов [Текст] / А.Г. Маклаков, C.B. Чере-мянин, Е.Б. Шустов // Психический журнал. – 2008. – № 2. – Т. 19. – С. 15-26.
  9. Полетаева A.B. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы [Текст] / A.B. Полетаева, A.B. Серый // Социальная работа в Сибири». Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – C. 137-141
  10. Родионов, A.B. Особенности стрессовых состояний сотрудников специальных подразделений и основных средств управления стрессом [Текст] / А. В. Родионов, М. И. Берковская, К. Э. Комаров, Н. В. Сухоруков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2012. – №3. – С. 19-24.
  11. Рыбников О.Н. Особенности социально — психологической адаптации военнослужащих, получивших ранения в боевых действиях [Текст] / О.Н. Рыбников, В.В. Маныхин // Воен.- мед. журн. – 2004. – №3. – С. 24-27
  12. Тарабрина, Н.В. Психологические последствия войны [Текст] / Н.В. Тарабрина // Психологическое обозрение. – 2006. – № 1. – С. 26-29.
  13. Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни [Текст] / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 3-14.
  14. Шмелев, А.Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике [Текст] / А.Г. Шмелев // Вопр. психологии. – 2003. – №4. – С. 16-28.
  15. http://www.rae.ru/forum2012/290/2047
  16. http://www.ibdarb.ru/staff_service/articles_element.php?IBLOCK_ID=24&SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1587
  17. http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2012/2012-05-2.htm

Информация о работе Методы управления стрессом