Методы управления стрессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
5
Глава 1 Факторы возникновения стрессовых ситуаций у военнослужащих...
7
1.1 История изучения. Основные причины возникновения стресса у военнослужащего……………………………………………………………………...
7
1.2 Современные взгляды на борьбу со стрессом …………………………......
11
Глава 2 Причины возникновения стрессов у военнослужащих и пути их устранения………………………………………………………………………..
14
2.1 Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты преодоления стресса……………………………………..
14
2.2 Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений……………………………………
15
Заключение……………………………………………………………………….
20
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

стресс.docx

— 156.83 Кб (Скачать файл)
  1. Повышение умелости, опытности, профессионализма.
  2. Личностный рост и самореализация человека, проявляющиеся в повышении самоуважения, ощущения собственной ценности, уверенности в своих силах, в умении владеть собой.
  3. Укрепление физического здоровья и силы.
  4. Повышение социального статуса человека, выражающееся в более уважительном отношении к ветеранам других людей, признании их заслуг.

Основной реакцией воина  на боевые события есть боевой стресс - многоуровневый процесс адаптационной активности человеческого организма в условиях боевой обстановки, сопровождаемый напряжением механизмов саморегуляции и формированием приспособительного поведения.

 При выполнении задач в различных условиях обстановки командиру в первую очередь следует учитывать психические состояния двух основных групп: 
-        способствующих успешному выполнению боевых задач; 
-        оказывающих негативное влияние на поведение военнослужащих (рис. 2).


Состояния, способствующие успешному выполнению задач

Состояния оказывающие негативное влияние на поведение военнослужащих


  • Бодрость;
  • Активность
  • Ответственность
  • Желание выполнить задачу
  • Переживания
  • Напряженность
  • Обида
  • Гнев
  • Страсть
  • Усталость
  • Апатия
  • Подавленность
  • Неуверенность
  • Депрессия
  • Испуг
  • Паника 
  • Стресс
  • Отчаяние
  • Страх
  • Тревога
  • Боевые психические травмы и т.д.

Рис.2 Психические  состояния военнослужащих


 

Управлять поведением подчиненных в экстремальной ситуации - значит таким образом воздействовать на людей, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. Главная цель управления поведением военнослужащих состоит в том, чтобы мобилизовать духовные и физические силы, ослабить влияние психотравмирующих факторов, вызывающих у людей чувство опасности, а вместе с ним и страха.

Для активизации деятельности подчиненных у командира имеется достаточно дисциплинарных прав, умелое использование которых является мощным средством управления поведением военнослужащих.

Однако нужно учитывать, что далеко не всегда эти меры будут являться эффективными. Психические состояния, возникающие у военнослужащих в экстремальных условиях, с особой значимостью обуславливают необходимость моральной поддержки личного состава.

Об этом свидетельствуют яркие исторические примеры. Так, в 1799 году во время Итальянского похода в сражении у Треббии колонна французов прорвала русский фронт. А.В. Суворов помчался к отступавшим войскам с криками: «Заманивайте! Шибче заманивайте!.. Бегом!» Солдаты приободрились, беспорядочная толпа образовала линию. Теперь при отступлении русские вели меткий ответный огонь по французам. Такой организованный отход продолжался, по воспоминаниям очевидцев, шагов полтораста. Затем А.В. Суворов отдал приказ «Стой!». В этот миг замаскированная русская батарея открыла по неприятелю огонь ядрами и картечью. Главнокомандующий воспользовался удобным мгновением и приказал наступать. Усталые солдаты, входившие в состав авангарда Багратиона, нашли в себе силы и ударили так энергично, что французы приняли их за свежие подкрепления. Противник начал отходить. Левое крыло неприятеля было отброшено и более уже в наступление не переходило.

Негативные психические состояния, возникающие у военнослужащих под воздействием психотравмирующих факторов, ощутимо влияют на их боеспособность и поведение. Наличие или ожидание опасности вызывает у человека психическое состояние внутренней напряженности, которое сказывается на всей его деятельности. Оно может угнетать или, наоборот, активизировать протекание психических процессов, способствовать активному проявлению имеющихся у военнослужащего знаний, умений, навыков или сковывать их, оттачивать и обострять проявление лучших качеств воина, а также, наоборот, свертывать, приглушать их.8

Основными симптомами боевых психических травм являются:

На поведенческом уровне: метания в поисках укрытия, буйство  истерический смех или плач, крики, раздражительность и злоба, состояние ступора, апатия, заторможенность движений, обморочные состояния, бессвязное бормотание, сильная дрожь.

На психологическом уровне: неспособность концентрировать  внимание, частичная или полная потеря памяти, повышенная чувствительность к шуму, свету и запаху, нарушения  логики и быстроты мышления, галлюцинации.[2]

На телесном уровне: ослабление зрения и слуха, частое мочеиспускание, расстройство желудка, учащенное, прерывистое  дыхание, нарушения циркуляции крови, что приводит к анемии ступней ног и кистей рук, сильное напряжение мышц, учащенное сердцебиение, давящие боли в области сердца и в грудной клетке, боли старых ран, неконтролируемое слюноотделение.

Отрицательное влияние условий  боевой обстановки на психику воина  не исчерпывается получением боевой психической травмы. Экстремальные  условия боя прежде всего сказываются на эффективности воинской деятельности. Даже если солдат или офицер не получил в бою психотравму, это не означает, что он эффективно действует.

По опыту боевых действий, уровень боевых психических травм ниже в успешной обороне, чем в успешном наступлении ( в наступлении всегда выше из-за более высоких потерь), и резко повышается при неоднократно неуспешном наступлении и, особенно, в оборонительном бою в окружении или отрыве от основных сил . Серьезная продуманная психологическая подготовка перед боем, слаженность действий, истинное «суворовское» единение офицеров и солдат способны снизить долю психологических потерь.

Таким образом, воздействие  современного боя на психику и  поведение воинов приводит к тому, что опасная обстановка неизбежно  вызывает у них психическое напряжение (стрессовое состояние). Следствием этого  являются боевые психические травмы, приводящие к частичной или полной утрате боеспособности. Полностью избежать боевых психических травм в боевой обстановке невозможно, однако с помощью психопрофилактических мероприятий, через своевременное оказание психологической помощи можно снизить процент психологических потерь среди военнослужащих.

 

 

2 Причины возникновения стрессов у военнослужащих и пути их устранения

 

2.1 Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты преодоления стресса

 

Психологическая работа включает психологическую поддержку и  психологическую реабилитацию, различающихся субъектами, объектами и содержанием проводимых мероприятий.

Психологическая поддержка  направлена на актуализацию имеющихся  и создание дополнительных психологических  ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя.

В профилактическом плане она (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явлений) оказывается всем военнослужащим, а в качестве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций9.

К специализированным способам и средствам психологической  поддержки относятся: медикаментозные (фармакологические) и аутогенные.

Фармакологические способы  и средства психологической поддержки  военнослужащих состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект.

Опыт боевых действий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в целях: повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (психостимуляторы); снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы); ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным условиям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдельных психических функций и др.

Аутогенные способы психологической  поддержки (самопомощь) на сегодняшний день, являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционные комплексы (аутогенная тренировка, самогипноз, нервно-мышечная релаксация и др.).

Психологическая реабилитация – проводится в комплексе с медицинской и социальной реабилитацией. Она представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленный на восстановление такого состояния психического здоровья воинов, которое снова позволит им успешно решать боевые и служебные задачи.

Основными задачами психологической  реабилитации являются: выявление и диагностика психических расстройств у военнослужащих; эвакуация военнослужащих, подвергшихся психотравматизации, с поля боя; восстановление нарушенных (утраченных) психических функций; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья и др.

Наиболее широкое применение в практике психологической реабилитации военнослужащих нашей и многих зарубежных армий находят следующие способы: физиологические (глубокий сон, отдых, качественная пища, обильное питье, душ, полевая баня); аутогенные (выполнение приемов психической саморегуляции, аутотренинг, медитация и др.); медикаментозные (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы, актопротекторы, психостимуляторы, фитотерапия, витаминотерапия и др.); организационные (установление четкого режима работы и отдыха, вовлечение военнослужащих в активную боевую учебу, несение службы, сохранение военной формы одежды); психотерапевтические (индивидуальная и групповая рациональная психотерапия, музыко-, библио-, арт-, натуротерапия)10.

Таким образом, психологическое  сопровождение боевых действий войск  представляет собой процесс непрерывного мониторинга (отслеживания, выявления, анализа и оценки) психологических условий выполнения боевых задач, осуществления психологической поддержки военнослужащих и проведения психологической реабилитации с лицами, подвергшимися травмирующему воздействию психогенных факторов боя.

 

2.2 Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений

 

Деятельность военнослужащих в боевой обстановке характеризуется  постоянным воздействием на них стресс-факторов повышенной интенсивности. Рано или позже они способствуют возникновению в психике человека таких изменений, которые снижают эффективность его деятельности как в боевой обстановке, так и в последующем в мирных условиях.

Воздействие стресс-факторов в ходе боя не всегда отрицательно сказывается на качестве боевых действий. Военнослужащий встречается с воздействием многих, не всегда заранее предусмотренных стрессогенных факторов. Т.е. в боевых условиях внешней энергии «всегда» больше, чем внутренней, защитной энергии. При этом происходит прорыв психологического барьера и излишняя энергия, согласно З.Фрейду, проникает в психологическую систему человека. Фактически она оказывает влияние на бессознательную сферу человека. Подобных ситуаций может быть множество. Поступающая излишняя энергия переполняет психическую систему человека и вызывает механизмы ее нейтрализации, что не всегда осуществляется благополучно. Кроме того, отреагирование этой энергии может осуществляться на объекты, замещающие первоначальные объекты - стрессоры.

Наблюдения показывают, что  нередко выход излишней энергии  проявляется в форме немотивированной агрессии в отношении случайных людей, в том числе в отношении родных и близких. Она может оказывать влияние и на состояние самого военнослужащего: нарушение сна, снижение настроения, жизненного тонуса, уход в себя, злоупотребление алкоголем, наркотиками и др. Если не оказывать своевременную помощь пострадавшему воину, то могут возникнуть и психические расстройства, устранить которые можно только с помощью психиатрической помощи (рис. 3).

Рисунок 3 – Восприятие стрессовой ситуации военнослужащими

 

Отсюда вытекает одна из задач  командира - создать военнослужащему  условия для отреагирования излишней энергии из психической системы человека наружу, при этом сделать этот процесс управляемым, контролируемым. Психологический механизм данного процесса состоит в следующем. Военнослужащий при поддержке командира, военного психолога начинает вспоминать то, что происходило с ним на поле боя. Военнослужащий, как правило, припоминает наиболее яркие, эмоционально окрашенные события, что естественно приводит к повторному переживанию страха, напоминающего тот, который он переживал в бою. Переживание возникающих эмоций приводит к отреагированию излишней, несвязанной, внутренней энергии человека. Если описанный процесс повторить достаточное количество раз, то постепенно психическая система воина приближается к равновесию. Данная концепция получила в литературе название катарсической11.

Информация о работе Методы управления стрессом