Методы управления стрессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития Вооруженных Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
5
Глава 1 Факторы возникновения стрессовых ситуаций у военнослужащих...
7
1.1 История изучения. Основные причины возникновения стресса у военнослужащего……………………………………………………………………...
7
1.2 Современные взгляды на борьбу со стрессом …………………………......
11
Глава 2 Причины возникновения стрессов у военнослужащих и пути их устранения………………………………………………………………………..
14
2.1 Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты преодоления стресса……………………………………..
14
2.2 Опыт применения психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений……………………………………
15
Заключение……………………………………………………………………….
20
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

стресс.docx

— 156.83 Кб (Скачать файл)

 

Введение………………………………………………………………………….

5

Глава 1 Факторы возникновения  стрессовых ситуаций у военнослужащих...

7

1.1 История изучения. Основные причины возникновения стресса у военнослужащего……………………………………………………………………...

7

1.2 Современные взгляды  на борьбу со стрессом …………………………......

11

Глава 2 Причины возникновения  стрессов у военнослужащих и пути их устранения………………………………………………………………………..

14

2.1 Психологическая поддержка  и психологическая реабилитация  как основные компоненты преодоления стресса……………………………………..

14

2.2 Опыт применения психологической  реабилитации военнослужащих в  процессе преодоления стрессовых  явлений……………………………………

15

Заключение……………………………………………………………………….

20

Список использованной литературы……………………………………………

22


Оглавление 

Введение

 

Современный этап развития Вооруженных  Сил России характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного  и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. Необходимость укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.

Научной основой деятельности военных кадров в данной области  является военная психология. Достижения современной психологической науки и практики обеспечивают решение многих важных социальных задач. В настоящий момент накоплено достаточно специальных знаний, практических методик и техник для решения чрезвычайно актуальной и общественно значимой задачи - психологической помощи военнослужащим в условиях боевых действий, а также военнослужащим, участвовавшим в военных конфликтах. 1

Актуальность исследования. Независимо от характера боевых действий, влияния факторов окружающей среды, устойчивость военнослужащих к психогенным травмам зависит, в первую очередь, от личностных качеств военнослужащего. Многочисленными исследованиями было установлено, что пребывание в травматических ситуациях может привести впоследствии к специфическим изменениям в психике. Но пребывание в травматических ситуациях - это только одна сторона, одна из основных причин, которые могут вызвать посттравматическое стрессовое состояние.

По статистике в первые дни боевых действий психическую травму получает 60-65% военнослужащих, из них 20-25% не могли выполнять свои должностные обязанности и нуждались в специализированной помощи. В период с 1992 г. на каждый год приходилось по 4-5 военных конфликтов, что обуславливает актуальность этой проблемы. Работа выполнялась в аспекте видения проблематики военных действий, так как в мирное время получение травмы или расстройства личности не является проблематикой теории управления.[1]

Объектом исследования является психологическая помощь военнослужащим, получившим психическую травму на уровне личности.

Предметом исследования выступают  формы и методы психологической  помощи и реабилитации военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях.

Целью исследования является выработка рекомендаций офицерам воспитательных структур по оказанию психологической помощи военнослужащим, получившим боевую психическую травму.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • изучить теоретические положения, терминологию и историю развития;
  • современные подходы к управлению стрессом;
  • стресс и военнослужащий. проблемы. пути повышения устойчивости.

Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных условиях, так как ведение боевых действий может рассматриваться как крайнее проявление экстремальных условий деятельности. В боевой обстановке угроза для жизни максимальна, а психоэмоциональное напряжение достигает высшей точки.

Данное исследование представляет собой определенную практическую значимость, результаты данного исследования могут быть использованы командирами всех степеней, военными психологами и психологами, работающими с лицами, выполняющими профессиональную деятельность в условиях, связанных с риском для жизни.

Работа состоит из двух глав. В первой главе, состоящей из двух параграфов, были рассмотрены теоретические вопросы, связанные с историей изучения стресса и основных причин возникновения стресса у военнослужащего, современные взгляды на борьбу со стрессом.

Вторая глава включает в себя два параграфа в которых мы рассмотрим  применение психологической реабилитации военнослужащих в процессе преодоления стрессовых явлений, а также психологическую поддержку и психологическую реабилитацию как основные компоненты преодоления стресса.

 

1 Факторы возникновения стрессовых  ситуаций у человека

1.1 История изучения. Основные причины возникновения стресса у человека

 

«...В каждом сражении бывает момент, когда самые храбрые солдаты после величайшего напряжения чувствуют желание бежать, эта паника порождается отсутствием доверия к своему мужеству; ничтожного случая, какого-нибудь предлога достаточно, чтобы вернуть им это доверие: высокое искусство состоит в том, чтобы создавать их».

(Наполеон)

Практика боевых действий свидетельствует, что противоборствующие стороны, наряду с неизбежными физическими, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением воинами боевых психических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Так, исследования в частях, выведенных из зон боевых действий, показали: 62% военнослужащих испытывали предельные психические нагрузки, 58% из них в ходе боя были неспособны вести прицельный огонь; 80% солдат и сержантов, 60% офицеров перенесли стрессы, угрожавшие срывам их деятельности.[2]

Для того чтобы определить весь комплекс влияний, оказываемых  современным боем на психику воинов, необходимо построить психологическую модель боя, которая представляет собой мысленный образ (аналог), своеобразную карту психических процессов и явлений, имеющих место в реальном бою, которая имеет следующую структуру:

  • объект конфликта;
  • противоборствующие стороны со сформировавшимся у них ресурсом конфликтных действий (образами конфликтной ситуации, установками, целями, мотивами, навыками эффективных действий в конкретных конфликтах, психофизиологическими возможностями);
  • групповые психологические феномены, влияющие на боевые действия (мнения, настроения, традиции, сплоченность, психологический климат и т.д.);
  • конфликтные действия (стратегии, уровни, формы, виды, способы, приемы);
  • средства ведения конфликтных действий (обычное оружие, оружие массового поражения, оружие несмертельного действия и др.);
  • условия конфликта (социальные, эколого-эргономические, боевые).2

Для достижения цели проводимого  исследования подробно рассмотрим индивидуальную психологию военнослужащего как  участника коллективной боевой деятельности, а также групповую психологию воинских подразделении, участвующих  в бою3.

Объектом противоборства в  бою и войне являются способность  и воля противника к сопротивлению. Ошибки в оценке способности противника к сопротивлению влекут за собой просчеты в оперативно-тактических расчетах и обоснованиях.

Важнейшей характеристикой  противоборствующих сторон является мотивация боевых действий военнослужащих и её виды:

  • широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т.д.);
  • коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
  • индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.).4

Опыт ведения боевых действий показывает, что наиболее легко вырабатываются и устойчиво функционируют мотивы боевого товарищества. Однако при приобретении боевыми действиями затяжного характера, в преимущественном положении оказывается та сторона, которой удается сохранить действие широких социальных мотивов. 5

Представленная психологическая  модель боевых действий позволяет выделить две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск: внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы делятся  на социальные, боевые и экологоэргономические. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как выступают основой для формирования широких социальных мотивов их поведения и прочных боевых установок. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный пассивный, самоотверженный или самосохраняющий и др.) во многом зависят от отношения к войне народа, степени её значимости. Это, в свою очередь определяется пониманием и внутренним принятием целей войны, представленностью социальных, экономических, национальных, религиозных интересов в структуре вызвавших ее причин.

Другим социальным фактором является сплоченность воинского подразделения. Она выступает своеобразным основанием для поддержания высокой психологической устойчивости и активности отдельных военнослужащих.

В современный период боевые действия, как правило, сопровождаются повышенным стрессогенным воздействием на психику военнослужащих. Боевой стресс - это совокупность психических состояний, переживаемых воинами в процессе адаптации к условиям боевой обстановки (стрессорам), неблагоприятным для их жизнедеятельности или угрожающим их здоровью и жизни. (рис.1) .

Интенсивность переживания  боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:

    1. силы и длительности воздействия стрессоров на психику;
    2. индивидуальных особенностей реагирования воина на их воздействие.

Дерево  стресса



Рисунок 1 –  Генезис стрессовой ситуации6

 

 

Чтобы разобраться в данном вопросе, давайте представим себе «дерево стресс». Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону. Это вредное дерево. Его листья – симптомы стресса, плоды – болезни, к которым приводит стресс.

Ствол дерева стресса –  это напряжение (психологическое  и физиологическое). Ствол дерева появляется из корней, на нём держится крона. Подобным образом напряжение формируется причинами стресса и служит основой для разнообразных симптомов стресса. Напряжение – главный механизм развития всех симптомов стресса.

Корни – причины стресса, или стрессоры. Стрессор – это  любой фактор, который вызывает напряжение. Стрессоры можно разделить на две группы: физиологические и психологические.7

Стрессоры подразделяются на специфические и неспецифические для боевой обстановки. Специфическими стрессорами являются :

    1. ситуации, угрожающие здоровью и жизни;
    2. ранения, контузии, увечья и дозы облучения;
    3. гибель близких людей и сослуживцев;
    4. ужасающие картины смерти и человеческих мучений;
    5. те случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые воин приписывает себе;

Неспецифические стрессоры  присущи как боевой обстановке, так  и другим  видам стрессовых ситуаций.

Например:

    1. высокий уровень потенциальной угрозы для жизни и здоровья;
    2. длительное выполнение напряженной деятельности;
    3. длительное неудовлетворение тех или иных биологических и социологических потребностей;
    4. резкие и внезапные изменения условий жизнедеятельности (службы);
    5. длительное отсутствие контактов с близкими людьми;
    6. интенсивные и длительные межличностные конфликты;
    7. повышенная степень ответственности за свои действия.[3]

Реакция воина на воздействие  стрессоров боевой обстановки зависит, с одной стороны, от силы и продолжительности  их воздействия, а с другой- от индивидуально- психологических особенностей личности воина, его психологической и профессиональной готовности к ведению боевых действий, характера и уровня мотивации.

1.2 Современные взгляды на борьбу со стрессом

 

Боевые действия на ряду с  негативными оказывают и позитивное влияния на его участников. А.М. Столяренко выделяет позитивные изменения, которые происходят у большинства участников боевых действий:

Информация о работе Методы управления стрессом