Методолические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Возникновение управления, как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется - военной, строительной и т.д. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной.

Содержание работы

Введение
1. Управление и менеджмент
2. Сущность, виды и система управления (менеджмента)
2.1 Структура системы менеджмента организации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

-производственный процесс;

-торгово-технологический  процесс;

-маркетинговая деятельность  предприятия;

-материально-техническое  снабжение предприятия и т.д.

К результатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации продукции, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно в качестве объектов управления - результатов могут служить:

-качество производимых  товаров или оказываемых услуг;

-результаты управленческой  или производственной деятельности;

-производительность труда;

-производственные или  управленческие затраты и т.д.

Небезынтересно привести также другие определения управления. Так, видный исследователь П. Друкер (США) считает, что управление - это "особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу". Американский ученый К. Киллен определил управление как "выполнение работы чужими руками".Ф. Тейлор считал, что управление - это "искусство знать точно, что  предстоит сделать и как сделать  это самым лучшим и дешевым  способом".

Следует заметить, что отечественные  авторы управление нередко определяют как воздействие субъекта на объект, т.е. его сводят в значительной мере к деятельности субъекта управления. При этом управление рассматривается  как одностороннее действие, направленное на объект, что приводит к неверным выводам о сущности управления. В  результате подмены диалектической взаимосвязи, единства субъекта и объекта  их субординационным расположением  за пределами рассмотрения остается, в частности, движущее начало управления - противоречие между субъектом и  объектом. Поэтому как бы полно  ни учитывались возможность и  готовность объекта управления выполнять  управленческие команды, если они рассматриваются  только как основа для поиска наиболее эффективных управленческих воздействий, оценка возможностей управления будет  не адекватной фактическим возможностям осуществления управления. Следовательно, нельзя рассматривать управление исключительно  с позиций субъекта управления.

Кроме того, следует заметить, что в настоящее время господствует подход к управлению, согласно которому результат управляющего воздействия  прямо пропорционален приложенным  усилиям. Однако это имеет место  только в случае, когда управляемая  система находится в равновесном  состоянии с окружающей средой и  внутренними процессами.

Если система находится  в сильно неравновесном состоянии, она начинает подчиняться законам  нелинейного характера (отклик системы  непропорционален силе воздействия  на нее).

В то же время для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях  управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие  при разделении и кооперации труда  в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников, и  отношения возникающие между собственниками и пользователями средств производства.

Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность  и возможность субъекта управления управлять, а с другой - потребность  и возможность объекта управления выполнять управленческие команды.

Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с  целями, преследуемыми субъектом  в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление. Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых  каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и  т.п.), во - вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия  на объект управления, с помощью  которых можно побуждать его  выполнять команды, т.е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды.

Так, если объект управления не является собственником средств  производства, то его готовность выполнять  управленческие команды зависит  от того, насколько его потребности  будут удовлетворены в результате этого, а его возможность выполнять  команды связана с его производственными  возможностями. В этом случае для  того, чтобы разрешить противоречие между субъектом и объектом управления, необходимо разработать механизм стимулирования. Если же объект управления является собственником, то возможность управлять им задается механизмом сочетания интересов  объекта управления одновременно как  собственника и как исполнителя, при котором интересы собственника доминируют.

Необходимо заметить, что  существует значительное количество видов  управления. Видовое разнообразие управления можно характеризовать набором бифуркационных признаков, иногда обозначаемых словами-антонимами.

Видовая классификация  управления

Так, вне поля зрения остались многочисленные разновидности управления, связанные с его функциональной специализацией, такие, как управление персоналом, сбытом, запасами, транспортом, трудом, издержками, качеством, инвестициями, финансами и т.д.

Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую  называют системой управления.

Следует вспомнить, что система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Основные системные  принципы:

-целостности свойств  системы к сумме свойств составляющих  ее элементов;

-структурности;

-взаимозависимости структуры  и среды;

-иерархичности;

-множественности описания  каждой системы.

Возвращаясь к системе  управления, следует заметить, что  такая система обладает соответствующей  структурой, т.е. имеет определенную совокупность составляющих ее элементов, специфических взаимосвязей и взаимодействий, благодаря которым осуществляется процесс управления, возникают новые  целостные свойства, называемые эмерджентными.

Система управления современной организацией (предприятием) должна отвечать следующим основным требованиям:

-обладать высокой гибкостью;

-быть адекватной сложной  технологии производства, требующей  соответствующих форм контроля, организации и разделения труда;

-оперативно реагировать  на изменения факторов внешней  и внутренней среды предприятия,  конъюнктуры рынка;

-учитывать конкуренцию  на соответствующем рынке товаров  (услуг);

-способствовать развитию  организации;

-обеспечивать внедрение  достижений науки и передовой  практики;

-обладать способностью  саморегулирования, чтобы любые  отклонения от нормы (по стоимости,  качеству, срокам и др.)

-быстро фиксировались  (в идеале - автоматически) и сразу  же вырабатывались и предпринимались  контрмеры, возвращающие систему  управления в прежнее нормальное  состояние.

Непременным элементом любой  системы управления является связь. Связь можно определить как важный для целей управления, взаимодействия канал обмена между субъектами веществом, энергией, информацией. Единичным актом связи выступает воздействие.

Связи могут быть прямыми, обратными, вертикальными, горизонтальными  и т.д.

Прямая связь - это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т.д.

Обратная связь - это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействия. Как правило, обратная связь выступает важным регулятором в системе управления.

Приведенные прямые и обратные связи относят к вертикальным. Кроме них существуют также горизонтальные связи, позволяющие реализовать  неформальные отношения, способствующие передаче знаний и навыков, обеспечивающие координацию действий субъектов  одного уровня по достижению системой управления поставленных перед ней  целей.

Систему управления можно  представить в общем, элементарном виде, состоящем из двух подсистем: управляющей (субъекта управления) и  управляемой (объекта управления), а  также прямых и обратных связей между  ними.

Существуют разные представления  о системе менеджмента современной  организации. Так, О.С. Виханский и  А.И. Наумов выделяют в системе управления три подсистемы. Первой подсистемой  является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управление. Данную подсистему можно определить как единство организации, технологии и методов управления. Она называется структурно - функциональной и выступает как бы в роли "остова" системы управления.

Вторая подсистема - информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются:

-управленческая идеология  и ценностная ориентация системы  управления;

-интересы и поведенческие  нормы участников процесса управления;

-информация и коммуникации  в системе управления.

Совокупность данных блоков в основном охватывает всю рассматриваемую  подсистему, хотя у отдельных систем управления могут быть и дополнительные блоки, например блоки национальных интересов, национальных управленческих стереотипов и т.д. В настоящее  время в связи с объективно происходящим процессом ускоренного  и расширенного распространения  информации резко возрастает роль данной подсистемы.

Третьей подсистемой  является подсистема саморазвития системы  управления. Ее появление обусловлено возникновением в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их в практику. Эта подсистема не просто отражает указанные качества, но и способствует их воспроизводству, распространению и практическому воплощению.

Данная подсистема может  быть разделена на две части: первая - ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и  развитие, вторая - обеспечивает ее развитие.

В нашем представлении  система управления (менеджмента) современной  предпринимательской организации  должна включать пять подсистем:

-обеспечивающую;

-целевую;

-производственную;

-развития;

-сбытовую (рыночную).

2.1 Структура системы  менеджмента организации

В представлении профессора Р.А. Фатхутдинова система менеджмента  организации включает четыре подсистемы: целевую, обеспечивающую, функциональную и управляющую.

При этом компонентами целевой  подсистемы системы менеджмента  организации являются:

-повышение качества выпускаемых  товаров и услуг,

- ресурсосбережение, 

-расширение рынка сбыта  товара,

-организационно-техническое  развитие производства,

-социальное развитие  коллектива и охрана окружающей  среды. 

Обеспечивающая подсистема системы менеджмента организации  включает:

-методическое обеспечение,

-ресурсное обеспечение, 

-информационное обеспечение  и правовое обеспечение. 

Функциональная подсистема включает следующие компоненты:

-маркетинг,

-планирование,

-организацию процессов, 

-учет и контроль,

-мотивацию и регулирование. 

Управляющая подсистема системы  менеджмента организации включает:

-управление персоналом,

-социологию и психологию  менеджмента, 

-разработку и реализацию  управленческих решений, 

-анализ в принятии  решений, 

-прогнозирование в принятии  решений.

 

 

 

Заключение

Обособление менеджмента  из общих функций работы организации  приводит к возникновению "управленческой услуги", концентрирующей свое внимание на решении конкретной управленческой проблемы с полным технико-экономическим  обоснованием. Разделение труда, высокая  скорость увеличения знаний приводит к большим затратам на совершенствование  и перестройку систем управления экономикой. При этом следует учитывать  большую скорость морального износа как оборудования, так и методов  работы. В данных условиях возникает  вопрос о наиболее эффективной сфере  инвестирования: производственной или  управленческой. Он приобретает особое значение при разработке стратегических планов фирмы.

Информация о работе Методолические основы менеджмента