Методолические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Возникновение управления, как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется - военной, строительной и т.д. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной.

Содержание работы

Введение
1. Управление и менеджмент
2. Сущность, виды и система управления (менеджмента)
2.1 Структура системы менеджмента организации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Управление и менеджмент

2. Сущность, виды и система  управления (менеджмента)

2.1 Структура системы менеджмента  организации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью  которой он упорядочивает и подчиняет  своим интересам элементы внешней  среды - общества, живой и неживой  природы, техники.

Предметом и продуктом  труда в управлении является информация. В первом случае, как предмет, она "сырая", а поэтому не может  применяться на практике (она просто информация). А вот в результате управленческой деятельности на ее основе создается решение, т.е. информация, исходя из которой субъект управления может предпринимать конкретные действия.

Средствами управленческого  труда является все то, что будет  способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов  человеческого тела.

Виды управления: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное.

Возникновение управления, как такового, связано с необходимостью организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется - военной, строительной и т.д. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной.

Управление хозяйственной  деятельностью в рабовладельческих  латифундиях, помещичьих хозяйствах, на государственных предприятиях в  условиях командно-административной системы, также трудно характеризовать как  менеджмент. Его непосредственные объекты -рабы,крепостные, работники государственных  предприятий были не свободными, а  их деятельность носила натуральный  характер и не была ориентирована  на потребности рынка.

Мы можем сказать "управление природными ресурсами", но не можем  сказать "менеджмент природными ресурсами" и т.д. Т.о. понятие "управление" гораздо шире, чем понятие "менеджмент".

Рассмотрим теперь, каким  образом управленческая деятельность в процессе своего развития превратилась в то, что сегодня принято называть менеджментом.

Индивидуум создавал блага  и услуги, предназначенные на продажу (производственная функция), самостоятельно принимал решения о путях и  формах развития своего дела, сам нес  ответственность (предпринимательская  функция), организовывал, контролировал, обеспечивал ресурсами текущую  хозяйственную деятельность (управленческая функция), сам распоряжался результатами своего труда (функция присвоения).

С превращением мелких индивидуальных хозяйств ремесленников и крестьян, основанных на самоуправлении, в крупные  предприятия положение изменилось. Рост масштабов хозяйственной деятельности и связанное с этим широкое  привлечение наемного труда привело  к тому, что собственник стал постепенно полностью или частично отказываться от самостоятельной реализации перечисленных  функций. Сначала наемным работникам была полностью передана производственная функция, затем функция текущего управления и контроля. С появлением акционерной формы собственников  стало много и изменился сам  объект собственности: теперь это было уже не просто предприятие, а денежный вклад в капитал АО, которому это  предприятие принадлежало. Управлять  АО стали наемные управляющие.

Управление превратилось в особый вид деятельности в связи  с усложнением экономических  процессов, вовлечением в них  значительной массы людей. В этих условиях понадобилось выделять специальных  руководителей, управляющих, менеджеров, создавать органы управления, в задачу которых входит согласование действий отдельных участников совместной деятельности.

Для того чтобы понять как  возник менеджмент, рассмотрим основные эпохи экономического развития на примере  США: эпоха массового производства 1880 - 1930 гг. Основная задача - максимизация объёмов производства слабо дифференцированного  товара с минимальными издержками.

эпоха массового сбыта - 1930 - 1950 гг. критической точкой перехода стал момент, когда предложение дешевой  слабо дифференцированной серийно  производимой продукции превысило  спрос.

Упал спрос на модель "Форда  Т"; "Дженерал Моторс", которые  явились пионерами диверсификации, поставляя ежегодно новые модели на рынок. (Форд последовал этому примеру).

 

Характерные черты:

-влияние на выбор потребителей, используя расширение номенклатуры  выпускаемой продукции;

-усовершенствование и  организация сбыта;

-расширение рекламы.

Именно в эту эпоху  зародился маркетинг как философия  бизнеса, во главу угла которой была поставлена - необходимость выявления, необходимость предсказания, формирование и удовлетворение потребностей клиентов. Начался бурный расцвет НТП. "Дженерал Электрик", "Дюпон" и другие стали создавать научно исследовательские  центры. Эта эпоха относительной  стабильности и предсказуемости. Использовалось долгосрочное планирование.

С середины 50-х годов начинается "постиндустриальная эпоха", которая  продолжается по настоящее время.

-ускорение темпов НТП;

-новый уровень благосостояния, достигнутый обществом;

-изменилась структура экономики и в некоторой степени её идеология: высокая степень дифференцированности продукции; финансирование решения экологических проблем; борьба с инфляцией; ограничение монополий; выявление нужд потребителей и так далее.

-увеличение темпа протекания  экономических процессов;

-усиление конкуренции.

Усложнилась структура внешней  среды; возросла её неопределённость во времени. Всё это усложнило управление организациями, особенно диверсифицированными – концерна.

1. Управление и  менеджмент

Менеджмент (англ. management - управление, заведование, организация) - это:

-практическая деятельность  по управлению производством  или коммерцией, преследующая цели  повышения эффективности работы  и увеличения прибыли;

-теория управления, совокупность  принципов, методов, средств и  форм управления;

-в современной отечественной  практике также руководящий состав  предприятия, акционерного общества.

Вместе с тем понятие "менеджмент" уже весьма прочно вошло в наш обиход, поэтому  считаем возможным использовать его применительно ко всем предпринимательским, корпоративным структурам, функционирующим  в условиях рыночной экономики.

Следует также заметить, что если термин "менеджмент" употребляется  применительно к предпринимательским  структурам, то для других целей  за рубежом используются иные термины, например: government administration - государственное  управление и public administration - общественное управление. В наших условиях для  этого следует употреблять термины "организация", "управление" и "администрирование". Тем не менее государственные, общественные и иные организации также должны использовать некоторые принципы и  методы менеджмента, если хотят достичь  своих целей при минимуме затрат, высокой эффективности функционирования и государственного регулирования. Для более глубокого уяснения сущности понятия "менеджмент" следует  уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое  содержание.Так, целью менеджмента  как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов  и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное  функционирование систем управления.

В связи с этим можно  также заметить, что менеджмент - это наука комплексная, охватывающая психологические, технические, экономические, социальные и другие аспекты. Поэтому  ее можно отнести к типу интегральных, многоаспектных, междисциплинарных  наук, развивающихся на стыке и  в переплетении общественных, естественных и технических наук. В этом подтверждается вывод, что менеджмент - фундаментальное  понятие науки.В то же время целью  менеджмента как практики эффективного управления является достижение высокой  прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы организации.Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.

В современном менеджменте  существуют различные способы решения  задач: конкретные методы решения задач  управления, моделирование управленческих процессов, информационное и техническое  обеспечение принятия решений и  др. В России теоретическая и прикладная статистика, экономико-математические модели решения задач, инженерных расчетов и т.п. разработаны достаточно хорошо. Менее развита автоматизация  процессов обработки информации, управления производством, принятия решений. Однако эффективность управления зависит  не только от способов решения задач, но в огромной степени и от хозяйственного механизма и системы государственного регулирования. Поэтому многие модели управления (стратегического и оперативного), успешно используемые за рубежом, не всегда могут быть эффективно применены  в России, что объясняется разной степенью зрелости рыночных отношений.

Таким образом, менеджмент как  бы пронизывает всю организацию, затрагивая практически все сферы  ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации  можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также  выделить его отдельные виды. Например, производственный менеджмент - это  комплексная система обеспечения  конкурентоспособности выпускаемого товара на конкретном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

Финансовый менеджмент - это комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров. Инновационный менеджмент - это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Торговый менеджмент представляет собой процесс управления всеми остальными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды: менеджмент социальной сферы, банковский, налоговый, организационный, международный и др.

Циклический характер общественного  развития, необходимость принятия решений  в условиях кризиса явились серьезной  мотивацией развития теории и практики менеджмента. Опыт передовых стран  Запада показывает, что менеджмент выполняет поставленные задачи, и  огромная роль в повышении его  эффективности принадлежит использованию  достижений научно-технического прогресса.

2. Сущность, виды  и система управления (менеджмента)

В общем виде управление представляет собой определенный тип  взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в  позиции субъекта управления, а другой - в позиции объекта управления. Для этого взаимодействия характерно то, что:

-субъект управления направляет  объекту управления импульсы  воздействия (команды управления), которые содержат информацию  о том, как должен функционировать  объект управления;

-объект управления получает  данные импульсы и действует  в соответствии с ними и  с учетом сложившейся ситуации.

2.1 Управляющая  и управляемая подсистемы системы  управления

Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом  управления, а рабочие - объектами  управления. Коммерческий директор организации  организует работу коммерческих подразделений  организации. При этом он менеджер, или субъект управления, а указанные  подразделения - объекты управления.

Субъект управления - это звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Управление может осуществляться единолично менеджером, коллегиально группой руководителей или коллективно собранием акционеров. В зависимости от этого и субъект управления будет различным. В первом случае в качестве субъекта выступает менеджер, индивидуум, в остальных - группа лиц, подразделение, орган управления.

В качестве объекта управления выступают работник, группа лиц, трудовой коллектив. Объектами управления могут  быть также: ресурсы, процессы, результаты, все виды человеческой деятельности.

Организации в процессе своей  деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно в качестве объектов управления - ресурсов могут выступать:

-товарные запасы;

-финансовые ресурсы;

-информационный массив;

-персонал организации.

В любой организации протекает  множество процессов, начиная с  процесса управления и до производственного  процесса. Важнейшими частями производственного  процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим в качестве объектов управления - процессов могут выступать:

Информация о работе Методолические основы менеджмента