Количественная школа: Представители и основные положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать количественную школу управления.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Теоретическую характеристику количественной школы, ее направлений, плдожений, основных тенденций развития.
Предмет исследования - процесс принятия управленческих решений в области ценообразования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4
1.Количественная школа управления.
1.2Основные теоретические особенности и положения количественной школы управления……………………………………………………...…......5-10
1.3 Русское направление развития количественной школы менеджмента……………………………………………………………….....10-14
2.Представители школы……………………………………………………..14-20
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

TU2.docx

— 41.03 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

 

Псковский Государственный Университет

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория управления»

на тему:

«Количественная школа: Представители и основные положения»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

XXX.

 

Проверил:

XXX.

 

 

 

 

 

Псков

2012 

 

Содержание 
 
Введение…………………………………………………………………………3-4 
1.Количественная школа управления. 
1.2Основные теоретические особенности и положения количественной школы управления……………………………………………………...…......5-10

1.3 Русское направление развития количественной школы менеджмента……………………………………………………………….....10-14

2.Представители школы……………………………………………………..14-20

Заключение………………………………………………………………………21

Список использованной литературы…………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной курсовой является чрезвычайно  актуальной для рассмотрения в связи  с тем, что рассмотрение основ  любой научной дисциплины, как  теоретического, так и прикладного  характера немыслимо без рассмотрения процесса ее зарождения, функционирования и развития, без характеристики тех  истоков, откуда эта наука зародилась. Кроме того, актуальность темы подчеркивается также и тем обстоятельством, что наука менеджмента является достаточно динамично развивающейся  дисциплиной, изучение которой представляет несомненный познавательный интерес.

Внедрение рыночных отношений в  практику хозяйствования требует принципиального  изменения методов управления на всех уровнях управленческой иерархии. Это выдвигает необходимость  изучения новых подходов и форм управления, в частности, менеджмента как  особого типа управления. Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и  рассматривать его, несомненно, нужно  с учетом исторического опыта, тех  целей и задач, которые ставились  на разных этапах его развития.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость  охарактеризовать количественную школу  управления.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Теоретическую характеристику  количественной школы, ее направлений,  плдожений, основных тенденций развития.

Предмет исследования - процесс принятия управленческих решений в области  ценообразования.

Теоретической базой для написания  работы послужила литература по менеджменту.

В процессе исследования применялись  такие методы как анализ, синтез, дедукция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные теоретические особенности количественной школы управления.

 

 

Количественная школа (с 1950 года по настоящее время) связана с развитием  и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники.

Импульсом для развития количественного  подхода послужил рост мощности компьютеров, которые способны хранить огромные объемы управленческой информации и  манипулировать с данными в соответствии со сложными математическими моделями, имитирующими деловые операции. Но, принимая решения на основе моделирования, всегда следует помнить о том, что при создании любой модели использованы разного рода предположения, многие из которых могут не оправдаться  на практике, особенно если они касаются поведения людей.

В разработке ряда количественных методов  в управлении приоритет принадлежит  российским ученым В. В. Канторовичу  и В. С. Немчинову, а также Л. Берталанфи, А. Рапопорт, Р. Акофф, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др.

В настоящее время менеджмент как  особая дисциплина активно развивается.

Можно выделить три основных подхода, пользующихся наибольшим признанием среди  специалистов:1

- процессуальный подход;

- системный подход;

- ситуационный подход.

Эти подходы не вступают в противоречие с другими, а в сочетании дают более глубокую и детализированную картину.

Процессуальный подход к менеджменту  унаследовал многие из идей, высказанных  А. Файолем в начале XX века.

В его основе лежит понятие управленческих функций -- взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенной цели. Сумма всех функций представляет собой процесс управления. Представление ученых о важности функций менеджмента со временем меняется. Это обусловлено различными причинами -- экономическими, влиянием концепций и др. Так, с 1950-х годов наиболее важной считалась такая функция, как организация. В настоящее время более важной считают координацию.

Системный подход развивался одновременно с количественным подходом (1960-1970-е  годы). В менеджменте он используется при анализе разнообразных управленческих проблем, и особенно при анализе  организационных структур, когда  должны учитываться взаимосвязь  различных структур подразделений  и их влияние на функционирование организации в целом.

Системный подход -- это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система -- это некоторая целостность, состоящая из взаимозависящих частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Большинство систем, однако, являются открытыми, т. е. взаимосвязанными с окружающими системами.

Ситуационный подход пытается увязать  конкурентные приемы и концепции  с определенными конкретными  ситуациями, для того чтобы достичь  целей организации наиболее эффективно.

Сторонники этой теории полагают, что эта организация будет  действовать более успешно, если руководство будет намеренно  адаптировать структуру и административное устройство к задачам, технологиям, ожиданиям и устремлениям людей, изменениям во внешнем окружении. Ситуационная теория утверждает, что люди с различными потребностями и мотивами нуждаются  в различных управленческих структурах, чтобы работать эффективно.

Таким образом, самый крупный толчок к применению количественных методов  в управлении дан развитием компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые  наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Основной предпосылкой возникновения  количественной школы управления, на наш взгляд является усложнение самого процесса управления, что было обусловлено  бурным научно - техническим прогрессом послевоенных лет.

Послевоенное производство сначала  ориентировалось на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения на удовлетворение специфических  потребностей, которые формировали  рынки небольшой емкости. Это  послужило толчком к появлению  предпринимательских структур, образованию  большого числа малых и средних  предприятий.

Ключевыми факторами успеха на рынке  стали гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям окружающей среды. Ученые начали активно разрабатывать  идеи открытости организаций как  систем. Усложнение среды потребовало  разработки и применения способов принятия решений в ситуации неопределенности. Развитие математических наук, статистики, информатики, а также компьютерной техники явилось предпосылкой появления новой научной школы, которая получила название количественной, или управленческой.

Ключевой характеристикой науки  управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений и  описательного анализа моделями, символами и количественными  значениями.

Представители данной школы осваивали  различные стороны, компоненты и  элементы объекта управления с помощью  количественных методов, разрабатывали  соответствующие экономические, математические и логические модели.

Количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного  моделирования.2

В годы Второй мировой войны эти  разработки оформились в управленческую дисциплину, нацеленную на эффективное  распределение ресурсов по системе  целей - исследование операций. Использование  ее рекомендаций способствовало победам  антигитлеровской коалиции, например успешному форсированию Ла-Манша  англо-американскими войсками.

После окончания Второй мировой  войны многие количественные методы, использовавшиеся при решении чисто  военных проблем, стали широко применяться  в сфере бизнеса. Основное внимание в вопросах управления с середины 1960-х гг. уделялось проблемам, связанным  с применением современных технических средств управления, использованием широко внедряемых ЭВМ и различного рода прикладных программ, экономико-математическим моделированием, разнообразными методами системного анализа.

Появилось множество работ по данным проблемам, которые и были объединены в количественную школу, или школу  науки управления. Основой всех методов  и подходов этого направления  являются категории математики или  других точных наук. Достаточно большое  число научных работ было основано на методах исследования операций, поэтому данное направление в  менеджменте может носить еще  и такое одноименное название.

Проблемы, рассматриваемые в рамках количественной школы, сразу же стали  популярными. В 1970-х гг. на Западе существовало около 100 периодических изданий по вопросам исследования операций. Более 20 высших учебных заведений США  регулярно готовили специалистов соответствующего профиля, а на многих крупных фирмах действовали особые группы или отделы по исследованию операций. Основным толчком  к началу этих исследований послужило  осознание необходимости комплексного изучения и поисков единого решения  для сложного процесса с ясно выраженной целью (операции), поскольку решения  отдельных частей общей задачи оказывались  изолированными процессами, между тем  как практика требовала единства всех частных решений.

В основе количественной школы менеджмента  лежит понятие модели.

Модель - это форма представления  реальности.

Математическая модель - это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

Основные этапы построения модели:

1. Уточнение постановки задачи.

2. Формулирование законов, связывающих  основные параметры объекта.

3. Запись в математических выражениях  сформулированных закономерностей.

4. Исследование модели на основе  сопоставления фактических показателей  деятельности с расчетными по модели (теоретический и / или экспериментальный анализ).

5. Накопление данных об изучаемом  объекте и корректировка модели  с целью введения дополнительных  факторов и данных, ограничений,  критериев.

6. Применение модели для решения  задач управления объектом.

7. Развитие и совершенствование  модели.

Таким образом, школа науки управления использует количественные методики. Ее влияние растет, поскольку она  рассматривается как дополнение к существующей и широко применяемой  концептуальной основе процессуального, системного и ситуационного подходов.3

1.3 Русское направление  развития количественной школы  менеджмента

В годы Великой Отечественной войны  система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал  оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась  научная и практическая работа в  области организации и управления производством. Вместе с тем, имело  место сокращение исследований в  области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени относится  рождение такой важной самостоятельной  ветви экономики, как экономическая  кибернетика, тесно связанной с  использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей  стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова.

Этими ученными были предложены следующие  методы, которые позволяли бы оптимизировать процесс принятия управленческого  решения.

Информация о работе Количественная школа: Представители и основные положения