Инновационный потенциал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:28, реферат

Описание работы

Целью данного курсовой работы является рассмотрение сущности и роли инновационного потенциала предприятия.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи: определить понятие и роль инновационного потенциала на предприятии и рассмотреть вопрос оценки инновационного потенциала организации.

Файлы: 1 файл

Инновационный потенциал 1494.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Например, согласно с действующим законодательством не признаются активами, а лишь отображаются в составе расходов отчетного периода затраты на исследования; подготовку и переподготовку кадров; рекламу и продвижение продукции на рынке; повышение деловой репутации предприятия (гудвил), стоимость изданий [6, c. 97].

Обобщая, можно утверждать, что элементы интеллектуального потенциала предприятия (подготовка, научная и техническая информация, лицензии, бизнес-услуги, рыночные исследования, программное обеспечение и тому подобное) тесно взаимоувязаны и играют ключевую роль в формировании инновационного потенциала. Например, активы в сфере маркетинга, а также научной и технической информации являются существенным элементом интеракций между спросом и предложением товаров и услуг, что содействует отбору рыночных сигналов и превращения их в соответствующие решения, формирование спроса на блага и услуги, которые возникают в процессе инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основы оценки инновационного  потенциала предприятия

2.1 Методические положения оценки  инновационного потенциала предприятия

 

Учитывая стратегический характер решений, уровень инновационного потенциала важно оценивать с учетом особенностей внешней среды и выявлением в нем стратегических возможностей исследующегося предприятия. С целью комплексной оценки уровня инновационного потенциала исследующегося предприятия текущее состояние предприятия должен быть проанализированный за двумя направлениями. Во-первых, посредством внутреннего анализа инновационного потенциала с учетом прошедшей, теперешней и будущей стратегической позиции предприятия. Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций.

Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность:

1. Устанавливается перечень кластер-факторов, связанных с соответствующими свойствами инновационного потенциала и строится «дерево кластер-факторов», ствол котрого – уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви, расположенные на соответствующих уровнях, более детальные его свойства.

2. В соответствии с установленным перечнем кластер-факторов и структуризацией их за разработанным «деревом кластер-факторов» устанавливаются показатели оценки потенциала.

3. Согласно проведенной структуризации и иерархизации показателей оценки рассчитывается коэффициент весомости каждого показателя.

4. Избирается база сравнения уровня инновационного потенциала, за которую может быть взятый инновационный потенциал исследующегося предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента.

5. Проводя сравнительный анализ посредством метода средневзвешенной рассчитываем показатель роста инновационного потенциала (или показатель уровня инновационного потенциала) исследующегося предприятия. Оцениваем интенсивность инновационного развития.

6. На основании полученных данных делается вывод относительно уровня инновационного потенциала. Результаты оформляются соответствующим образом в удобный для реализации поставленной цели форме.

 

 

2.2 Расчет уровня инновационного потенциала

 

Определяем величину показателя роста инновационного потенциала исследующегося объекта за такой формулой:

 



 

 

где ІПt – показатель роста инновационного потенциала исследующегося предприятия за период времени и;

Оді – оценка і-го показателя инновационного потенциала исследующегося объекта (в балах);

Обі – оценка і-го показателя инновационного потенциала базы сравнения (в балах);

Ві - коэффициент весомости /-го показателя (в % или относительных величинах)

Отметим, что посредством формулы (1) можно рассчитать:

1) показатель роста инновационного  потенциала конкретного предприятия, касаемо изменения этого потенциала  во времени, при этом за базу  сравнения принимают инновационный  потенциал предприятия за предыдущий  период времени (год, 5 лет);

2) показатель уровня инновационного  потенциала предприятия касаемо  потенциала конкурента, при этом  за базу сравнения принимают  инновационный потенциал ближайшего  в стратегической группе конкурентного  предприятия [4, c. 105].

Используя показатель прироста инновационного потенциала предприятия, можно оценить интенсивность инновационного развития предприятия, розраховуючи показатель интенсивности инновационного развития:

 


 

 

где Иир – показатель интенсивности инновационного развития предприятия, 1/рік;

∆ Т – период расчета интенсивности инновационного развития, годы.

Показатель интенсивности инновационного развития предприятия показывает величину прироста его инновационного потенциала за один год (или другую единицу времени).

Аналогичный подход можно использовать и для прогнозной оценки инновационного развития, приравнивая во времени имеющийся потенциал и рассчитывая через одинаковый период времени будущий потенциал.

В то же время выложенная сущность показателя интенсивности позволяет трактовать (идентифицировать) его как физическую оценку инновационного развития. Другим, не менее важным критерием оценки инновационного развития нужно считать стоимостную оценку, которая может быть проведенная посредством показателя удельных расходов на инновационное развитие. Этот показатель может быть рассчитанный как отношение расходов на инновационное развитие к величине прироста инновационного потенциала с учетом фактору времени.


 

 

 

где ПВир – удельные расходы на инновационное развитие, тыс. руб.;

∆ ИП – рост инновационного потенциала за период времени i;

Верь – расходы на инновационное развитие предприятия за период времени и, тыс. руб.

Экономическое содержание показателя заключается в следующем: он показывает сколько тыс. грн. (или других денежных единиц) расходует предприятие для достижения единичного роста своего инновационного потенциала. К расходам на инновационное развитие предприятия следует выносить расходы на НИОКР, приобретение патента или лицензии, расходы на освоение и внедрение в производство продуктовых и технологических организационно-управленческих инноваций [4, c. 108].

 

 

 

Заключение

 

Инновационный потенциал предприятия следует рассматривать как способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. Инновационный потенциал формируется из двух основных элементов: потенциал материальных ресурсов инновационной деятельности; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические цели использования и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть отнесен к сильным или слабым сторонам предприятия.

Для анализа инновационного потенциала промышленного предприятия существует система оценки посредством кластер-факторов (критериев) и основных показателей, которые их характеризуют. Эта система показателей может быть использованная как для внутренней оценки уровня инновационного потенциала, так и для сравнительного анализа касаемо инновационных возможностей конкурентов.

В реферате оценка уровня инновационного потенциала рассматривается в контексте стратегических возможностей, которые открываются перед предприятием. Это позволяет выявлять реальные возможности, на основе которых можно обеспечить предприятию конкурентные преимущества, и достигается посредством проведения мониторинга. Результаты мониторинга инновационного потенциала предприятия дают основание для разработки стратегии его инновационного развития, которую для диверсифицированных предприятий разрабатывают как на общем (корпоративном) уровне, так и на уровне каждой стратегической единицы в составе бизнеса. Рассматриваемому предприятию необходимо работать над повышением своего инновационного потенциала.

 

Список литературы

 

  1. Брукинг Э. Интеллектуальный потенциал: ключ к успеху в новом тылсячелетии / Пер. с англ. под ред. Л.Н. Ковалик. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
  2. Воронкова А.Е. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 315 с.
  3. Николаев А. И, Инновационное развитие и инновационная культура // ЭКО – 2010. – №2. – С 54-64.
  4. Завлин, П. Н. Оценка эффективности инноваций / П. Н. Завлин, А. В. Васильев. – СПб. : Бизнес-пресса, 2008. – 216 с.
  5. Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент : учебник для студентов вузов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 335 с.
  6. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент. – СПб. : Питер, 2012. – 400 с.
  7. Эдвинсон Л., Мзлоун А. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании / новая постиндустриальная волна на Западе. – М: Асаdemіа, 2009. – 434 с.

 

 

 


Информация о работе Инновационный потенциал предприятия