Инновационный потенциал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:28, реферат

Описание работы

Целью данного курсовой работы является рассмотрение сущности и роли инновационного потенциала предприятия.
В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи: определить понятие и роль инновационного потенциала на предприятии и рассмотреть вопрос оценки инновационного потенциала организации.

Файлы: 1 файл

Инновационный потенциал 1494.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рост роли отдельных субъектов хозяйственной деятельности (в первую очередь предприятий высокотехнологических отраслей), необходимость их целенаправленного взаимодействия один с одним и внешней средой в границах, предусмотренных механизмами рыночной и административной регуляции, ставит проблему формирования и использования их инновационного потенциала. Эффективное решение этой проблемы предусматривает выявление и использование существующих и перспективных рыночных возможностей, поддерживая определенный баланс внешних и внутренних возможностей, с целью достижения успеха у конкуренции, максимизации показателей прибыльности, достижения высокой благосклонности потребителей на рынке и тому подобное. Решение этой проблемы создает возможности трансформации стихийного, неуправляемого рыночными регуляторами или административно интуитивного поиска путей формирования инновационного потенциала промышленных предприятий в научно-обоснованнный, обеспечив переход на концепцию инновационного развития. Вышеприведенное обусловливает целесообразность разработки тематики исследования и оценки уровня инновационного потенциала промышленного предприятия.

Целью данного курсовой работы является рассмотрение сущности и роли инновационного потенциала предприятия.

В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи: определить понятие и роль инновационного потенциала на предприятии и рассмотреть вопрос оценки инновационного потенциала организации.

 

 

 

1 Сущность и факторы инновационного  потенциала предприятия

1.1 Сущность инновационного потенциала предприятия

 

Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как «совокупность возможностей» предприятия. Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и другие производственные резервы, которые могут быть использованные в экономической деятельности. Соглашаясь в принципе с вышеприведенным подходом трактовки понятия «потенциал», на наше мнение, неправомерно суживать его к характеристикам только производственного потенциала. В работе рассматривается инновационный потенциал в контексте интеграции факторов всех сфер деятельности предприятия.

Инновационный потенциал организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

Потенциал организаций – главный критерий целесообразности их существования. Через рост потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Совершенствование организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям. От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка — необходимая операция процесса разработки стратегии.

Инновационная цель выступает как глобальная стратегия предприятия, как средство достижения целей более высокого уровня: получение достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, сохранение, а затем и повышение конкурентных возможностей на рынке или в борьбе за госзаказ, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом. Задача состоит в том, чтобы перевести потенциал предприятия из одного состояния в другое, более высокое, достаточное для достижения цели. Этот переходный процесс описывается, как известно, логистической 5-образной кривой развития. Рост инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды, поэтому необходим анализ внутренней среды организации.

Модель потенциала любого предприятия определяется:

– имеющимися объемами и качеством ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и невещественными ресурсами – патентами, лицензиями, информацией, технологией);

– способностью персонала (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию определенной продукции, другими словами – его образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивацонным потенциалом;

– способностью менеджмента оптимально использовать имеющиеся ресурсы предприятия (подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия);

– инновационной способностью (то есть способностью предприятия к обновлению производства, изменения технологии, других инноваций);

– информационными характеристиками (то есть способностью накапливать, обрабатывать и систематизировать информацию для ее использования);

– финансовыми характеристиками (кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и тому подобное)

Общий потенциал предприятия может быть структурированный с частью производственно-технологического потенциала, научно-технического потенциала, финансово-экономического потенциала, кадрового потенциала и собственно инновационного потенциала, который составляет будто ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть [4, c. 89].

Между инновационным потенциалом и другими составляющими общего потенциала предприятия существуют сложные диалектические связи. Выделение части инновационного потенциала в общем потенциале промышленного предприятия является слабоструктуризирующей проблемой, которая нуждается в существенных исследованиях с точки зрения возможности формализации. В связи со слабоструктурированостью можно утверждать о возможности использования методов опосредствованной формализации.

Под инновационным потенциалом понимается способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех его имеющихся материальных и невещественных активов с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.

Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть засчитанный к сильным или слабым сторонам предприятия. Структура элементов вырабатывающих потенциал графически подана на рис. 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Потенциалосоздающие элементы инновационной деятельности

 

Материальные ресурсы инновационного потенциала вмещают основные средства и оборотные активы. Согласно с действующим законодательством основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длиннее года) [10, с. 89].

К основным средствам инновационной деятельности можно отнести необоротные материальные активы, в частности машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, а также библиотечные фонды. Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена [5, c. 122].

Второй подход к оценке инновационного потенциала материальных ресурсов заключается в использовании коэффициенту, который определяет инновационность материальных ресурсов К (0 < К < 1). Обычно, коэффициент К зависит от отрасли деятельности предприятия и его инновационной активности, и оценивается экспертами.

Материальные ресурсы предприятия отображаются в балансе предприятия как активы. Традиционно считается, что именно основные средства и оборотные активы, а также способность предприятия эффективно их использовать определяют потенциал предприятия. В то же время в информационную эпоху учета в управленческом учете преимущества материальных активов не так очевидны, поскольку не менее важным источниками создания стоимости предприятия становятся невещественные и рыночные активы, трудовые ресурсы.

 

 

1.2 Факторы инновационного потенциала  предприятия

 

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия — его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним относятся:

– сложившийся ранее уровень развития производства;

– состояние механизма и системы управления;

– тип и ориентация организационной структуры;

– тенденции экономической и инновационной политики;

– понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т. д.

Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на следующие группы:

– факторы собственно инновационного процесса как самостоятельного объекта управления;

–факторы внутренней среды;

– факторы внешней среды.

Первая группа факторов представляет собой совокупность собственных внутренних возможностей инновационного процесса как сложной обособленной системы, определяющих ее развитие. Здесь в первую очередь выделяют такие элементы инновационного процесса, как постановка целей, выработка инновационных решений, разработка проектов и программ.

Состав второй группы складывается из возможностей самого предприятия, проявляющихся в различных аспектах его финансово-хозяйственного положения, состояния организационной структуры управления, организационно-технического уровня коммуникационной системы и т. д. Инновационный потенциал предприятия определяется также величиной его ресурсов как материальных, так и информационных, и напрямую зависит от качества, профессионализма и решительности управленческих кадров [2, c. 94].

На уровень развития инновационного потенциала фирмы оказывают большое влияние следующие факторы:

  1. факторы, способствующие разработке нововведений:

– сохранение и расширение производственной базы;

– сокращение затрат;

– реализация нужд и предложений потребителя;

– повышение научно-технического потенциала специалистов;

– имидж компании;

  1. факторы, не способствующие разработке нововведений

– высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений;

– длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок;

– большая неуверенность в успехе;

– непатентоспособность нововведения;

– трудности в сохранении доли на рынке;

– отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров.

Выше перечислены причины, способствующие и затрудняющие разработку нововведений в организации, инновационные способности которой определяются не только ее размерами, величиной капитала, развитием производственной базы и др., но и уровнем научно-технического и управленческого потенциала специалистов. Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

1) организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;

2) поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри-, так и внефирменных;

3) использование разнообразной современной  практики стимулирования творческой  активности работников;

4) поощрение и поддержка менеджерами  инновационной активности служащих на всех уровнях с помощью специальных бюджетных ассигнований;

5) поощрение принятия решений по  отбору и внедрению нововведений  на коллективной основе;

6) четкая стратегия управления нововведениями.

Если первые пять признаков характеризуют организационную направленность фирмы на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.

Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности.

Важное условие управления в сложных системах — способность определения приоритетов. Ответственность за инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на плечах управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние «запасы» управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.

Информация о работе Инновационный потенциал предприятия