Государственной политики в сфере физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что уровень физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения весьма низкий, что предполагает необходимость создания эффективного государственного управления которое обеспечит максимальное привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Файлы: 1 файл

курсовая20.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе будет рассмотрен и исследован вопрос государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Актуальность темы обусловлена тем, что уровень физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения весьма низкий, что предполагает необходимость создания эффективного государственного управления которое обеспечит максимальное привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом.    

Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения.

Роль физической культуры и спорта для здоровья нации общепризнанна, развитию спорта и его инфраструктуры придавалось большое значение в бывшем СССР, признается это и современным российским государством. Признание государством значимости спорта для общества выражается в его расширенном финансировании, постоянном увеличении количества спортивных учреждений и сооружений.

В то же время нельзя не отметить и то обстоятельство, что количество спортивных сооружений в нашей стране в последние годы не только растет, а в некоторых регионах даже сокращается. Финансовые трудности переходного периода наложили свой негативный отпечаток на всю систему физкультурно-спортивных отношений в России. Снижение эффективности физкультурно-оздоровительного комплекса страны, недостаточные ассигнования на массовый спорт немедленно сказались на таких основополагающих критериях социально-экономической системы, как продолжительность жизни, ухудшение основных параметров здоровья нации, прямые и косвенные потери в экономике и обществе 
          Объектом исследования является процесс государственного управления физической культурой и спортом .

Предметом исследования – основы, законы, модели управления физической культурой и спортом.   

 Целью работы является изучить теоретические основы государственной политики в сфере физической культуры и спорта;

 рассмотреть направления  и особенности государственной  политики в сфере физической  культуры и спорта;

Задачи:

  1. Определение ключевых понятий.

2) Рассмотрение государственного  управления физической культурой  и спортом, в его способах и  методах.

3) Доказать важность государственной политики в сфере физической культуры и спорта. 
         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ               КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

1.1. Физическая культура и спорт, как объекты государственной политики

 

Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами: 
1) непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп, граждан на всех этапах их жизнедеятельности; 
2)учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; 
3)признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку.

Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия посредством: 
1) увеличения количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса и укрепления их материально-технической базы; 
2) строительства новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта; 
3) стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;  
4) выделения ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;

5) поощрения меценатства  и благотворительности.

 

1.2. Основные направления и форма поддержки физической культуры и спорта в Российской Федерации

 

«Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Развитие физической культуры и спорта»), которая содержит основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта1». 

Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям.

Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:

- развитие инфраструктуры  для занятий массовым спортом  в образовательных учреждениях  и по месту жительства, расширение  количества спортивных сооружений;

- развитие системы дополнительного  образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых;

- осуществление комплекса  мер по материально-техническому  оснащению и кадровому обеспечению  сферы физической культуры и  спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;

- разработка и введение  новой системы оплаты труда  в сфере физической культуры  и спорта;

- нормативно-правовое обеспечение  предоставления услуг в сфере  физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;

- реализация информационной  политики в целях повышения  интереса граждан к занятиям  физической культурой и спортом;

- развитие системы проведения  массовых физкультурных и спортивных соревнований.

Второе направление - повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, в том числе:

- модернизация системы  подготовки спортивного резерва, научно-педагогических кадров в  сфере спорта высших достижений, формирование системы непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;

- развитие инфраструктуры  спортивных центров по различным  видам спорта, в том числе баз  олимпийской подготовки;

- обеспечение разработки  и внедрения новых эффективных  физкультурно-спортивных технологий, модернизация системы научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд страны;

- обновление структуры  сети образовательных учреждений  в соответствии с задачами  инновационного развития;

- совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирования тренерско-преподавательского состава;

- формирование механизмов  обеспечения социальных гарантий  выдающимся российским спортсменам2.

Важными этапами в развитии физической культуры и спорта в стране стало проведение в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года, а также проведение в г. Казани Универсиады 2013 года.

Установлены следующие целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:

- подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов;

- увеличение за 2007-2015 годы  доли граждан, систематически занимающихся  физической культурой и спортом, в том числе учащихся, с 14,8 до 30%;

- увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2012 году - на 26%, в 2020 году - на 48%;

- увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных  спортивных учреждениях, в общем  количестве занимающихся физической культурой и спортом: в 2012 году - на 19,8%, в 2020 году - на 50%;

- увеличение к 2015 году  количества физкультурно-спортивных  организаций и физкультурно-спортивных  сооружений для занятий физической  культурой и спортом, прошедших  добровольную сертификацию, на 30 объектов (на 100 тыс. жителей).

Реализация этих стратегических задач положительно скажется на улучшении здоровья россиян, демографической ситуации, повышении производительности труда и воспитании подрастающего поколения, подготовке молодежи к защите Отечества, а также на улучшении в целом качества жизни и благосостоянии населения России3.

14 октября 2008 года Президентом  РФ поручено Правительству РФ  разработать и утвердить стратегию  развития физической культуры  и спорта в Российской Федерации  на период до 2020 года, предусмотрев в первую очередь:

- создание новой национальной  системы физкультурно-спортивного  воспитания подрастающего поколения;

- выработку комплекса  эффективных мер по пропаганде  здорового образа жизни, физической  культуры и спорта;

- модернизацию системы  физического воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных  образовательных учреждениях;

- разработку и внедрение  инновационных технологий подготовки  спортсменов, обеспечивающих их  успешное выступление на спортивных  соревнованиях;

- усиление мер социальной  защиты спортсменов и тренеров;

- совершенствование медицинского  обеспечения физкультурно-спортивной  деятельности;

- определение системы  мер по организации работы  с болельщиками и их объединениями.

          Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на указанном заседании, «необходимо иметь четкую и выверенную стратегию развития физкультуры и спорта до 2020 года. Ее основная цель - создать условия для того, чтобы спортом у нас занималась практически хотя бы половина наших граждан и не менее 80% детей. Работа над такой стратегией должна быть открытой, это не ведомственный, а публичный документ, к его подготовке необходимо привлечь все регионы, спортивную общественность и бизнес-структуру».

Необходимость такой стратегии обусловлена тем, что развитие физической культуры и спорта в современном обществе является не только важным социальным, но и политическим фактором. Вовлеченность широких масс населения в физическую культуру, а также успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности нации и гордостью государства.

          Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное) и олимпийское движение России, обеспечивая: 
1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета; 
2) создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий; 
3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации; 
4) создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг; 
5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; 
6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка; 
7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций; 
8) организацию обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

Информация о работе Государственной политики в сфере физической культуры и спорта