Государственное управление США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 05:50, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа государственного управления в России и США, выявление сходств и отличий.
Данная цель определила постановку следующих задач:
Создать матрицу сравнения на основе изучения теоретических аспектов государственного управления;
Исследовать систему государственного управления в России;
Исследовать систему государственного управления в США;
Наметить направления реформирования государственного управления в России и США.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теория государственного управления
1.1 Разделение властей
Глава 2 Государственное управление в США
2.1 Исполнительная власть
2.2 Законодательная власть
2.3 Судебная власть
Глава 3 Государственное управление в России
3.1 Законодательная власть
3.2 Исполнительная власть
3.3 Судебная власть
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТУ.docx

— 83.29 Кб (Скачать файл)

Конгресс  строится на двухпалатной основе, это  так называемый бикамерализм. Такая  структура типична для демократических  парламентов, нуждающихся в создании гарантий от возможных ошибок в законодательном  процессе; каждая палата как бы сдерживает излишние политические порывы другой и способна их поправить.12

Платы американского  Конгресса формально равноправны, но каждая из них имеет специальную  компетенцию и по-разному представляет население страны (Палата представителей – пропорционально численности  населения штатов, а Сенат –  на основе равенства правительства  штатов). Сенат, выражая федеративный характер государства, одновременно придает  системе федеральной государственной власти стабильный характер: срок полномочий сенаторов – шесть лет, в то время как Президента США – четыре года, а палаты представителей – два года. ПО стабильности срока своих полномочий Сенат уступает только Верховному суду США. Статус Сената как верхней палаты подчеркивается более высокими требованиями к избранию его членов (по возрасту и стажу гражданства).

Конституция не ограничивает права сенаторов  и членов Палаты представителей переизбираться на новые сроки, поэтому многие из них заседают в Конгрессе по нескольку  десятилетий. Чтобы обеспечить реальное обновление палаты, в ряде штатов был  установлен 12-летний предел пребывания в Конгрессе, но Верховный суд  США посчитал, что без конституционной  поправки вводить такое ограничение  нельзя.

Сенат, верхняя  палата Конгресса, избирается населением штатов. От каждого из 50 штатов, независимо от численности их населения, избирается по два сенатора. В него, кроме  того, входит Вице-президент США, который  согласно Конституции является председателем  Сената. Все сенаторы избираются сроком на шесть лет, но полного обновления состава Сената никогда не происходит: через каждые два года обновляется  только ⅓. Такой порядок избрания обеспечивает сенаторам больше свободы  и независимости. Принято считать  сенаторов своеобразными послами  своих штатов, хотя никакой ответственности перед органами власти штатов они не несут.

Сенатором может быть избран любой гражданин  США со стажем гражданства не менее  десяти лет, достигший 30-летнего возраста и проживающий в пределах своего штата.

В случае, если Вице-президент США в Сенате отсутствует, из числа сенаторов  избирается временный председатель, так называемый pro tempore. В партийном отношении это всегда представитель партии большинства, в то время как конституционный представитель Сената – Вице президент США может представлять партию меньшинства. Председательствуя в Сенате, Вице-президент США как бы олицетворяет связь законодательной и исполнительной властей. Он ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, подписывает принятые Палатой законопроекты и др., но голосует только в тех случаях, если мнения сенаторов разделились поровну.

Палата  представителей, нижняя палата Конгресса, избирается населением штатов в составе 435 человек сроком на два года, кроме  того, от федерального округа Колумбия и от Пуэрто-Рико избираются резиденты, которые участвуют в дискуссиях, но не имеют право голоса. Закон  запрещает увеличивать число  мест в палате, не смотря на рост численности  населения; в связи с этим каждые 10 лет в соответствии с данными  переписи населения производится перераспределение  мест между штатами с тем, чтобы  обеспечить пропорциональность представительства. В настоящее время один конгрессмен  избирается примерно от 600 тыс. жителей. Образование избирательных округов  в соответствии с этой квотой осуществляет легислатура штата.13

Членом  Палаты представителей может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее семи лет, достигший 25-летнего возраста и проживающий  в том же штате, от которого он баллотируется, как правило, он должен проживать  и в соответствующем избирательном  округе.14

Палату  представителей возглавляет Спикер, избираемый самой Палатой (фактически её партийным большинством). Это  третье лицо в государстве после  Президента и Вице-президента. Он наделен  широкими полномочиями: ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса, поддерживает связь с Президентом и прочее.15

Партийные комитеты играют главную роль в организации  каждой палаты. Они действуют самостоятельно и не подчиняются национальным исполкомам своих партий, хотя и тесно с  ними связаны.

Члены каждой партии в каждой палате образуют фракцию, которая на своей закрытой конференции, это так называемый кокус,, избирает лидера. Лидеры большинства в Сенате и Палате представителей это могут быть представители разных партий, фактически руководят своими палатами, в то время как лидеры меньшинства организую оппозицию. Под руководством лидеров работают партийные “кнуты” и их помощники, которые обеспечивают дисциплину во фракциях, а главное – нужное голосование. На конференции фракции избирается “рулевой комитет”, в который входят партийные руководители; этот комитет обеспечивает единство партийной политики, улаживает разногласия внутри фракции и т.д.

В каждой палате действует большое число  постоянных и временных комитетов, комиссий и подкомиссий. Здесь центр  обсуждения законопроектов, расследовательской деятельности. Особенно важную роль играют постоянные комитеты, число которых  составляет 17 – в Сенате и 22 –  в Палате представителей, по номенклатуре вопросов они в основном совпадают. Комитеты строятся в соответствии с  законном по всем направлениям государственного управления. Предметная компетенция  каждого комитета раскрыта в регламенте палаты (по ассигнованиям, обороне, иностранным  делам, транспорту и др.). Они формируются  из депутатов в том же партийном  соотношении, что и в палатах. Председателем постоянного комитета (эта должность считается в  стране очень высокой) всегда становится представитель партии большинства, обычно с наибольшим стажем пребывания в палате.

Сенат и  Палата представителей создают объединенные комитеты; они разрабатывают проекты  законов, проводят совместное обсуждение некоторых вопросов. Для преодоления  разногласий между палатами создаются  согласительные комитеты. Существует ещё акая форма деятельности палат, как “комитет всей палаты” (в Палате представителей для рассмотрения финансовых биллей, в Сенате – международных  договоров); это дает возможность  палате, оставаясь в полном составе  применять упрощенную комитетскую  процедуру рассмотрения вопросов, уходя  от обязанности более сложный  регламент палаты.

Конституция закрепила строго определенный объем  полномочий законодательного органа (раздел 8 и 9 ст. I), то есть предметы ведения, по которым он имеет право принимать законы, и те, по которым он этого делать не в праве.

Конгресс  вправе принимать законы и резолюции  по следующим основным вопросам.

  1. Финансы и бюджет. Сюда относится право введения и взимания налогов, пошлин, сборов и акцизов, которые единообразны на всей территории США, чеканка монеты, займы, регулирование банкротств. Ежегодно Конгрессом принимается федеральный бюджет, и правительство не вправе тратить деньги иначе как в соответствии с ассигнованиями, установленными законом.
  2. Регулирование экономики. Эти полномочия осуществляются на основе конституционной нормы о “регулировании торговли с иностранными государствами и между отдельными штатами”. Конгрессом издаются законы по широкому кругу вопросов хозяйственной деятельности, внешней торговли, транспорта и связи, трудовых отношений и др.
  3. Оборона и внешние сношения. Конгресс имеет исключительное право объявлять войну (заключение мира относится к полномочиям Президента), решать вопросы формирования и содержания армии и флота, издавать правила по управлению сухопутными и морскими силами, объявлять призыв милиции для отражения вторжения на территорию США и др.
  4. Внутренняя жизнь, Конгрессом учреждаются федеральные суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду, регулируется деятельность почты, оказывается содействие развитию науки и др. Эта сфера регулирования практически также намного шире её конституционных пределов.
  5. Импичмент. Так называется процедура отрешения от должности федеральных должностных лиц исполнительной и судебной власти (Президента, судей и др.) за совершение государственной измены и другие тяжкие преступления. Это общее полномочие Конгресса распадается на специальные полномочия обеих палат. Так. Право выдвигать обвинение против того или иного лица принадлежит Палате представителей, а право судить и выносить решение – Сенату. При этом если подсудимым является Президент США, то председательствует Главный судья. НИ одно лицо не может быть осуждено без согласия ⅔ сенаторов. Импичмент означает только отстранение от должности и лишение права занимать какую-либо государственную должность, что не исключает последующего обычного судебного разбирательства по обвинению в преступлении и вынесению приговора.
  6. Избрание Президента и Вице-президента. Это полномочие предусмотрено на тот случай, если ни один кандидат в Президенты и Вице-президенты не получит большинства голосов выборщиков. Тогда согласно XII поправке к Конституции право избирать Президента предоставляется Палате представителей, а Вице-президента – Сенату.

Специальные полномочия особенно значительны у  Сената. Во-первых, он утверждает назначения Президентом высших должностных  лиц судебной и исполнительной власти: судей Верховного суда США, министров, послов и др. – всего около 300 должностей. Во-вторых, Сенат обладает правом большинством в ⅔ голосов одобрять международные  договоры для их последующей ратификации  Президентом.

К специальному полномочию Палаты представителей относится  исключительное право вносить в  Конгресс финансовые билли, то есть те законопроекты, которые связаны  с выделением на какие-то цели государственных  ассигнований.

 

 

2.3 Судебная власть

 

В Конституции  не определяется структура судебной власти, а предусматривается лишь создание Верховного суда, члены которого назначаются президентом при  одобрении сената и находятся  на своих постах до конца жизни  при условии «безупречной службы». Учреждение же остальных судов поручается Конгрессу.

В системе  государственной власти, опирающейся  на разделение властей и господство права, судебные органы выступают как  самостоятельные и независимые  носители широких властных полномочий. Судебная власть выполняет функцию  противовеса возможным неконституционным  актам и действиям законодательных  и исполнительных органов. Одновременно она обеспечивает конституционную  законность и защиту прав граждан. Суды не только применяют законы и правовые акты, но и фактически занимаются нормотворчеством.

Специфика американского гражданского общества, основанного на свободе, предопределила важную роль судебных органов во всех сферах как отношений граждан  с государством, так и отношений  граждан между собой. С самого начала при создании США суды были наделены широчайшей, практически неограниченной компетенцией, позволяющей им рассматривать самые разнообразные иски и споры в экономической, гражданской и других сферах жизни общества. В США насчитывается самое большое число судей и судебных адвокатов, сложилась развитая, хотя и очень сложная судебная система с высоким уровнем демократических процессуальных гарантий; страну иногда называют “государством судей”, отмечая тем самым не только полновластие американских судов, но и доверие населения к этим органам государственной власти.16

Авторитет судов опирается на безоговорочное исполнение судебных решений гражданами и государственными органами, в том числе по вопросам, связанным с признанием Верховным судом неконституционности законов и административных актов, что немедленно исключает их из действующего права. Любое вступившее в законную силу решение Верховного суда носит общеобязательный характер судебных решений, хотя по своему значению действующие прецеденты постепенно уступают место статутному праву, то есть писанным законам. В то же время суды не вправе вмешиваться в прерогативы законодательной и исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией, общенациональная судебная власть ограничена. Федеральные суды разбирают все дела, возникающие  в связи с толкованием Конституции, законодательством и международными договорами страны; дела, касающиеся иностранных  дипломатов, аккредитованных в США; дела, связанные с морским правом; все споры, в которых одной  из сторон являются США; все споры  между двумя или более штатами, между гражданами различных штатов, между штатом или его гражданами и иностранными государствами или  гражданами. 11-я поправка к Конституции, принятая в 1795, исключила из юрисдикции федеральных судов дела против штатов, возбужденные гражданами других штатов или иностранных государств. Судебная власть распространяется лишь на рассмотрение дел и споров; суды не вправе инициировать дела и оказывать консультации.

Верховный суд. состоит из председателя и восьми членов суда (такой состав был узаконен еще в 1869). Конгресс утверждает кандидатуры  судей, которые назначаются президентом  с согласия сената и могут быть смещены лишь через процедуру  импичмента. Судья может уйти в  отставку в возрасте 70 лет после 10 лет работы в суде или в 65 лет  после 15 лет работы в суде. Пенсия назначается в размере полного  годового оклада (в 1998 председатель имел годовую заработную плату 175,4 тыс. долл., члены суда – по 167,9 тыс. долл.). Верховный  суд заседает с октября по июнь.17

Согласно  Конституции, Верховный суд изначально вел все дела, касающиеся иностранных  дипломатов, аккредитованных в США, а также дела, в которых одной  из сторон выступает штат. Верховный  суд выступает как апелляционная  инстанция при ведении всех прочих дел на федеральном уровне. Большинство  рассматриваемых им дел поступает  в порядке апелляции из судов  низших инстанций. Конгресс при этом может принимать нормативные  акты, относящиеся к юрисдикции Верховного суда как апелляционной инстанции.

Творцы  Конституции надеялись, что Верховный  суд в ходе рассмотрения конкретных дел будет определять конституционность  действий властей как на федеральном  уровне, так и на уровне штатов. При  принятии решений судьи обладают значительной независимостью благодаря  конституционным гарантиям их неприкосновенности, включая пожизненное нахождение в должности и запрет на снижение заработной платы. Тем не менее судьи  не могут полностью игнорировать общественное мнение, и на Верховный  суд может оказываться давление как со стороны Конгресса, так  и со стороны президента. Конгресс, например, определяет апелляционную  юрисдикцию суда, а президент правомочен назначать новых судей.

Информация о работе Государственное управление США и России