Государственное управление США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 05:50, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа государственного управления в России и США, выявление сходств и отличий.
Данная цель определила постановку следующих задач:
Создать матрицу сравнения на основе изучения теоретических аспектов государственного управления;
Исследовать систему государственного управления в России;
Исследовать систему государственного управления в США;
Наметить направления реформирования государственного управления в России и США.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теория государственного управления
1.1 Разделение властей
Глава 2 Государственное управление в США
2.1 Исполнительная власть
2.2 Законодательная власть
2.3 Судебная власть
Глава 3 Государственное управление в России
3.1 Законодательная власть
3.2 Исполнительная власть
3.3 Судебная власть
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТУ.docx

— 83.29 Кб (Скачать файл)

В идее Монтескье  о взаимном сдерживании обособленных и противопоставленных друг другу  властей Руссо видел нежелательные  крайности, которые ведут к их враждебным отношениям, дают силу частным  влияниям или ведут даже к раздроблению государства. Отвергая идею разделения властей в трактовке Монтескье, автор "Общественного договора" вместе с тем признает необходимость  разделения государственных функций  и разграничения органов, представляющих в пределах своей компетенции  государственную власть.

Законодательная власть у него тесно связана с  суверенитетом. Это – воля всего  суверенного народа и потому должна регулировать вопросы общего характера, касающиеся всех. Народ, повинующийся законом становиться их творцом. Но "как может слепая толпа, которая  часто не знает, чего она хочет, ибо  редко знает, что ей на пользу, сама совершить столь великое и  столь трудное дело, как создание системы законов?". Для того, чтобы законы согласовывали в себе волю и разум, были мудрыми, нужен "поводырь", т.е. законодатель, являющийся лишь агентом воли и придающий ей законченную юридическую силу. "Законодатель – во всех отношениях человек необыкновенный в государстве… Это – не магистратура; это не – суверенитет… Это – должность особая и высшая, не имеющая ничего общего с властью человеческой. Ибо если тот, кто повелевает людьми, не должен властвовать над законами, то и тот, кто властвует над законами, также не должен повиливать людьми. Иначе его законы орудия его страстей, часто лишь увеличивали бы совершенные им несправедливости; он никогда не мог бы избежать того, чтобы частные интересы не искажали святости его сознания". Руссо признает, что тот, кто формулирует закон, знает лучше всех, как этот закон должен приводиться в исполнение и истолковываться. Казалось бы, поэтому не может быть лучшего государственного устройства, чем то, в котором власть исполнительная соединена с законодательной. Тем не менее, автор делает вывод, что во избежание влияния частных интересов на общественные дела необходимо, чтобы превращением закона, как общего правила, в акты индивидуального характера занималась особая правительственная (или исполнительная) власть.

 Исполнительная  власть "как сила политического  организма" устанавливается решением  суверенного народа, а потому  выступает только в качестве  его доверенного слуги. Народ  поручает осуществление этой  власти конкретным уполномоченным  лицам, которые должны действовать  в строгих рамках закона и  подлежат неусыпному контролю  со стороны верховной законодательной  власти. Более того, полномочия исполнительной  власти исчезают сами собой,  как только народ на законном  основании собрался в качестве  суверена для ведения своих  дел.

Отсюда  видно, что, проводя различие между  законодательной и исполнительной властью, Руссо ни в коем случае не допускает независимость правительства  от народа-законодателя.

Что касается судебной власти, то Руссо уделяет  ей значительно меньше внимания, но подчеркивает неукоснительную связанность  ее законами, в то же время подчеркивая  ее необходимую организационную  самостоятельность по отношению, как  к законодателю, так и к правительству.

Руссо исходит  из того, что равновесие сфер власти в государстве, их согласованная  деятельность должны обеспечиваться не обособлением или противопоставлением  их друг другу, не с помощью взаимных сдержек и противовесов, как это  предлагал Монтескье, а благодаря  преобладанию верховной законодательной  власти, воплощающей суверенитет  народа.

Любая власть, любая система законов должна обеспечивать гражданам максимум свободы  и равноправия. "К свободе, –  поскольку всякая зависимость от частного лица настолько же уменьшает  силу Государства; к равенству, потому что свобода не может существовать без него".

Руссо не настаивает на той или иной форме  государственного правления. Он считает, например: республиканско-демократическое  устройство годным исключительно для  маленьких национальных территорий, вроде его родной Женевы; для средних  по величине государств он предпочитает аристократическую республику, а  для государств больших и могущественных – монархию. Во всех этих случаях  для Руссо важна не форма, а  существо власти, ее природа и характер ее отношений с населением.

 

 

Глава 2 Государственное управление в США

 

2.1 Исполнительная власть

 

Согласно  Конституции (разд. 1 ст. II) исполнительная власть предоставляется Президенту США. Этим указанием, основанным на принципе разделения властей, определяется роль Президента как главы всей исполнительной ветви власти, то есть всего огромного федерального аппарата управления страной. Со временем эта роль возросла до признания Президента главой государства и высшим должностным лицом страны.

Исполнительная  власть предоставлена Президенту в  личном качестве. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном  правительстве или хотя бы о структуре  органов исполнительной власти. Президент  независим, он не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность  только перед народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком  объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному  фактическому возрастанию. В то же время  президентская власть не переросла  в личную диктатуру, поскольку она  всегда сдерживалась определенными  полномочиями Конгресса и Верховного суда.8

Современные американские исследователи отмечают ведущую роль Президента в системе  органов государства; по своему влиянию  на государственные дела он безусловно доминирует по отношению к Конгрессу  и Верховному суду. Внутренняя и  внешняя политика страны в основном формируется и осуществляется властью  Президента. Но многое в реальном влиянии  президента зависит от расклада политических сил. В тех случаях когда Президент  и большинство Конгресса относятся  к одной политической партии, Президент  сравнительно легко добивается нужного  ему поведения Конгресса (поскольку  он является неформальным лидером своей  партии до следующих выборов). Когда же партийная принадлежность Президента и большинства в Конгрессе не совпадает, то возникают острые противоречия, иногда доходящие до угрозы импичмента. Тут все главным образом зависит от конституционного баланса трех властей при определенных политических условиях.9

Основные  полномочия Президента перечислены  в Конституции (раздел 2 ст. II). Однако со временем было сформулировано такое понятие как “подразумеваемых” или “скрытых” полномочий, благодаря которому конституционных права и обязанности Президента существенно расширились. Кроме того, глава исполнительной власти систематически наделяется Конгрессом различными “делегированными правами”.10

Конституционные полномочия Президента могут быть систематизированы  по следующим основным группам.

  1. Представительские функции. В качестве главы исполнительной власти Президент осуществляет высшее представительство США внутри страны и в международных отношениях. Ему принадлежит право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту. Он же объявляет амнистию. Как “лидер нации” Президент возглавляет разного рода церемонии, участвует в торжествах и празднествах. Он награждает высшими военными и другими наградами, что, вправе делать также и Конгресс.
  2. Участие в законодательном процессе. Формально не пользуясь правом законодательной инициативы и не участвуя в заседаниях палат при принятии законов, Президент тем не менее оказывает огромное влияние на законодательный процесс.

Президент имеет право вето, то есть право  в течение 10 дней не подписывать  билли, принятые Конгрессом, и возвращать их на повторное рассмотрение со своими поправками; вето может быть преодолено Конгрессом только при одобрении билля большинством в ⅔ голосов обеих палат. Ежегодно Президент направляет в Конгресс послание о положении дел в Союзе, то есть о внутреннем и международном положении страны; с этим посланием он лично, чаще всего в январе, выступает перед объединенным заседанием двух палат. Кроме того, Президент ежегодно в обязательном порядке направляет в Конгресс экономический доклад и проект федерального бюджета, а также специальные послания по конкретным вопросам.

Президент не вправе созывать или распускать Конгресс, но при чрезвычайных обстоятельствах  может созвать обе палаты или  одну из них и в случае разногласий  между ними по поводу срока переноса заседаний вправе отложить их на срок, какой сочтет возможным. Президент  не обязан являться по вызову Конгресса. Он имеет право на так называемые “привилегии исполнительной власти”, под которыми понимают право на конфиденциальность, то есть на отказ Конгрессу в требовании информации по внутренним вопросам деятельности Президента. Взаимоотношения с Конгрессом – каждодневная работа Президента, которую он осуществляет через специальную  Службу по связям с Конгрессом.

  1. Военные полномочия. Президент является по Конституции Верховным главнокомандующим армии и флота и призванной на действительную службу милиции штатов. Он не вправе объявлять войну, но может направлять войска за границу для “защиты американских интересов”, в миротворческих целях и др.

Глава государства  присуждает высшие воинские звания, как  уже было сказано, проводит назначения военачальников, формирует Объединенную группу начальников штабов родов  войск (генеральный штаб), назначает  министра обороны.

  1. Внешнеполитические полномочия. Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, ведет сам или через своих представителей международные переговоры и прочее. Им подписываются с совета и согласия Сената международные договоры; Президент их ратифицирует после одобрения Сенатом (⅔ голосов сенаторов). Наряду с этим глава исполнительной власти вправе заключать с другими государствами так называемый исполнительные соглашения, которые не требуют одобрения Сенатом; таких исполнительных соглашений Президентом подписывается огромное множество.

Президент с одобрения Сената назначает  послов, консулов и представителей в международные организации, именно ему принадлежит руководство  внешнеполитической деятельностью  государства. Нередко президентами выдвигаются различные внешнеполитические доктрины, имеющие стратегическое значение. Конгресс лишь изредка в резолюциях палат формулирует свое отношение  к отдельным вопросам внешней  политики и международного положения  США, но позиция Конгресса Президента практически ничем не связывает. В обязанность Президента входит аккредитация и прием послов иностранных  государств.

  1. Назначения высших должностных лиц. Это одно из важнейших управленческих полномочий Президента. Все высшие должностные лица (их около 300) назначаются главой исполнительной власти по совету и согласия Сената. Среди них министры, судьи Верховного суда и других федеральных судов, руководители ведомств, послы и другие лица. Однако в практике существует множество случаев, когда Сенат отказывал Президенту в назначении предложенных им кандидатов, в том числе и на должности министров. Отстранение всех этих лиц от их должностей осуществляется Президентом по собственному усмотрению. Назначение и смещение должностных лиц более низкого уровня регламентируется законами и ведомственными инструкциями.
  2. Чрезвычайное положение. Президент имеет право объявлять чрезвычайное положение - как в национальном масштабе, так и в отдельных штатах. Постановление Президента об объявлении чрезвычайного положения незамедлительно передается в Конгресс и публикуется в официальном издании “Федерал реджистер”. Национальное чрезвычайное положение может быть прекращено совпадающей резолюцией Конгресса, изданием акта Президента или по истечении срока. При объявлении национального чрезвычайного положения за Президентом сохраняются только те права и полномочия, которые основываются на законах.

Вице-президент - это второе лицо в государстве, избираемое вместе с Президентом. Его  конституционная обязанность состоит  в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается  вакантной. Если должность Вице-президента становится вакантной, то Президент  назначает Вице-президента, который  вступает на должность по утверждении  большинством голосов обеих палат  Конгресса.

Вице-президент  работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные  поручения, обычно связанные с председательством  в различного рода комиссиях.

 

2.2 Законодательная власть

 

Конституция наделяет законодательной властью  двухпалатный Конгресс, состоящий из сената и палаты представителей. Основные его полномочия включают налогообложение, регулирование торговли с зарубежными  странами и между штатами, право  объявления войны, формирование вооруженных  сил и выделение средств на их содержание. Конгрессу также предоставляются  полномочия, позволяющие принимать  «необходимые и уместные» законы для эффективного функционирования государственного механизма.

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей, является органом народного представительства. Граждане США избирают обе его  палаты на основе всеобщего, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании. Конгресс призван выражать интересы всего американского народа и в то же время – интересы штатов, объединенных в федеративное государство. Как организация, так и деятельность этого органа выражают идеи народовластия и представительной демократии.

В соответствии с принципом разделения властей  Конгресс имеет исключительное право  издавать законы, исполнение и применение которых обязательно на всей территории США. В Конгрессе представлены две  ведущие политические партии, одна из которых всегда находится в  оппозиции к Президенту и его  администрации, осуществляя критику  внутренней и внешней политики. Этот орган не вправе осуществлять контроль над исполнительной властью, то есть отправлять администрацию в отставку, давать ей обязательные указания и  т.д., но он все же оказывает заметное влияние на практическую деятельность администрации. Конгресс оказывает  сдерживающие воздействие на Президента, не давая его власти перерасти  в абсолютную. Взаимодействие законодательной  власти с исполнительной и судебной обеспечивает единство государственной  власти.11

Деятельность  Конгресса тесно связана с  общественностью, средствами массовой информации. В стенах этого органа часто проходят важные обсуждения актуальных общественных и международных проблем.

Информация о работе Государственное управление США и России