Государственное регулирование трудовых отношений в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 17:18, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ современного состояния и определение направлений совершенствования государственного регулирования трудовых отношений в организации.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические и правовые основы государственного регулирования трудовых отношений в организации;
провести анализ трудовых отношений в ОАО «ОГК-6» и филиале ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС»;
определить направления совершенствования государственного регулирования трудовых отношений в организации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….3
1.Теоретические и правовые основы государственного регулирования трудовых отношений………………………………………………………………6
1.1. Механизмы и инструменты государственного регулирования трудовых отношений………………………………………………………………...…….6
1.2. Социальное партнерство как механизм государственного регулирования трудовых отношений……………………………………………….........10
1.3. Коллективные трудовые споры…………………………..……………...23
2. Анализ трудовых отношений в ОАО «ОГК-6» и филиале ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС……………………………………………………………….33
2.1. Общая характеристика филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС…….33
2.2. Анализ коллективного договора филиала ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС…………………………………………………………………………...39
3. Совершенствование государственного регулирования трудовых отношений в организации………….………………………………….………………64
3.1. Разработка регламента оформления трудовых отношений с работниками в ходе реорганизации в форме присоединения ОАО «ОГК-6» к ОАО «ОГК-2»………………………………………………………………………..64
3.2. Совершенствование правовых основ государственного регулирования трудовых отношений в организации…………………………………….......72
Заключение………………………………………………………………….…80
Библиографический список……..……………

Файлы: 1 файл

Obrazec_DR.doc

— 929.00 Кб (Скачать файл)

- работодатели, их объединения,  иные полномочные представители работодателей;

- органы исполнительной власти  и органы местного самоуправления  в тех случаях, когда они  выступают в качестве работодателей. [39]

Закон Ленинградской области вообще не содержит понятия сторон социального партнерства, однако его заменяет, по сути, дефиниция о субъектах социального партнерства, под которыми понимаются работники, работодатели, государство в лице органов государственной власти, органы местного самоуправления.

Таким образом, указанные законы отождествляют два близких по содержанию, но не тождественных понятия "стороны" и "субъекты", что не совсем верно.

С точки зрения теории права, субъектами права могут быть индивиды, организации  и, как исключение, социальные общности. В свою очередь субъектом трудового права является лицо, наделенное государством трудовой правосубъектностью, которая позволяет ему быть участником (стороной) трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Под сторонами социального партнерства  следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе социального диалога, партнерских взаимоотношений. К таким лицам относятся работники и работодатели, в случаях, установленных законодательством, - органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Наиболее удачные понятия "субъекты" и "стороны" социального партнерства сформулированы в Законах о социальном партнерстве Кабардино-Балкарской Республики и Пермского края:

- стороны социального партнерства  - работники и работодатели в  лице уполномоченных в установленном  порядке представителей;

- участники (субъекты) социального партнерства - стороны социального партнерства, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Трудовым кодексом РФ предусмотрено, что представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом. В связи с формированием федеральных округов, в которые входит несколько регионов (субъектов РФ), система профсоюзных органов пополнилась межрегиональными профсоюзами, имеющими свои уставы. Поэтому ТК РФ дополнен упоминанием об этих профсоюзах и их уставах.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" разделил их представительские полномочия в зависимости от того, индивидуальные или коллективные интересы работников уполномочены представлять профсоюзы. Закон предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.

В случае нарушения законодательства о труде профсоюзам предоставлено право по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Представительство в суде при разрешении индивидуальных трудовых споров регулируется ГПК РФ. [47]

В трудовом кодексе РФ определяются представители работодателя на локальном уровне и сфера представительства.

Интересы работодателя представляют:

1) руководитель организации;

2) работодатель - индивидуальный предприниматель  (лично);

3) уполномоченные ими лица.

Предусмотренное трудовым кодексом РФ представительство распространяется на:

1) проведение коллективных переговоров;

2) заключение или изменение коллективного  договора;

3) рассмотрение и разрешение  коллективных трудовых споров  работников с работодателем.

Трудовым кодексом РФ установлено, что при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. [23]

Таким образом, во-первых, определяется сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители  работодателей). Это коллективные переговоры, заключение или изменение соглашений, разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; во-вторых, определены органы, представляющие интересы работодателей при решении названных выше вопросов. Это соответствующие объединения работодателей, под которыми понимается некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Как правило, в Законах о социальном партнерстве субъектов Федерации представители определены и приводятся в статьях, закрепляющих основные понятия: Брянская, Нижегородская, Владимирская, Архангельская, Калининградская, Ивановская, Орловская области, Республика Коми, Пермский, Камчатский, Хабаровский края, Чувашская, Кабардино-Балкарская Республики, г. Москва.

Однако встречаются и иные варианты. Так, в Законах о социальном партнерстве Томской, Костромской, Московской, Тульской областей представители определены в статьях, именуемых "Стороны социального партнерства".

Примечательно, что в Законе Камчатской области о социальном партнерстве закреплено понятие "представительный орган работников", под которым понимается орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации, или иной представительный орган работников, избираемый работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. [23]

Анализируя понятия представителей сторон, встречающиеся в законах  субъектов РФ о социальном партнерстве, необходимо отметить, что большим  разнообразием они не отличаются.

В большинстве случаев представители  работников - это профессиональные союзы и их объединения (краевые, отраслевые, территориальные, первичные профсоюзные организации), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами и положениями, или иные представители, избираемые и уполномоченные работниками.

Представители работодателей дифференцированы также, как и в ТК РФ, в зависимости от круга вопросов, в которых они участвуют: руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами, а также объединения работодателей (Костромская, Томская, Ивановская, Калининградская, Нижегородская области, Пермский, Краснодарский, Хабаровский края, Республика Коми, Кабардино-Балкарская, Чувашская Республики).

В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" субъекты РФ, как правило, отменили изданные в переходный период региональные законы по данному вопросу. И хотя указанный закон не направлен на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, он определяет правовое положение одной из сторон социального партнерства в сфере труда - объединений работодателей.

Иной пример показывает Закон Московской области от 26.04.2000 N 26/2000-ОЗ "О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области".

Действие данного Закона распространяется на объединения работодателей, зарегистрированные в установленном законодательством РФ и законодательством Московской области порядке, действующие на территории Московской области и участвующие в социальном партнерстве в соответствии с Законом Московской области от 17.03.1999 N 15/99-ОЗ "О социальном партнерстве". [39]

Вышеназванный Закон Московской области о деятельности объединений работодателей состоит из 6 статей, включая заключительную статью о вступлении данного Закона в силу. В ст. 1 определены основные используемые в акте понятия. При этом социальное партнерство определено как основа социально-трудовых отношений между работниками, работодателями, органами исполнительной власти и местного самоуправления Московской области. В Законе установлены основные права и обязанности объединений работодателей и членов объединений работодателей.

В развитие федерального законодательства о правах объединений работодателей в перечне их основных прав названы права участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Московского областного собрания, участвовать совместно с другими социальными партнерами в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством Московской области, в управлении фондами социального страхования, обязательного медицинского страхования, Пенсионным, негосударственными социальными фондами, участвовать в заседаниях Правительства Московской области при рассмотрении вопросов в сфере социального партнерства по согласованию с правительством Московской области. Закон, в частности, обязывает объединения работодателей отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в сфере социального партнерства в порядке, предусмотренном уставом объединения.

Отношения объединений работодателей  с профессиональными союзами (их объединениями), органами государственной власти и местного самоуправления строятся на основе системы социального партнерства в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области.

В Законе аккумулированы предусмотренные  федеральным законодательством основания для привлечения к ответственности объединений работодателей в процессе деятельности в сфере регулирования социально-трудовых отношений и, кроме того, предусмотрена ответственность за другие действия или бездействие в сфере социального партнерства, противоречащие требованиям законодательства.

Установлено, что прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от ответственности, предусмотренной законодательством РФ, за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями в период членства работодателя в объединении. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями в соответствии с законодательством РФ.

Предусмотрено также, что объединение  работодателей и члены объединения работодателей несут иную ответственность за невыполнение условий соглашений, если такая ответственность предусмотрена соглашением.

В ряде законов субъектов РФ о  социальном партнерстве уточняются представители органов государственной  власти, органов местного самоуправления, к ним относятся руководители этих органов или иные уполномоченные этими органами лица - Тульская, Московская, Брянская, Воронежская, Орловская, Архангельская, Владимирская области.

Кроме того, как правило, в законах  субъектов Федерации определяется, что в деятельности соответствующих комиссий участвуют представители сторон, указанные в ТК РФ, однако они действуют от имени и в интересах сторон. Правовые последствия их действий наступают для работников и работодателей.

Формируя свои интересы в области труда и трудовых отношений, субъекты РФ в качестве приоритетных направлений своей деятельности видят разработку и реализацию политики в сфере социального партнерства, установление льготных трудовых и социально-экономических условий по сравнению с федеральным законодательством. Одним из направлений деятельности регионального законодателя все чаще становится сфера социального партнерства. Интерес к этому явлению в нашей стране стал проявляться относительно недавно, поэтому и в теории, и в законодательной практике имеются различия в его понимании. Это будет продолжаться, очевидно, лишь до тех пор, пока федеральный центр не устранит пробелы в законодательстве, призванном определить, прежде всего, правовой статус сторон социального партнерства.

При всем разнообразии формулировок и используемых терминов законы субъектов РФ о социальном партнерстве направлены на системное регулирование социально-трудовых отношений.

Необходимо подчеркнуть, что единое понимание сущности проблемы у регионов отсутствует, соответственно, нет и удовлетворительных способов ее решения. Наличие пробелов в федеральном законодательстве пока позволяет субъектам Федерации осуществлять опережающее правовое регулирование в данной сфере.

Безусловно, конструкция опережающего правового регулирования является прогрессивным инструментом совершенствования трудового законодательства, так как направлена, прежде всего, на устранение пробелов федерального уровня и в силу своего ограниченного характера обеспечивает включение региональных органов в решение определенного круга вопросов, что, несомненно, не противоречит целям и принципам трудового права. Однако, с одной стороны, появление новых формулировок в законодательстве субъектов РФ допустимо, а с другой - представляется необходимым привести их нормативное определение в соответствие с правилами юридической техники и унифицированного (единообразного) регулирования. [24]

Информация о работе Государственное регулирование трудовых отношений в организации