Франчайзинг: сущность, организация и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России. Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы франчайзинга;
Рассмотреть историю развития франчайзинга;
Изучить анализ и структуру франчайзинга;
Определить состояние франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Франчайзинг как комплексная экономическая категория 5
1.1 Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность 5
1.2 Классификационные признаки франчайзинговых систем 8
1.3 История развития франчайзинга в России и в мире 15
2 Анализ и структура франчайзинга: Мировой и Отечественный опыт 24
2.1 Зарубежный опыт использования франчайзинга 24
2.2 Формирование франчайзинга в России 30
2.3 Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны 31
3 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России 37
3.1 Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России. 37
3.2 Организационные и правовые сложности развития франчайзинга в России. 41
3.3 Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации 47
Заключение 57
Список использованных источников: 59

Файлы: 1 файл

Kursovaya_moya.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

 Образовательные  проблемы франчайзинга, вызванные  слабой подготовкой предпринимателей  в этой области. 

 Решение  образовательных проблем связано  с необходимостью создания сети  учебных и консультационных центров  по франчайзингу, что требует  решения чисто экономических  проблем. В то же время образовательные  проблемы франчайзинга приведут  к расширению познаний франчайзи в области права и экономики.

 Как видно  из сказанного выше, взаимосвязь  экономических, организационно-правовых, социально-психологических и образовательных  проблем франчайзинга возможно  только в комплексе, когда решение  одной проблемы связано с необходимостью решения других. [27]

 Экономические  проблемы франчайзинга 

 Важнейшей  экономической проблемой франчайзинга  в России становится отсутствие  стабильности. Если вернуться к  определению франчайзинга, то это  в первую очередь система отношений,  закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.

 Последнее  десятилетие, в котором началось  ускоренное развитие франчайзинга  в России, отличается отсутствием стабильности в экономике, постоянными скачками в развитии экономики страны, что приводит к таким же резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярными переделами собственности, что не может не задевать франчайзи. Учитывая, что многие из них вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом. Переделы рынков, причем очень часто нерыночными методами, также могут снижать эффективность франчайзинговых систем.

 Франчайзинг,  как уже неоднократно отмечалось, строится на взаимодействии двух  типов самостоятельных предпринимателей - франчайзера и франчайзи, каждый  из которых является самостоятельным юридическим лицом. Следовательно, не только франчайзер, но и франчайзи должны вкладывать в развитие системы свой стартовый капитал. Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим.

К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели  обладают подобным капиталом.

 Попытка  получить стартовый капитал в  виде банковского кредита также  сталкивается с рядом проблем: 

    • уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным;
    • существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.

 Организационно-правовые  проблемы

Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее  время концентрируются в области  права. Это вызвано тем, что франчайзинг  как система отношений основан  на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой.

 В современной  правовой системе России термин "франчайзинг" встречается  только один раз, в 54 главе  Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая  концессия" является синонимом франчайзинга.

Однако самый  поверхностный анализ позволяет  утверждать:

"коммерческая  концессия" значительно уже  понятия "франчайзинг";

 Франчайзинг  в нашей стране приходится  базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей  ГК РФ и законодательных актов, то есть на "обходных" правовых схемах.

 Все это  затрудняет использование франчайзинга  в отечественной экономике. 

Повышение эффективности  и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в  законодательство.

 Ими необходимо достичь следующих целей [24]:

    • Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
    • Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
    • Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.

 Все три  цели тесно связаны между собой. 

Федеральный закон  РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ и включать:

    • основные понятия и определения (дефиниции), в том числе определение франчайзинга, которое должно совпасть по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием франчайзинга на Западе, типологию основных понятий франчайзинга;
    • понятие роялти (в настоящее время существует в ФЗ РФ "О соглашениях о разделе продукции", но в усеченном и недостаточном для работы системы виде), франчайзинговых (паушальных) платежей, характеристик рекламного фонда (минимальный процент, условия взносов и так далее) и других специфичных понятий;
    • отдельно по разделам закона охарактеризовать особенности работы по каждому виду франчайзинга;
    • порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно, наверное, расширить);
    • приложения в виде перечня документов, подробно фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.

 В результате  у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.

 В нормативных  актах, регулирующих право интеллектуальной  собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.

 Для участников  франчайзинговых систем имеет  смысл ввести льготный режим  налогообложения. [26]

 

 Это обусловлено  тремя причинами:

    • практическим отсутствием в России широко известных торговых марок и брендов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брендов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
    • увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
    • обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).

 Эти затраты,  особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые россий-ские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.[42]

3.3 Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации

 

Франчайзинг в  России делает пока только свои первые шаги. Во многом развитие франчайзинга в нашей стране тормозит отсутствие законодательной базы и соответствующей предпринимательской культуры. Не случайно большая часть зарубежных компаний предпочитает в России не продавать франшизы, а организовывать здесь свой бизнес, открывая филиалы.

С другой стороны  многие в нашей стране желают развития франчайзинга. А значит, это когда-то произойдет. И с развитием франчайзинга малый бизнес в нашей стране получит мощный положительный импульс, что послужит серьезным фундаментом для реального процветания экономики России.

Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.

Тем не менее, к  сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами. Что же мешает развитию российского франчайзинга, а также широкому выходу зарубежных франшизных компаний на российский рынок?

В числе специфических, негативных явлений, препятствующих эффективному формированию российского рынка  франчайзинга, потенциально огромного  и представляющего собой "не паханое поле", можно назвать следующие элементы реальной общей предпринимательской практики:

  • несовершенство <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_

Информация о работе Франчайзинг: сущность, организация и структура