Франчайзинг: сущность, организация и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить сущность и структуру франчайзинга и определить перспективы развития франчайзинга в России. Исходя, из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы франчайзинга;
Рассмотреть историю развития франчайзинга;
Изучить анализ и структуру франчайзинга;
Определить состояние франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение 3
1 Франчайзинг как комплексная экономическая категория 5
1.1 Теоретические основы франчайзинга: понятие и сущность 5
1.2 Классификационные признаки франчайзинговых систем 8
1.3 История развития франчайзинга в России и в мире 15
2 Анализ и структура франчайзинга: Мировой и Отечественный опыт 24
2.1 Зарубежный опыт использования франчайзинга 24
2.2 Формирование франчайзинга в России 30
2.3 Российская модель франчайзинга: сильные и слабые стороны 31
3 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России 37
3.1 Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России. 37
3.2 Организационные и правовые сложности развития франчайзинга в России. 41
3.3 Франчайзинг в России. Перспективы и рекомендации 47
Заключение 57
Список использованных источников: 59

Файлы: 1 файл

Kursovaya_moya.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

 

Недостатки  франчайзинга

 Теперь о  недостатках франчайзинга, ведь  как бы не была эффективна  модель, насколько бы не было  безупречно имя – конечной реализацией франчайзинга занимаются люди, которые в чем-то могут не удовлетворять требованиям. Итак:

 На первое  место можно поставить востребованность  франчайзи, потому что крупные  бизнес-модели (а зачастую именно  они и являются объектами франчайзинга) далеко не всегда применимы в периферийных объектах рынка, и уж если применимы, то расчеты эффективности, возврата вложенных средств и ожидания персонала по зарплате будут сильно скорректированы. Это стоит учитывать, потому что бизнес-модель франчайзора прикреплена к месту с определенным экономическим климатом, а у франчайзи климат будет скорей всего иной.

 Еще один  из минусов внедрения подобной  сети это вопрос лояльности  в отношениях между сторонами.  В частности это больше затрагивает  интересы франчайзора. Насколько хорошо зарекомендовал себя франчайзи в месте внедрения точки? Насколько он будет исполнять гарантии франчайзора, которые уже хорошо известны? Насколько он укрепит уверенность конечных потребителей в качестве продукции, товаров и услуг франчайзора? Это те вопросы, которые ставятся перед франчайзором, потому что от того, как будет работать франчайзинговая сеть, будет зависеть не только доход из конкретного источника, но также и «чистота имени» брэнда.

 И еще  один минус как для франчайзора, так и для франчайзи – это случаи, которые нельзя включить в классификацию, и тем не менее они иногда происходят. Самым неожиданным для франчайзора может стать поведение успешного франчайзи, который, добившись успеха, отделился и стал серьезным конкурентом если не по всему рынку, то по определенному его сектору. То есть франчайзор должен четко выследить человека в «золотой середине», который будет успешно продвигать его модель, и достаточно лояльного, что бы в перспективнее не нажить себе конкурента, поделившись секретами и успешным опытом. [50]

Что в итоге?

 Анализируя  материал, можно сказать следующее  – франчайзи должно и будет  развиваться ровно настолько,  насколько будет нуждаться в  этом конечные потребители, потому  что именно они возвращают  франчайзи вложенные в развитие сети деньги и делают франчайзору прибыль для дальнейшей модернизации среды.

Несмотря на все преимущества и недостатки франчайзинга, эта схема построения бизнеса  актуальна для больших стран (и  Россия не исключение) и будет развиваться, пока ее реализацией занимаются успешные компании, дорожащие качеством своих работ, услуг и репутацией. [44]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России

    1.  Состояние франчайзинга в России. Барьеры развития франчайзинга в России.

 

  Для небольшого  предприятия франчайзинг - это  и постоянство поставок, и раскрученная  узнаваемая марка, и готовые  маркетинговые разработки. При этом  предприятие не теряет самостоятельности.  Статистика свидетельствует, что,  по сравнению с полностью независимыми фирмами, компании-франчайзи более живучи. К примеру, в США из 100 новорожденных малых предприятий через пять лет выживают лишь 15, а из 100 новых франчайзи – целых 85. Франчайзинговые магазины осуществляют в тех же США 40% розничных продаж.

Работа по системе франчайзинга дает предпринимателю много плюсов. В качестве франчайзи он имеет возможность начать собственное дело, участвуя в успешном бизнесе, опробованном всесторонне франчайзором, покупает право пользоваться известной торговой маркой, фирменным знаком или стилем. Наличие торгового знака дает возможность пользоваться результатами рекламы этого товарного знака. Франчайзор передает франчайзи технологию ведения бизнеса. Сам же франчайзор получает возможность быстрого расширения бизнеса на новых рынках с минимизацией собственных финансовых затрат. Снижается риск потери части капитала, так как собственные средства участвуют в деле в минимальном объеме. Кроме того, франчайзор фактически уклоняется от оперативного руководства.

При этом, как  и в любом новом деле существуют и свои минусы.

 Франчайзи  предоставляется меньше экономической  свободы, ограничивается инициатива. По договору он не имеет  возможности быстро выйти из  бизнеса, так как договор обычно  заключается на относительно  большой срок. Приходится привыкать к неизбежному сотрудничеству со всеми франчайзи системы. Франчайзи всегда зависит от финансовой стабильности франчайзора. [32]

Самое главное, не каждый потенциальный франчайзи  способен выполнить первоначальные требования, выдвигаемые франчайзором. Стоимость входа во франшизную систему некоторых западных компаний для российского представителя малого и среднего бизнеса порой представляется чем-то заоблачным. На самом деле, например, покупка франшизы Baskin Robbins обойдется в $10-35 тыс., а участие во франшизной системе McDonald's - $250 тыс. Трудно также изыскать достаточно большие средства для переоборудования торговой площади.

Франчайзинговые схемы ведения бизнеса все  больше приживаются в сфере российской розничной торговли. В России компаний, работающих на условиях франчайзинга, пока еще очень мало. Между тем франчайзинг является одним из способов выживания и дальнейшего развития независимого бизнеса в России и у небольшого российского магазина все же есть шанс стать франчайзи. При этом у торговца непродовольственными товарами больше шансов, так как переоборудование таких магазинов под формат франчайзера, как правило, обходится гораздо дешевле.

Сегодня в России предлагается чуть более ста франшизных систем. Для сравнения, в США их 1,5 тыс. Дело в том, что существует ряд причин, которые прямо или косвенно мешают развитию франчайзинга в нашей стране. Это и несовершенство российского законодательства, и административные барьеры, и финансовые препятствия.

Наиболее важный из факторов, тормозящих развитие российского франчайзинга, - отсутствие необходимого законодательства. Прежде всего, наше законодательство вообще не содержит такого понятия, как франчайзинг. В результате нет и комплексного подхода к явлению как таковому.  Гражданский кодекс РФ определяет франчайзинговый договор как "коммерческую концессию". Глава 54 "Коммерческая концессия" Гражданского Кодекса РФ - единственный нормативный акт, регулирующий франчайзинговые отношения, была написана в начале 90-х годов, когда франчайзинга в России не существовало.

В рамках действующего законодательства невозможно создать  один франчайзинговый договор. Необходимо составлять несколько договоров  и ссылаться в одном на другой, а в другом на третий. Договор  об оказании услуг и консультировании подразумевает обучение франчайзи, договор о поставке продукции - поставку расходных материалов и т. д.

По российским законам в случае передаче товарного  знака в пользование другому  предпринимателю обязательно нужно  регистрировать эту операцию в патентных  органах, что, принимая во внимание уровень бюрократизации властных структур, особого оптимизма не вызывает. Кроме того, согласно при заключении договора о концессии необходима его двойная регистрация в регистрационных и патентных органах. Сложность всех этих процедур лишает франчайзинг его потенциальной привлекательности.[29]

В Гражданском  кодексе есть статьи, написанные в  ущерб франчайзорам. Например, франчайзор несёт ответственность за деятельность независимого франчайзи. Не удовлетворяет  франчайзоров и требование не изменять условия договора при его продлении. Действительно, если ситуация на рынке изменится, то франчайзор вынужден будет перезаключить договор в ущерб своим собственным интересам. Кроме того, компания, продающая концессию, не имеет права диктовать франчайзи свою ценовую политику. Подобные законодательные казусы заставляют российских франчайзоров быть особенно осторожными в выборе потенциальных партнеров. Это связано ещё и с тем, что нередко руководителей компаний-франчайзи, проработавших несколько лет и освоивших приёмы бизнеса, посещает мысль о том, что платить вознаграждение больше не за что. Франчайзи начинает обманывать франчайзора, например, скрывать доходы, если это возможно, либо вообще выходит из договора и работает под другой вывеской.

В отличие от западных стран, в России нет единых стандартов в области франчайзинга. В результате требования, предъявляемые, к примеру, ритейлерами к своим франчайзи, сильно отличаются. Например, франчайзи "Копейки" должны уплачивать франшизу за право использования товарного знака, а также закупать товар с некоторой торговой наценкой. Это покрывает расходы головной компании на централизацию поставок. Компания "Арома" помимо  права на использование торговой марки "Ароматный мир" продаёт также право на включение в общую складскую и логистическую систему и т.д.

Однако общими для всех условиями является поддержание  единого стиля и оборудования, сопоставимого уровня цен и включения  в ассортимент обязательного  перечня товаров.

Ещё одна причина  сложившейся в России ситуации с  франчайзингом заключается в том, что отечественные предприниматели не привыкли платить за интеллектуальную собственность: для большинства представителей мелкого и среднего бизнеса это нечто абстрактное, неосязаемое. Между тем, основным вопросом во франчайзинге является передача прав на товарный знак и конфиденциальной информации о методах организации бизнес-процессов, которые франчайзер отработал на практике, доказав их успешность.

Таким образом, франчайзинг является необычайно перспективным, но в тоже время необычайно нереализованным средством выживания независимых торговцев.

 

 

3.2 Организационные  и правовые сложности развития франчайзинга в России.

 

Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

Экономические проблемы. Франчайзинг - экономический  инструмент, и для его внедрения  необходимы соответствующие экономические  предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

 К данным  проблемам можно отнести: 

    • нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
    • отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
    • сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.

 Организационно-правовые  проблемы.

 Хотя франчайзинг  - это экономический инструмент  и его проблемы в первую  очередь следует искать в сфере  экономики, в России сдерживание  развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере.

Они, эти проблемы, связаны с практически полным отсутствием правового обеспечения  франчайзинга в России.

 Социально-психологические  проблемы. К ним можно отнести: 

    • отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
    • отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
    • боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

 Особое место среди проблем франчайзинга занимает образование как механизм разрешения социально-психологических проблем. Эта проблема вызвана слабой подготовкой представителей малого бизнеса в сфере франчайзинга.

 Естественно,  что рассмотренные проблемы нельзя  анализировать локально, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. [25]

 Так, экономические  проблемы франчайзинга вызваны  не только состоянием экономики,  но и влиянием других проблем,  в первую очередь организационно-правовых.

Отечественное законодательство практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия, которой посвящена глава в Гражданском кодексе РФ, далеко не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга и в первую очередь значительно усложняет возможность кредитования франчайзи.

 Развитие  правового обеспечения франчайзинга  требует опять-таки решения экономических  проблем и дополнительных издержек  на совершенствование правовой  базы и разработку "обходных" правовых схем.

Социально-психологические  проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. [9]

 Входя во  франчайзинговую систему, франчайзи  испытывает ряд опасений, вызванных  как экономическими, так и правовыми  аспектами. 

 В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами.

 Важнейшим  социально-психологическим аспектом  франчайзинга является традиционное  для нашей страны неуважение  к интеллектуальной собственности.  Решение этой проблемы требует  сочетания экономических и правовых  воздействий, которые сделают  неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности.

Информация о работе Франчайзинг: сущность, организация и структура