Формирование кадровой политики на различных этапах жизненного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Субъектами мировой хозяйственной системы на микроуровне являются организации, различные по размерам, организационно-правовым формам, сферам деятельности.
В теории развивается направление, в рамках которого исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....3-5
I. Жизненный цикл организации…………………………………………6-13
1.1. Понятие жизненного цикла организации………………………..6-7
1.2. Модели жизненного цикла……………………………………....7-10
1.3. Анализ моделей жизненного цикла…………………………...11-13
II. Основа жизненного цикла организации……………………………..14-23
2.1. Графическая модель жизненного цикла организации……….14-15
2.2. Основные этапы жизненного цикла организации……………15-23
2.2.1. Выхаживание………………………………………………..15-16
2.2.2. Младенчество……………………………………………….16-17
2.2.3. «Давай-давай» - стадия быстрого роста………………..…17-18
2.2.4. Юность………………………………………………………18-19
2.2.5. Расцвет………………………………………………………..…20
2.2.6. Стабилизация……………………………………………..…20-21
2.2.7. Аристократизм………………………………………………21-22
2.2.8. Ранняя бюрократизация……………………………………..…22
2.2.9. Бюрократизация и смерть……………………………………...23
III. Анализ жизненного цикла на примере предприятия ООО «Дока-Хлеб»…………………………………………………………………...24-28
3.1. Основные этапы жизненного цикла предприятия ООО «Дока-Хлеб»…………………………………………………………………...24-27
3.2 Анализ поведения предприятия ООО «Дока-Хлеб» на стадии зрелости………………………………………………………………...27-28
Заключение…………………………………………………………….29-31
Список использованных источников…………………………...……32-33

Файлы: 1 файл

Основы управления персоналом.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Когда денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.

 

2.2.3 «Давай-давай» - стадия быстрого роста

 

При зарождении организации  имеется идея, в младенчестве она  закладывается в основу деятельности. Как только достигается стадия, когда идея начинает работать, т.е. преодолевается нехватка денежных средств и уровень продаж постоянно растет, создается впечатление, что компания не только выжила, но даже процветает. Нередко это делает основателя и организацию излишне  самонадеянными.

При переходе от младенчества к быстрому росту видение будущего компании изменяется от очень узкого взгляда на бизнес до панорамы почти  бескрайних возможностей. Каждая вновь  появившаяся возможность - это очередной приоритет. Одним из видов патологии на данной стадии развития может быть желание основателя охватить необъятное, т.е. диверсификация может включать даже те сферы бизнеса, о которых он не имеет представления. Во избежание негативных последствий подобных явлений руководитель должен четко определять приоритеты и осознавать, чем заниматься не следует.

Вследствие нечеткого  закрепления должностных обязанностей разные функции нередко выполняются  одним сотрудником. Это обуславливает  то, что компания организована вокруг людей, а не задач. И хотя основателем организации делаются попытки делегировать властные полномочия, принятие всех существенных решений не происходит без его непосредственного участия. Причиной тому является боязнь руководителя потерять контроль.

На данном этапе компания только реагирует на возможности, предоставляемые  внешней средой, но пока не может  их предвидеть, следствием чего является действие методом проб и ошибок. Однако серьезные ошибки могут повлечь  за собой существенные потери: доли рынка, важных клиентов, крупных денежных средств. Для выхода из сложившейся ситуации организации необходимо четко формализовать свою деятельность, т.е. перейти от интуитивного управления к профессиональным действиям.

При успешном переходе организация вступает в следующую стадию своего развития – юность.

 

2.2.4 Юность

На этом этапе компания получает свое второе рождение, при  котором коренные изменения претерпевают фундаментальные основы организации. Данный процесс протекает более  длительно и проблематично, нежели предшествующие.

Характерными становятся конфликты, прежде всего между сотрудниками, стоящими у истоков компании и  недавно начавшими свою деятельность в увеличившейся организации. Цели компании становятся противоречивыми, система вознаграждения и стимулирования не соответствует потребностям компании.

Трудность перехода определяется необходимостью одновременного решения  трех задач: освоения делегирования  полномочий, изменения системы руководства, смещения целей.

Смена целей происходит путем перехода от экстенсивного развития к повышению качества деятельности. Для этого необходимо вовлечение всего персонала в происходящие изменения, поскольку сотрудники по-прежнему находятся на стадии быстрого роста, и они хотят, чтобы одновременно и часть полномочий была передана им, и поддерживался тот же темп роста. Но эти два требования взаимоисключают друг друга.

Проблема руководителя состоит в том, что он самостоятельно уже не справляется с руководством компанией и для решения своих  проблем либо децентрализует полномочия, либо нанимает профессионального менеджера, что в любом случае приводит к изменению системы руководства организацией. Под руководством в данном случае подразумевается процесс изменения организационной культуры. В действительности происходит переход организации от одного набора проблем к другому. Задача руководства состоит в решении текущих вопросов и подготовке ее к столкновению с новыми проблемами. Для нормального функционирования организации новым руководителям необходимо создать систему вознаграждений, перераспределить роли и обязанности, а также установить четкие правила и нормы поведения сотрудников.

Если систематизация административной деятельности произошла  успешно, решены основные проблемы организации  и руководство институционализировалось, компания движется к следующему этапу развития - расцвету.

2.2.5 Расцвет

Достигая оптимального сочетания межу самоконтролем и  гибкостью, организация переходит  в стадию расцвета. Находясь на этой стадии, организация отличается наличием систем должностных обязанностей и высокой организационной культурой; усложняется структура организации; налаживается планирование, четко определены перспективы развития; компания ориентирована на удовлетворение потребностей клиентов; наблюдается стабильный рост продаж  и прибыли.

Организация знает, что  она делает, куда она идет и как  достичь намеченных целей. Расцвет  организации являет собой процесс  стабильного роста. Он является показателем  жизнеспособности организации, способности  достигать эффективных результатов  в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Если организация не пополняется новыми силами, перестает внедрять прогрессивные методы управления, теряет предприимчивость, то организационные ресурсы перестают расти и, в конечном итоге, организационная жизнеспособность достигнет определенного уровня. Компания в своем развитии достигает следующей стадии –  стабилизации, которая является концом роста и началом падения.

 

2.2.6 Стабилизация

Фаза стабилизации является первой стадией старения в жизненном  цикле организации. Компания еще сильна, но уже начинает терять гибкость. Происходит потеря духа творчества, сокращаются инновации и уже не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат и хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. Достигнутая стабильная позиция на рынке вызывает чувство безопасности, что может быть безосновательным в длительной перспективе. Морально-психологический климат в коллективе  становится более формальным, новые идеи еще высказываются, но волнений по этому поводу уже нет. Происходят изменения в распределении прибыли компании. Ресурсы на исследования урезаются в пользу расходов на развитие. Бюджеты на маркетинговые исследования уменьшаются для повышения прибыльности компании. Возвратность инвестиций становится доминирующим индикатором выполнения планов, а различного рода количественные показатели вытесняют гибкое концептуальное мышление. Организация еще растет, это видно по увеличению объема продаж, но уже зарождается основная причина будущего падения: истощается дух предпринимательства.

Если творчество бездействует достаточно долго, то это может повлиять на способность организации удовлетворять потребности покупателей. Происходит неуловимое скольжение к следующей стадии – аристократизму. Не существует явных переходных событий, как это было на стадиях роста. Начиная с расцвета, по ходу дальнейших этапов жизненного цикла происходит процесс изнашивания. Отсутствие различимых точек перехода от этапа к этапу свидетельствует о продолжающемся процессе потери предпринимательского духа в процессе ведения бизнеса.

В организациях падение  духа предпринимательства сначала  приводит к стабилизации, а затем к аристократизму. Признаком этого является процесс обострения чувства самосохранения и дистанцирования от клиентов.

 

2.2.7 Аристократизм

Для этой стадии жизненного цикла организации характерны следующие  признаки: организация обладает значительными денежными ресурсами,  причем деньги в основном тратятся на укрепление системы контроля, страхования и   обустройство; существуют определенные традиции, входит в обычай формализм в одежде и обращении; корпорация может приобретать другие компании для получения новых продуктов и рынков или пытаясь «купить» предприимчивость.

Снижение гибкости, которое  начинается еще на этапе расцвета, имеет длительное последействие: в  конечном итоге способность достигать  результаты должна также упасть. Цели компании становятся преимущественно краткосрочными и, соответственно, гарантированные результаты становятся нормой, а ее деятельность приобретает окраску посредственности.

Уменьшение ориентации на долгосрочный результат создает  новый стиль организационного поведения; морально-психологический климат становится тяжелым. Наблюдение за поведением людей, их манерой общения, решения возникающих конфликтов позволяет определить аристократическую организацию, которой свойствен консерватизм и единообразие мышления.

Попытки организации  сохранить прежний уровень прибыли  приводят к повышению цен на продукцию, при этом качество продукции может  оставаться на прежнем уровне или  начинать снижаться. Однако в определенный момент достигается предел, выше которого цена не может быть поднята.  Отдельные детали, тонкости уходят и начинается борьба за выживание не корпорации, а каждого, кто в ней работает. Такое положение говорит о переходе к следующему этапу старения - ранней бюрократизации.

 

2.2.8 Ранняя  бюрократизация

Основной отличительной чертой организации на стадии ранней бюрократизации является множество внутренних конфликтов между сотрудниками компании, принявших открытую форму. В результате полного упадка, который произошел в организации, начинается поиск виновного во всех бедах.

Компания превращает сама себя в оплот бюрократии с  единственным акцентом на правила и  нормы и без очевидной ориентации на результат и удовлетворение потребностей потребителей.

 

2.2.9 Бюрократизация  и смерть

На этом этапе компания не создает необходимых ресурсов для самосохранения. Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Отсутствие ориентации компании на рынок, удовлетворение потребностей клиентов, обращение усилий на решение внутренних проблем и превалирование излишней формализованности компании ведет к неизбежной смерти организации. Даже небольшое изменение во внешней среде может привести к разрушению компании.

Когда у компании уже  нет заказов, ее продукция не пользуется спросом на рынке, организация прекращает свое существование. Но ликвидация организации может наступить не мгновенно, если ее поддерживает по каким-то политическим причинам государство. Например, это может быть желание сохранить рабочие места. Однако если компания полностью зависит от клиентов, распад наступает быстро, поскольку клиенты отворачиваются от нее.

Смерть организации  может произойти в форме ликвидации компании или в форме поглощения ее более крупной корпорацией. Однако избежать этого можно при условии, что руководство примет решение возродить компанию. Для этого нужна либо новая команда руководящего состава, либо принятие прежним руководством жесткой системы обновления. Необходимо пересмотреть в корне всю систему управления компанией, ассортимент выпускаемой продукции, тщательно изучить ситуацию на рынке. При успешном выполнении всех условий организация может вступить в новую стадию развития – обновление, в течение которой ей снова нужно будет бороться за выживание. В дальнейшем компания повторяет жизненный цикл уже в новом качестве.

 

 

III. Анализ жизненного цикла на примере предприятия

ООО «Дока-Хлеб»

3.1 Основные этапы жизненного цикла ООО «Дока-Хлеб»

 

Характеристика предприятия. Местоположение ООО «Дока-Хлеб»: 629860, РФ, Тюменская обл., Пуровский район поселок городского типа Уренгой, улица Геологов дом 9 А. Руководитель данного предприятия -Лескова Ирина Анатольевна.

На сегодняшний день предприятие занимает лидирующие позиции  по выпечке хлебобулочных и кондитерских изделий в поселке Уренгой. Количество его работников превышает 40 человек. На рынке ООО «Дока-Хлеб» уже более 15 лет и имеет очень богатый и насыщенный ассортимент своей продукции. За 15 лет предприятие прошло несколько этапов своего жизненного цикла.

Рассмотрим их подробнее:

1. Выхаживание - этап  зарождения организации. Она еще не возникла физически и формально, однако энтузиазм и бизнес-идея относительно ее существования уже возникли.

В этот период происходили, в основном, обсуждения по поводу будущего организации, в ходе которого основатели заложили «теоретический» фундамент нового предприятия. Идея получила положительную оценку, были сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации и обозначена готовность взять на себя риск основания нового дела. Необходимый уровень обязательств измерялся уровнем риска, который организация берет на себя при рождении.

При создании организации ООО «Дока-Хлеб» были поставлены такие вопросы, как:

- Что мы реально собираемся делать?

- Как это будет сделано?

- Когда это может быть сделано?

- Кто собирается это делать и почему?

Основатель ориентировался на потенциального потребителя.

2. Младенчество.

На этой стадии внимание переместилось от идей и возможностей к результатам производства - удовлетворению потребностей, ради которых предприятие создавалось.

Предприятие в младенчестве обладала нечеткой структурой, небольшим бюджетом, процедуры ведения бизнеса практически отсутствовали. На тот момент субординация была слаба, отсутствовала система приема на работу и контроля выполнения заданий.

Был составлен бизнес-план, в котором был бы проанализирован поток денежных средств. Решения принимались и исполнялись быстро. Однако отсутствие правил, стабильности и опыта, на который можно было бы положиться при принятии решений, превращали каждое решение в новый прецедент. Управление осуществлялось от кризиса к кризису.

Информация о работе Формирование кадровой политики на различных этапах жизненного цикла