Факторы и формы территориальной организации хозяйственной деятельности населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

В настоящей работе рассматриваются факторы территориальной организации хозяйственной деятельности населения, а также формы территориальной организации на современном этапе развития России и мирового хозяйства в условиях глобализации экономики и усиления конкуренции между странами.

Содержание работы

Введение. 3
1. Факторы территориальной организации хозяйственной деятельности населения. 5
2. Формы территориальной организации хозяйственной деятельности населения. 9
3. Кластерная форма территориальной организации хозяйства. 20
Заключение. 25
Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

Факторы и формы территориальной организации хозяйственной деятельности населения.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Технополисы и технопарки должны способствовать не только развитию высокотехнологического производства и выходу продукции на мировой рынок, но и подъему экономики, как отдельного региона, так и страны в целом.

С 2006 по 2009 гг. реализовывалась государственная  программа создания технопарков  в сфере высоких технологий, утверждённая 10 марта 2006 года правительством и предусматривающая общее государственное финансирование строительства сети технопарков в семи регионах России в объёме до 29 млрд. рублей в течение 4 лет с 2007 до 2010 года.

Предполагалось, что федерация  и регионы на паритетной основе будут финансировать создание инженерной инфраструктуры на государственных земельных участках, после чего передадут их частным инвесторам для возведения объектов технопарков.

В результате реализации программы  к 2010 году должны были быть созданы  технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой. Стоимость совокупного объёма продукции и оказанных услуг, произведённых в результате деятельности технопарков в сфере высоких технологий, может превысить 100 млрд. рублей. Однако после преобразования Мининформсвязи в Минкомсвязи работа над созданием технопарков была приостановлена. 27 марта 2009 года министр Игорь Щёголев объявил о приостановлении федерального финансирования программы. По мнению критиков этого проекта, строительство технопарков бессмысленно, если не модернизировать и изменять параллельно экономику страны. В настоящий момент правительство РФ переключилось на модернизацию экономики в целом. Важным мероприятием в этом направлении является федеральная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».

Рациональная территориальная  организация хозяйства предполагает комплексное территориальное развитие хозяйства экономических районов всех рангов, рациональное, эффективное размещение производительных сил, совершенствование структуры хозяйства в соответствии с основными задачами рыночной экономики.

3. Кластерная форма территориальной организации хозяйства.

Глобализация экономики и усиление конкуренции между странами потребовали исследования основных факторов и механизмов конкурентоспособного развития или стабильного роста экономики и благосостояния населения стран и регионов в международном разделении труда. В этой связи внимание многих экономистов было обращено на теорию новых форм пространственной организации производства – промышленных и региональных кластеров, цепочку добавления стоимости, экономику обучения, национальных и региональных систем инноваций. В настоящее время последние являются основными формами или механизмами повышения конкурентоспособности или ускорения экономического развития стран и регионов в мировом хозяйстве.

Реализация стратегического потенциала кластерной организации региональной экономики превратилась сегодня в основное направление оптимизации территориальной организации хозяйственной деятельности населения рыночно-развитых стран. Переход регионов к кластерному строению территориальной экономики привлекает повышенное внимание потому, что в среднесрочной перспективе кластеризация экономики способствует эффективному использованию местных природных, трудовых и финансовых ресурсов. Эффективность кластерной политики как инструмента повышения конкурентоспособности территорий демонстрирует международный опыт по ее реализации

В настоящее время перед всеми  регионами РФ стоят три сходные по содержанию задачи – создание предпосылок для устойчивого ускоренного роста объема и качества валового регионального продукта, обеспечение реального прироста доходной базы консолидированного бюджета региона, выход регионов на конкурентоспособные позиции в сфере межрегионального и межгосударственного экономического сотрудничества. Реализация названных задач связана с выбором базовых для данного региона территориальных производственных комплексов в виде корпораций в доминирующих отраслях реального сектора экономики. Именно на этой основе возможна реализация социальных приоритетов региона.

Однако новые экономические  цели не могут быть эффективно достигнуты на базе традиционных экономических моделей, свойственных прежней административной системе, развивающейся за счет экстенсивного использования природных ресурсов. Повышение конкурентоспособности региональной экономики и ее инвестиционной привлекательности, рост материального, социального и интеллектуального капитала региона требует ускоренного перехода к кластерной территориальной организации хозяйственно-экономической деятельности.

Все теории новых форм территориальной  организации производства, по географическому  признаку, разделяются на три группы или научные школы: американскую, британскую и скандинавскую.

Американская школа теорий новых форм организации производства основывается на теоретических и прикладных исследованиях Майкла Портера и Майкла Энрайта.

Теория промышленных кластеров Портера основывается на следующем выводе из теории ромба конкурентных преимуществ: условия для создания конкурентного преимущества регионов лучше тогда, когда фирмы, работающие в одной определенной отрасли, географически сконцентрированы. Кластер, по Портеру, это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Причем размеры кластеров могут варьироваться от одного города до целого ряда соответствующих стран.

Портер предлагает, не искусственное  создание кластеров сверху, а в  реальной жизни обнаружение их и  поддержание со стороны государственных  структур и исследовательских институтов. Выявление кластеров надо осуществлять в три этапа. На первом этапе необходимо начать оценку кластера с рассмотрения крупной фирмы, а затем посредством анализа цепочки добавления стоимости, выявить все фирмы, поставляющие полупродукты, услуги, обеспечивающие сервис и прочие. В процессе исследования выявляются как горизонтальные, так и вертикальные цепочки, связывающие различные фирмы. На втором этапе надо выявить организации, оказывающие фирмам кластера информационные и образовательные услуги, финансовую и научную поддержку. На третьем – необходимо рассмотреть те правительственные организации, которые могут оказать влияние на развитие кластера.

При этом Портер утверждает, что необходимо поддерживать развитие всех без исключения кластеров, потому что невозможно предугадать, какой кластер будет развиваться быстрее, а какой медленнее. Поэтому политика правительства, при которой помощь оказывается только тем кластерам, которые имеет в настоящее время высокие темпы развития, по его мнению, ошибочна

Таким образом, Портер отдает приоритет в повышении конкурентоспособности или обеспечении экономического развития страны промышленному кластеру как новой форме территориальной организации хозяйственной деятельности. Действительно географическая близость кластерных фирм обусловливает внутреннюю и внешнюю экономию фирм за счет использования общей научной и технологической инфраструктуры, усиления конкуренции между фирмами, возможности образования временных альянсов для взаимного повышения конкурентоспособности компаний, отраслей и экономики в целом.

Объектом исследования Энрайта  были региональные различия в конкурентоспособности  внутри страны и географический масштаб  конкурентного преимущества. Он сделал допущение, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном  или национальном уровне, а на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получения образования.

Для подтверждения своего тезиса Энрайт провел исследование в нескольких отраслях промышленности, сконцентрированных в разных регионах мира – химическую промышленность в ФРГ и Швейцарии, производство синтетических волокон в Японии, производство керамической плитки в Италии – и пришел к выводу о существовании региональных кластеров.

Региональный кластер, по Энрайту, это промышленный кластер, в котором  фирмы-члены кластера находятся  в географической близости друг к  другу. Региональный кластер – это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства. Региональный кластер может включать в себя: промышленный район малых и средних предприятий; концентрацию высокотехнологичных фирм, связанных через развитие и использование общих технологий; производственную систему с бывшими предприятиями крупных транснациональных корпораций и фирмами, отделившимися от материнских компаний.

Исходя из результатов проведенного исследования Энрайт сделал заключение о формировании конкурентных преимуществ  не на национальном или наднациональном  уровнях, а на региональном. Региональные кластеры – это конкретные объекты проведения кластерной политики. Именно они нуждаются во внимании со стороны государственных структур и поддержке исследовательских организаций. Главными же детерминантами улучшения развития региональных кластеров являются четыре стороны ромба конкурентных преимуществ, определенные Портером.

Портер и Энрайт выделили три главных фактора-преимущества стимулирования развития промышленных и региональных кластеров:

1. Увеличиваются производительность труда и эффективность производства, поскольку для фирм облегчается доступ к поставщикам, квалифицированной рабочей силе, информации, обслуживанию и образовательным центрам. Ввиду того, что фирмы располагаются в кластере в непосредственной близости друг от друга, облегчается координация совместных действий и трансакции между фирмами-партнерами. Распространение инноваций также ускоряется по сравнению с раздельно расположенными фирмами. Более того, возможно сравнение эффективности функционирования фирмами-конкурентами.

2. Стимулируются изобретение нововведений ввиду того, что фирмы имеют доступ к самой современной информации по усовершенствованию производственного процесса, а образовательные и научно-исследовательские центры генерируют новые знания и имеют возможность экспериментально подтвердить или опровергнуть правильность новых теорий.

3. Обеспечивается коммерциализация знаний и производства. Создаются льготные условия для создания новых фирм и запуска производства новых товаров – наличие соответствующей рабочей силы, поддерживающих институтов и нужных поставщиков.

Заключение.

Кардинальные изменения, происходящие в политической, административной, правовой системах общества, существеннейшим  образом влияют на экономические  отношения, экономическое развитие. Принятие стратегических решений, не отвечающих объективным тенденциям развития экономики, основополагающим общенациональным интересам принесет обострение экономических и социальных проблем. Сейчас происходит дальнейшее усложнение мировой, национальных и региональных экономик. Принятие стратегически верных решений на уровне хозяйствующих субъектов становится все более ответственным, сложным и трудоемким и далеко не каждый рыночный субъект уже в состоянии это делать. Это определяет особую роль государства в рыночной экономике. Оно становится все более необходимым, обязательным участником принятия стратегических решений в экономике, берет на себя ответственность, как бы помогает рыночным субъектам.

Активизация роли регионов и объективное, закономерное перемещение на региональный уровень многих государственных функций управления и регулирования ставит комплекс задач по изучению теории и методов государственного регулирования и стратегического планирования в регионах России.

Новые факторы территориальной  организации хозяйственной деятельности населения обуславливают необходимость создания и совершенствования новых форм хозяйства в Российской Федерации. Эту функцию реализует государство, как на уровне федерального правительства, так и на уровне регионов.

Комбинирование производства, формирование государственных корпораций, финансово-промышленных групп, технополисов, промышленных и региональных кластеров является одной из приоритетных задач повышения конкурентоспособности России, наряду с модернизацией хозяйства России в целом.

Список литературы.

1. Батчаев А.Р. и др. Государственное  регулирование региональной экономики.  СПб.: ИВЭСЭП, 2003.

2. Бекетов Н.В. Региональные проблемы формирования инновационной системы. // Журнал "Регион: экономика и социология"". Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. Новосибирск, 2005 №02-01.

3. Боровикова Е.В. Формирование финансово-экономических основ муниципального хозяйственного комплекса. // Федеральные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 1.

4. Бутов В.И., Игнатов В.Г. Основы  региональной экономики. Москва-Ростов-на-Дону, 2005.

5. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М., 2002.

6. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2005.

7. Жихаревич B.C. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб., 2009.

8. Игудин А.Г. Региональная асимметрия в Российской Федерации и межбюджетные отношения в свете требований бюджетного федерализма / НИФИ Минфина России. М., 2001.

9. Климов С.М. и др. Государственное регулирование экономики в регионе. СПб.: ИВЭСЭП, 2005.

10. Николаев М. Факторы роста экономики Северо-Запада. // Экономист. 2006. № 2.

11. Федеральные и региональные программы России. Информационный сборник. М, 2011.

 


Информация о работе Факторы и формы территориальной организации хозяйственной деятельности населения