Альтернативные теории фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю права управлять ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………... 2
1. Фирмы и формы предпринимательства …………………………………………. 5
1.1. Предпринимательская деятельность ………………………………………. 5
1.2. Организационно-правовые формы предпринимательства …….................. 6
2. Альтернативные теории фирмы ………………………………………………... 10
2.1 Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли …………………. 10
2.2 Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж ……... 11
2.3 Теория максимизации роста ……………………………………………….. 12
2.4 Поведенческие теории фирмы: множественности цели …………………. 16
3. Процесс производства фирмы ………………………………………………….. 18
3.1 Процесс производства фирмы и роль общества в нем …………………... 18
3.2 Планирование и выработка стратегии фирмы ……………………………. 19
Заключение …………………………………………………………………………. 24
Литература ………………………………………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Теория фирмы и организационные формы бизнеса.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности  управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.

Стратегия фирмы. План предполагает формулирование стратегии. Оно основывается на анализе сегментов рынка, соотношения величины издержек и объема производства и управлении хозяйственным портфелем (руководство фирмы дифференцирует роль ее подразделений в достижении поставленных целей).

В значительной мере успех  дела зависит от того, насколько удачно определены сегменты рынка. Успех «Дженерал моторс» в борьбе против «Форд мотор» в 20-е годы был обусловлен тем, что первая исходила из наличия нескольких сегментов на рынке легковых автомобилей (в зависимости от характера использования и финансовых возможностей покупателей), что привело к дифференциации производства. «Форд» же игнорировал сегментацию рынка.

Для выработки стратегии  фирмы важно правильно определить отношение величины издержек и объема производства. Снижение фирмой издержек производства и соответственно цен фактически зависит от объема производства, а значит, и доли рынка, которую она обслуживает. Например, японская фирма «Сони» в конце 50-х годов создала видеомагнитофон стоимостью 50 000 долл. для состоятельных людей, рассчитывая на то, что в будущем появится достаточно емкий рынок, на который можно поставлять видеомагнитофоны стоимостью 500 долл. Чем больше объем производства, тем больше возможностей для снижения издержек.

Планирование  хозяйственного портфеля. По крайней мере, 200 компаний из списка 500 крупнейших, публикуемого в журнале «Форчун» (США), используют концепцию планирования хозяйственного портфеля. Многоотраслевые фирмы имеют виды деятельности с высокой и низкой нормой роста. Если рост требует денег для финансирования инвестиций и агрессивного ценообразования (т.е. понижение цен с целью вытеснения конкурента), ресурсы из отраслей с низкой нормой роста будут перемещаться в быстрорастущие. Такая стратегия должна создать сбалансированный и надежный хозяйственный портфель.

Традиционный поход  допускает, что все виды предпринимательства  ориентированы на максимизацию дохода от инвестиций. Портфельная концепция  предполагает, что каждая хозяйственная единица фирмы (центр прибыли) должна выполнять различную стратегическую миссию.

В рамках портфельной  стратегии различают 4 категории  подразделений фирмы:

  1. «денежные коровы» (высокая доля рынка/низкая норма роста);
  2. «звезды» (высокая доля рынка/высокая норма роста);
  3. «тотализаторы» (низкая доля рынка/высокая норма роста);
  4. «собаки» (низкая доля рынка/низкая норма роста).

 Руководством фирмы  составляется матрица, в которой  определяются позиции подразделений и, следовательно, их стратегическая миссия (рис. 3).

На рис. 3 стрелки показывают направление денежного потока. Миссия «денежных коров» состоит в том, чтобы генерировать денежный поток, который может быть использован «тотализаторами» (вложение средств с целью расширения рыночной доли, а, следовательно, увеличения прибыли). Миссия «звезд» – сохранить свою конкурентоспособность. Миссия «собак» – создать положительный денежный поток, который будет направляться в другие виды предпринимательства и постепенно осуществлять дезинвестирование (прекращение их деятельности).

План предусматривает  внедрение в производство новых продуктов, увеличение фирмой доли рынка и снижение издержек производства. Эти показатели являются ключевыми для центров прибыли. Чтобы стимулировать выполнение плана центрами прибыли, фирма предусматривает отчисление им части прибыли в зависимости от текущих финансовых результатов, а также от реализации плановых целей.

Вертикальная интеграция и координация через рынок. Традиционный путь координации производства был представлен компанией Г. Форда. Комплекс «Ривер-Руж» Форда охватывал весь процесс производства, от выплавки стали до выпуска готовых автомобилей. Система фордовского интегрированного производства была скопирована «Дженерал моторс», но после кризиса 1920–1922 гг. она ввела новую форму организации – многодивизионную структуру. Каждый дивизион (отдел) производил определенную марку автомобиля. Другое новшество заключалось в том, что детали и части закупались как у собственных филиалов, так и у независимых компаний.

Модель «Дженерал моторс»  была альтернативой интегрированному производству. Эта модель представляла координацию производства через рынок. В рамках такой модели независимые фирмы должны вести переговоры друг с другом, чтобы получить право участвовать в последовательных стадиях производства и распределения. Решения являются децентрализованными. Но рыночная координация требует много времени, энергии и денег для контроля над соблюдением стандартов, сбора и передачи информации, необходимых при переговорах.

Каждый метод организации  производства имеет свои положительные  и негативные стороны. Преимуществами производства всего своими силами в рамках фирмы являются контроль над поставками, их надежность. Фирмы же, которые закупают комплектующие изделия у внешних поставщиков имеют преимущество в использовании новой технологии: им не нужно покупать саму новую технологию, переучивать рабочих и делать тысячи изменений в процедурах управления и организации. Этим они сокращают издержки приспособления к научно-техническому прогрессу. С 60-х годов все автомобильные корпорации предпочитают иметь двойной источник компонентов – внутренний и внешний, с постоянным увеличением роли последнего. Так, «Дженерал моторс» и «Форд мотор» увеличили долю внешних источников снабжения до 55%.

В настоящее время  отношения между крупными фирмами  и поставщиками комплектующих изделий существенно изменились. Раньше поставщики компонентов были низведены до роли сателлитов, играющих зависимую, подчиненную роль по отношению к головной фирме, осуществляющей сборку.

Сегодня поставщики не только продают товары и услуги. Они также  снабжают потребителей информацией и, в свою очередь, используют информационную базу данных своих покупателей. Они находятся в отношениях партнерства со своими клиентами.

 

Заключение

В микроэкономическом анализе  главным объектом является фирма. Это  объясняется тем, что в современной экономике фирмы производят основную массу товаров и услуг. В развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели.

Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные  хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические  ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Основные формы организации бизнеса в современной рыночной экономике – это корпорация (акционерное общество), индивидуальная фирма и партнерство. Наиболее развитой формой предприятия является АО, наиболее устойчивой - полное товарищество, наиболее безопасной - товарищество на вере, наиболее замкнутой - ЗАО, наиболее открытой - ОАО.

Важное место  в теории фирмы занимает проблема определения ее целевой функции, критерия оценки результатов ее деятельности. В моделях классической предпринимательской  фирмы критерий был один – максимизация прибыли. Последующие подходы не предполагают такого критерия. Отличие фирмы, максимизирующей объем продаж, от фирмы, максимизирующей прибыль, заключалось в более высоком объеме производства и более низких ценах. Максимизация темпов роста является той целью, достижение которой позволит обеспечить высокие заработки, власть и престиж «внутреннему управлению».

Все основные направления  конкурентоспособности фирмы находят  отражение в ее долгосрочной стратегии. Долгосрочная стратегия фирмы - это план ее деятельности, определяющий перспективные цели развития, а также пути их реализации. Стратегия, выбираемая руководителем должна быть гибкой по отношению к внешним условиям.

Из выше сказанного следует, что:

Фирма – это институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев производственных ресурсов. В противоположность рынку, фирма представляет собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками.

 

Литература

  1. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 2005.
  2. Пиндайк Р.,  Рубинфельд Д. Микроэкономика / Пер. с англ. – М.: Экономика, Дело, 2002.
  3. Экономическая стратегия фирмы: Учебное пособие / Под ред. А.П. Градова. – СПб., 2005.
  4. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В.М.Власовой. – М., 2005
  5. Экономическая теория: учебное пособие / С.С. Носова. – М.: КНОРУС, 2005
  6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма - Инфра-М, 2008.
  7. Основы экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. - М.:Изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2007.
  8. Артур Томпсон, Джон Формби. Экономика фирмы / Пер. с англ. - М.: Бином, 2008.
  9. Экономическая теория. Ключевые вопросы: учебное пособие / Г.м. гукасьян – М.: инфра-м, 2007.

Информация о работе Альтернативные теории фирмы