Альтернативные теории фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю права управлять ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………... 2
1. Фирмы и формы предпринимательства …………………………………………. 5
1.1. Предпринимательская деятельность ………………………………………. 5
1.2. Организационно-правовые формы предпринимательства …….................. 6
2. Альтернативные теории фирмы ………………………………………………... 10
2.1 Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли …………………. 10
2.2 Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж ……... 11
2.3 Теория максимизации роста ……………………………………………….. 12
2.4 Поведенческие теории фирмы: множественности цели …………………. 16
3. Процесс производства фирмы ………………………………………………….. 18
3.1 Процесс производства фирмы и роль общества в нем …………………... 18
3.2 Планирование и выработка стратегии фирмы ……………………………. 19
Заключение …………………………………………………………………………. 24
Литература ………………………………………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Теория фирмы и организационные формы бизнеса.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

В коммандитном товариществе руководителями и представителями  других его членов могут быть только полные товарищи, а коммандитисты не могут быть ими.

В одних странах коммандитное товарищество является юридическим  лицом (Франция), в других (Швейцария) – нет.

Если коммандитное товарищество не является юридическим лицом, оно  имеет те же преимущества, что и полное товарищество: освобождается от уплаты налога на прибыль фирмы, имеет свободу в выборе своей структуры. Финансовый контроль над предприятием, осуществляемый коммандитистами, отделен от управленческого контроля, осуществляемого полными товарищами. Коммандитное товарищество имеет реальную возможность привлекать дополнительные финансовые средства для своей деятельности, так как появление новых членов не изменяет его формы.

Акционерное общество как организационно-правовая форма предпринимательства в мировой практике является преобладающей.

Акционерное общество – форма предприятия, средства которого образуются путем объединения вкладов через выпуск и продажу акций. Члены (акционеры) акционерного общества несут ответственность, ограниченную их вкладами. Основные черты акционерного общества:

  1. статус юридического лица;
  2. ответственность по обязательствам всем имуществом;
  3. обособление имущества акционерного общества от имущества отдельных акционеров;
  4. наличие уставного капитала, разделенного на определенное число акций.

Акционерное общество имеет  уставный капитал, который представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров за членство в акционерном обществе. Акционерное общество несет ответственность не только за уставный капитал, но и за все имущество. Имущество акционерного общества может быть больше или меньше уставного капитала.

Уставный капитал образуется двумя путями: через публичную  подписку на акции и через распределение  акций среди учредителей. В первом случае образуется открытое акционерное общество, во втором – закрытое. В настоящее время наибольшее распространение получили закрытые акционерные общества.

Главным преимуществом  акционерного общества как формы организации предпринимательства является возможность мобилизации денежных ресурсов через выпуск акций. Это особенно важно в условиях научно-технического прогресса, когда крупные хозяйственные единицы с высокой капиталоемкостью и длительным сроком окупаемости вложений нуждаются в дополнительных денежных средствах.

Особенность акционерной  формы хозяйствования состоит в том, что движение ценных бумаг порождает новые формы доходов и новые механизмы их извлечения. Например, дивиденд, зависящий от динамики прибыли, может использоваться для смягчения финансовых затруднений фирмы. Курсовая прибыль от продажи новых акций может использоваться для расширения резервного фонда акционерного общества.

Современное акционерное  общество значительно размывает  само понятие «фирма». Крупная фирма  в настоящее время – это  сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий. В современной фирме как системе предприятий концентрация производства проявляется в возрастании доли производственных комплексов в общественном производстве. При этом концентрация производства не ограничивается размерами собственного капитала фирмы. Фирма связана с множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяющих ее потребности в деталях, комплектующих изделиях. Самостоятельность этих предприятий номинальна. Реально они включены в структуру современной фирмы на основе подрядных и субподрядных работ. Следовательно, концентрация производства фирмы выходит за рамки собственных предприятий, за рамки собственного капитала.

 

2. Альтернативные теории фирмы

2.1 Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли

Можно сказать, что прибыль является доминирующей целью почти любой фирмы. Одни фирмы в большей мере ориентированы на прибыль, а другие в меньшей. Фирмы, которые подвержены сильному давлению конкуренции, склоны в краткосрочном периоде преследовать  цели максимизации прибыли; если же прибыли фирмы достаточно велики, чтобы удовлетворить акционеров, то такая фирма ведет себя несколько по-иному, позволяя сделать вывод, что помимо фактора максимизации прибыли, на управленческие решения влияют и другие факторы.

Традиционная теория фирмы объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. Эта категория основывается на 2-ух допущениях:

    • собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление делами фирмы;
    • единственное их желание - максимизировать прибыль.

Теория основывает тезис  о максимизации прибыли при равенстве предельных издержек и предельного дохода MC=MR.

Однако на практике эта теория сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, фирмы  не используют маржинальный анализ для  оценки или прогнозирования своей  деятельности, т.к. подсчет предельных издержек и особенно предельного дохода довольно труден и осложняется незнанием действительной кривой спроса на продукцию фирмы, эластичности этого спроса по ценам и доходам. Несмотря, на то, что многие крупные фирмы организуют дорогостоящие рыночные исследования, полученную информацию нельзя считать на 100% достоверной и достаточной. Такую же сложность представляет оценка будущих доходов и затрат. Наконец, практически невозможно предугадать действия и противодействия других фирм и оценить последствия их активности.

Традиционная теория не лучшим образом объясняет поведение фирмы, из-за чего многие экономисты предложили альтернативные теории, выводящие поведение фирмы совсем из других предпосылок и объединяющие его иными целевыми установками.

 

2.2 Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж

Эта концепция исходит  из предпосылок, что:

    • оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры;
    • цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в результате дохода.

Данные предпосылки  имеют под собой реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам.

Один из авторов этой концепции У.Дж. Бауман отмечал в 1959 году, что есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объемов продаж. Прежде всего, это объясняется прямой зависимостью жалования и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки. Разрабатывая далее менеджеральную концепцию, Уильямсон в 1963 году в качестве дополнительных обоснований отметил, что рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера.

График на рисунке 1 демонстрирует  степень возможного расхождения в объемах выпуска продукции фирмы и максимальной прибыли и максимальной торговой выручки.

 В последнем случае объем  производства и реализации увеличивается  вплоть до того момента, пока  предельный доход от продажи  Qs-й единицы не станет равен 0. Это значит, что совокупный доход более не может увеличиваться, следовательно, он достиг максимума. При максимизации прибыли объем производства устанавливается на уровне Qp, поскольку именно в этой точке достигалась максимальная разница между совокупным доходом и совокупными издержками, т.е. прибыль была максимальной. Легко заметить, что при максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается по сравнению с вариантом максимальной прибыли. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли. В этом случае, если такой ограничитель снижения прибыли установлен на уровне PR, менеджеры будут наращивать объем продаж до тех пор, пока это не станет угрожать падением прибыли ниже допустимых пределов. Новый объем продаж будет установлен на уровне Qs', соответствующем точке пересечения прямой PR и прямой совокупной прибыли.

Социологические исследования, проведенные английским экономистом Шипли в 1981 году, показывают, что практически половина всех британских фирм называют максимизацию продаж одной из наиболее важных своих задач. При этом крупные компании придают этой цели большее значение, чем мелкие. Из компаний с числом занятых свыше трех тысяч человек, каждая седьмая назвала максимизацию продаж своей главной целью. Тогда как среди всех компаний - лишь каждая четырнадцатая.

Результаты исследования института стратегического планирования США (1974 год) выявили, что в краткосрочном аспекте фирма предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимальная прибыль.

2.3 Теория максимизации роста

Некоторые экономисты, в  частности Маррис (1964), полагают, что  собственники и менеджеры имеют общую цель, а именно максимизация роста фирмы. Менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой личный статус и жалованье. Владельцы предприятия стремятся к увеличению его активов, преследуя цели личного обогащения.

Центральным звеном теории является показатель, называемый нормой нераспределенной прибыли. Вся прибыль корпорации распадается на две части: одна часть выплачивается в виде дивидендов по акциям, другая остается нераспределенной и образует фонд развития производства. Отношение нераспределенной части прибыли к распределенной образуют норму нераспределенной прибыли, или норму удержанной прибыли.

Если менеджеры будут распределять большую долю прибыли в качестве дивидендов, акционеры будут в высшей степени довольны, а рыночный курс станет расти. Высокий рыночный курс предохранит фирму от возможной скупки ее акций конкурентами и от поглощения. Вместе с тем низкая норма накопления не будет давать возможности для развития производства и роста фирмы.

Возможна иная ситуация. Менеджеры  оставляют основную часть прибыли  нераспределённой, что хорошо для производства и роста фирмы. Однако акционеры не довольны низкими дивидендами, они могут начать продавать акции, курс которых станет падать. Появится угроза поглощения фирмы конкурентами.


Таким образом, распределение прибыли  на две части и определение  нормы удержания прибыли не простое дело. При решении этой проблемы обычно придерживаются принципа "сбалансированного роста", то есть выбор темпов роста капитала фирмы и объёма ее продаж осуществляется с учетом нормы удержания прибыли и, следовательно, с оглядкой на средний уровень прибыли в целом (рис. 2). При увеличении капитала и объёма продаж фирмы средний уровень прибыли понижается.

Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объем продаж. Каким же образом может происходить рост фирмы?

Первый путь к росту можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала. Источниками внутреннего роста фирмы служат:

    • собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределённая часть прибыли, в некоторой степени - амортизационный фонд;
    • заёмные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых институтов;
    • средства от дополнительных эмиссий ценных бумаг.

Роль и значение различных источников внутреннего роста фирмы не одинаково и меняются в зависимости от ситуации. Таблица 1 дает преставление о значении и динамике отдельных источников внутреннего роста Британских фирм в период с 1970 по 1989г.

Таблица 1

Годы

Собственные средства, %

Заёмные средства, %

Доходы от эмиссии  акций, %

1970

60,7

22,4

3,2

1975

73,5

7,1

8,8

1980

66,1

22,3

4,9

1982

62,1

26,9

4,7

1984

83,5

20,7

3,7

1986

52,5

21,6

12,5

1987

52,2

20,8

19,4

1988

45,1

41,2

7,1

1989

35,1

47,3

6,2


 

 Как видно из  таблицы 1, доля внутренних ресурсов неуклонно повышалась до середины 80-х годов, когда она составила 83,5% всех источников финансирования, но затем стала резко снижаться и к концу 80-х годов равнялась лишь 35,1%. Напротив, доля заёмных средств выросла в этот период более чем вдвое и достигла 47,3%. Доходы от выпуска акций традиционно были несущественным источником внутреннего роста. В 1986-1987гг. их значение резко возросло, однако после кризиса на фондовом рынке в октябре 1987г. вновь упала до 6 % (обратим внимание, что погодовая сумма всех источников финансирования внутреннего роста не равна 100%. Это объясняется традиционно большим значением для Великобритании иностранных источников финансирования, на которые приходятся недостающие проценты).

Информация о работе Альтернативные теории фирмы