Альтернативные теории фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено, прежде всего, существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю права управлять ресурсами может сэкономить на определенных издержках рыночного механизма.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………... 2
1. Фирмы и формы предпринимательства …………………………………………. 5
1.1. Предпринимательская деятельность ………………………………………. 5
1.2. Организационно-правовые формы предпринимательства …….................. 6
2. Альтернативные теории фирмы ………………………………………………... 10
2.1 Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли …………………. 10
2.2 Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж ……... 11
2.3 Теория максимизации роста ……………………………………………….. 12
2.4 Поведенческие теории фирмы: множественности цели …………………. 16
3. Процесс производства фирмы ………………………………………………….. 18
3.1 Процесс производства фирмы и роль общества в нем …………………... 18
3.2 Планирование и выработка стратегии фирмы ……………………………. 19
Заключение …………………………………………………………………………. 24
Литература ………………………………………………………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Теория фирмы и организационные формы бизнеса.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Второй путь роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощения. Практика показывает, что это весьма распространенный способ роста, он обеспечивает до 50% всего прироста активов фирм и около 60% всей промышленной концентрации. Динамика слияний и поглощений неравномерна: наблюдаются пики слияний и последующие периоды затишья. Последняя высокая волна слияний была во второй половине 80-х годов, что и обусловило снижение доли собственных источников роста фирмы, показанных в таблице 1. Бум слияний с 1984-1989гг. отличается от предшествовавших пиков 1967 и 1972гг. тем, что по сравнению с числом слияний сумма, связанных с ними расходов была необыкновенно высока: сливались преимущественно очень крупные фирмы.

Слияние означает обоюдный договор руководства двух фирм об объединении. Обычный механизм слияния - замена акций сливающихся корпораций на новые акции единого образца. Имя совместного предприятия чаще всего включает название прежних фирм. Для осуществления, как правила не требуются специальные фонды финансирования.

Поглощение происходит, когда одна фирма приобретает другую. При этом руководство фирмы А делает прямое предложение акционерам фирмы Б выкупить у них контрольный пакет акций. Предлагаемая цена, как правило, существенно выше рыночного курса. На операцию поглощения покупающей фирме требуется значительный специальный фонд для оплаты контрольного пакета акций. В результате поглощенная фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.

Слияние (поглощение) бывает нескольких типов. Основными являются:

  • горизонтальная интеграция;
  • вертикальная интеграция.
  • конгломерат

Горизонтальная  интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию некоторого технологического процесса. Примером может служить объединение фирм, производящих шарикоподшипники, или поглощение супермаркетом мелких магазинчиков. Начиная с 60-х годов и по настоящее время, в Великобритании свыше 80% всех поглощений и слияний относятся к типу горизонтальной интеграции. Подобные объединения дают экономию за счет масштабов на уровне производства и на уровне управления.

Вертикальная  интеграция происходит при объединении фирм, осуществляющих разные стадии некоторого единого технологического процесса. Примером может служить приобретение нефтедобывающей компанией предприятий нефтеперерабатывающих химических заводов, нефтепроводов и танкеров, бензозаправочных станций и т.д. Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями фирмы ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам. Вертикальная интеграция помогает расширить рыночные позиции и усилить контроль над рынком. Однако этот тип слияний дает лишь около 5% их общего числа.

Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологические процессы никак не связаны. Так, например, англо-голландский концерн «Юнилевер» имеет многочисленные предприятия пищевой, бумажной, химической промышленности, в производстве моющих средств, в транспорте и т.д. Конгломерат образуется либо путем диверсификации производства, либо путем приобретения по «случаю» чужих фирм.

При диверсификации слияния  и поглощения преследуется цель рассредоточить риск, распределив капитал по разным отраслям, освоить новые рынки и др. В результате приобретенные компании вписываются в общую структуру фирмы и образуют с ней единую схему, устойчивость которой зависит от эффективности управления. Основной организационной формой таких объединений является концерн.

В 60-е годы наблюдался бум объединений конгломеративного типа, однако уже в 70-е годы многие из них распались. В начале 90-х годов около 10% новых слияний и объединений можно было отнести к категории конгомеративных. Одна из важных тенденций последнего десятилетия - это тенденция деконцентрации и децентрализации. В условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, обострившейся конкуренции, принявшей и на внутренних рынках международный характер, динамично обновляющейся технологии выживание фирмы зависит от ее маневренности, гибкости, адаптивности. Добиться этого легче при децентрализации производства и управления. В связи с этим наблюдается процесс распада крупных фирм на более мелкие составляющие, каждая из которых становится независимым юридическим лицом и самостоятельно регистрирует свои акции на фондовой бирже.

Характерной чертой последних  лет становится выкуп отдельных  структурных подразделений фирмы их менеджерами. Примером может служить объявление в 1992 году о выделении из структуры британского концерна «Империал Кемикл Индастриз» ряда подразделений в целях освоения новых рынков сбыта. Современный менеджмент делает ставку на качество и гибкость.

2.4 Поведенческие теории фирмы: множественности цели

Рассмотренные выше теории предполагали, что у фирмы существует лишь одна цель (прибыль, объем продукции, рост), которая максимизируется. Другие теории - поведенческие - из посылки, что у фирмы существует множество целей и интересов. Эта совокупность интересов и целей включает в себя:

  • интересы рабочих, стремящихся к высокой зарплате, хорошим условиям труда, технологической безопасности, повышению квалификации и т.д.;
  • интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального статуса, карьере, росту доходов;
  • интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;
  • интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить экономические показатели функционирования компании, повысить престиж фирмы.

Чтобы фирма могла  существовать как единое целое, быть устойчивым жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы. От умения администрации находить компромиссы зависит процветание фирмы.

Поведенческие теории (данное направление называется "бихевиоризм") получили большое применение в практике японских фирм.

Существует множество  частных вариантов поведенческих  теорий, предлагающих разные способы согласования частных и общих интересов. Многие из них уже достаточно апробированы практикой и показали высокую результативность.

Один из рекомендуемых  способов, предложенный Х.А. Саймоном в 1959 г., состоит в искусстве компромисса. Невозможно одновременно максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, рост, зарплату и прочее. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной, по каждой цели в отдельности, тем не менее, удовлетворяла бы все заинтересованные стороны.

Большое внимание в поведенческих  теориях отводится учету влияния  внешней среды, в которой существует и функционирует один из теоретиков бихевиоризма, Ансофф, отмечал в 1984году, что существуют более 2-ух тысяч различных стратегических образцов поведения фирмы, позволяющих ей быстро приспособиться к меняющемуся окружающему миру. К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению, и гибко реагировать на его изменения.

 

3. Процесс производства фирмы

3.1 Процесс производства фирмы и роль общества в нем

С точки зрения экономики, фирма представляет собой хозяйственную  единицу, где планомерно и целенаправленно  комбинируются факторы производства, чтобы по средствам изготовления и реализации изделий обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.

Так как любая фирма  при своей работе руководствуется  правилами личной выгоды, то соответственно задачей фирмы становится правильно  организовать процесс производства продукта или услуг, и выгодного сбыта этой продукции. В процессе производства фирмы общество принимает непосредственное участие и играет далеко не последнюю роль.

Любая фирма имеет  какой-либо коллектив. Естественно, что  все члены коллектива являются также  и членами общества, таким образом, общество уже участвует в процессе производства. Служащие организуют, обеспечивают, управляют производственным процессом. А рабочие непосредственно производят материальные блага.

Еще в прошлом веке во всем мире зародились общественные организации, называемые профсоюзами, которые иногда играли решающую роль в работе не одной фирмы, а целых стран, диктуя нормы рабочего дня и оплаты труда. Эти профсоюзы являются общественным рычагом управления фирмой, через который члены коллектива получают гарантии и льготы от работодателя.

Так как общественный демократический строй государства  предусматривает саморегулирование  общественных действий, то есть законы, которые регулируют деятельность общества. Так как фирма подчиняется  законам, регулирующим финансовую, налоговую и прочие стороны деятельности фирмы, то общество косвенно и прямо регулирует процесс производства и получения прибыли с помощью налогов и сборов.

Естественно, что продукт  или услуга, произведенная фирмой должна быть кем-то употреблена, и должна быть получена выгода для фирмы. Единственным потребителем услуг фирмы остается общество. Соответственно общество так же получает свою часть прибыли от работы предприятия: с одной стороны коллектив фирмы, то же часть общества, получает заработную плату, с другой государство, которое объединяет общество, получает прибыль в виде налогов.

Потребители играют очень  важную роль в работе фирмы, так как  в основном на них настраивается  производство. Большой спрос обуславливает, большее производство, что выгодно  фирмам. Это заставляет фирму исследовать коньюктуру рынка и вкладывать прибыль в развитие производства для удешевления продукции и, соответственно, увеличения валового объема производства. В целом это ускоряет развитие НТП во всем обществе, что является хорошим примером обратной связи фирмы и общества через производство. Интенсивные научные исследования стимулируют так же постепенное повышение общего материального состояния общества, так как при введении новых технологий падает цена на конечную продукцию фирм за счет уменьшения затрат производства, и что позволяет обществу приобретать большее количество продукции.

Изучив коньюктуру рынка, особенности спроса фирма должна выбрать тот или иной способ производства, который окажется для нее наиболее эффективным. Поставив перед собой определенные цели, фирма должна разработать свой план производства и выработать определенную стратегию.

3.2 Планирование и выработка стратегии фирмы

Планирование – основной элемент управления фирмой. При этом инвестиционная деятельность, НИОКР, управление финансовыми ресурсами должны осуществляться не только под влиянием сиюминутных соображений, а в соответствии с перспективными тенденциями развития рынка, технологий, условий конкуренции и государственного регулирования.

Планирование осуществляется непрерывно. В американской фирме ИБМ разработка оперативного плана на два года начинается с мая и завершается в ноябре текущего года. В следующем году вновь разрабатывается план на два года. Помимо основного составляется также дополнительный план на случай возникновения непредвиденной ситуации.

Основной план ИБМ, разработанный  в 1974 г., с вероятностью 60% предполагал  продолжение умеренного спада производства в 1975 г. Дополнительный план с вероятностью в 40% предсказал развитие серьезного спада. Расхождение в плановых прогнозах показало управляющим, что существует высокая степень риска. В конце 1974 г. стало ясно, что спад производства будет серьезный, и работа фирмы строилась на базе дополнительного плана.

Существует и другая процедура, которая призвана уменьшить издержки ошибочного прогноза. Это раннее признание ошибки и пересмотр плана. Упрямая приверженность плану может привести к большим потерям.

Поэтому всякий, кто всерьез  хочет заниматься предпринимательской  деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план — документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Он дает также возможность:

  • определить пути и способы достижения поставленных целей;
  • максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
  • предотвратить ошибочные действия;
  • отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
  • доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
  • смягчить влияние слабых сторон предприятия;
  • определить потребность в капитале и денежных средствах;
  • своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
  • полнее использовать инновации в своей деятельности;
  • объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
  • обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (т.е. определить стратегию проекта).

Информация о работе Альтернативные теории фирмы