Технология ведения секретарской деятельности, методы и способы ее рационализации и автоматизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - деятельность секретаря.
Предмет исследования - организация и совершенствование секретарской деятельности .
Цель исследования – изучить технологию ведения секретарской деятельности, методы и способы ее рационализации и автоматизации .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 146.35 Кб (Скачать файл)

 

Выходили специальные  журналы 1884 год - «Вестник контор и канцелярий», «Бюллетень конторщика» и другие.

 

Большое место в организации  секретарской службы на протяжении многих лет занимали вопросы служебного этикета, взаимоотношения с начальником, искусство овладения хорошими манерами. Наука изучать характеры и  приспосабливаться к ним давалась не каждому. Тональность отношений, стиль работы и стиль жизни  определялся условиями, создаваемыми в каждом конкретном учреждении, размерами  жалованья и самим духом времени.

 

Обычно секретари носили форму, соответствующую званию, подавая  в отставку, увольнялись с мундиром и пенсионом. Впервые служебный  этикет форменной одежды нарушил  М.М. Сперанский, явившись на прием к  генерал-прокурору во французском  кафтане и завитках.

 

Как видим, должность секретаря  царской России – на всех уровнях  классной и должностной иерархии – ценилось достаточно высоко, и  была довольно распространена.

 

Октябрьский переворот 1917 года сопровождался изданием многочисленных декретов, обращений, предписаний о  необходимости «выявить лиц, желающих работать в качестве бухгалтеров, писцов, секретарей-машинисток, посыльных служащих в революционных организациях».

 

Специальным декретом были отменены сословия гражданские чины, так называемые «бывшие» стали обращаться друг к другу - не «господин» или «Ваше благородие», а скромно по-советски «товарищ».

 

В советских учреждениях  складывается система требований к  исполнителям и секретарям.

 

Секретарями В.И. Ленина были образованные дамы из «высших»: Е.В. Стасова, Л.А. Фотиева, выпускницы Санкт-Петербургских высших женских курсов.

 

Рабочий день секретарей руководителей  государства, наркомов, председателя и  заместителей Высшего центрального исполнительного комитета был чрезвычайно  загружен.

 

Поручения следовали одно за другим. Не успевали выполняться  одни, как надвигалась новая волна. Революционный порядок сформировал  секретарский характер: сдержанность, аскетизм, безупречная преданность  идее и ее воплощение в лице непосредственного  начальника.

 

Движение за научную организацию  труда в 20-30-е годы сделало немало для облегчения секретарского труда. Разрабатывались правила работы с документами, за границей закупалось конторское оборудование.

 

В 1932 году секретари были поделены на две неравноценные по престижу и окладам группы. Одни назывались референтами и помощниками, а другие - секретари-машинистки.

 

Значительно изменилось отношение  к секретарскому делу в 60-е годы на гребне новой волны Товского движения, повышенного внимания власти к управлению и работе с документами.

 

В 60-е годы создается нормативно-методическая база канцелярского труда. Меняется престиж и повышается авторитет  одной из самых распространенных профессий с координацией подготовки секретарей в России и Международной  ассоциации профессиональных секретарей.

 

Подводя итог, можно сказать, что государственные секретари  в дореволюционной России были образованными  и компетентными людьми с развитым чувством долга и ответственности. Зная законы, будучи инициативными  и заинтересованными, они, ко всему  прочему, были также гибкими и  дипломатичными, стараясь использовать любую возможность с тем, чтобы  употребить накопленные знания и  опыт на благо государства.

 

Современный секретарь может  сделать вывод о том, что ему, как и дореволюционным секретарям также необходимо стремление к совершенствованию  своих профессиональных знаний, постоянное самообразование, навыки делового администрирования, собранность, а также вневременные качества, как порядочность, честность  и ответственность за выполняемую  работу.

 

1.3 Деловые и личностные качества  секретаря-референта

 

Особенность работы секретаря  заключается в том, что ему  приходится не только работать с документами  и техническими средствами, но и  осуществлять многочисленные контакты с людьми: своим pyкoвoдитeлем, сотрудниками, посетителями, телефонными абонентами. Секретарю приходится сталкиваться с большим разнообразием решаемых задач, необходимостью выполнять одновременно несколько дел. При этом неполадки в работе секретаря часто являются следствием его негативных деловых и личных качеств.

 

Деловые и личные качества проявляются в тесном взаимодействии и дополняют друг друга. При приеме на работу, при оценке труда секретарей принято выделять следующие деловые  качества. Такого мнения придерживается М.И. Барсуков, Ю.М. Демин, Н.А. Литвинцева, и др.

 

Профессионализм. Это качество подразумевает владение комплексом профессиональных знаний, умений и  навыков, предусмотренных квалификационной характеристикой: умение работать на компьютере, знать хорошо основы работы с документами, архивное дело, правила орфографии и пунктуации, работать со справочной литературой, стенографировать.

 

Ответственность. Секретарь-референт должен быть готов принять на себя ответственность по выполнению задач, поставленных руководителем, особенно в пределах своей компетенции. Руководитель должен быть уверен в том, что секретарь-референт может работать самостоятельно, способен квалифицированно решать такие вопросы, как оформление и составление  документов, расшифровка стенограмм, организация приема посетителей, оповещение участников совещаний и т.п.

 

При решении таких вопросов, как подготовка документов, в беседе с посетителями и по телефону секретарь  должен использовать строго проверенную  информацию. Недопустимо разглашать информацию, имеющую закрытый характер, а также информацию, которая может  нанести ущерб организации или  отдельным лицам. Необходимо правильно  хранить документы, не допуская свободного доступа к ним других сотрудников  без соответствующего разрешения.

 

Организованность. Умение организовать свое рабочее место, рационально  спланировать работу, обеспечить безусловное  выполнение каждодневных задач.

 

Недопустимы опоздания секретаря-референта как на работу, так и на деловые встречи, совещания, заседания. Организованность и пунктуальность должны проявляться в своевременности и качестве подготовки документов, представлении их руководителю.

 

Осведомленность. Секретарь-референт должен хорошо знать:

 

а) правовые основы управления (административное, трудовое и хозяйственное  право); законодательные и нормативные  акты, определяющие организацию работы предприятия (фирмы), где он работает;

 

б) основы управления (систему  органов власти и управления в  стране и в своем регионе; принципы организации государственных, общественных, кооперативных и частных организаций; функции, задачи, структуру организации, в которой он работает, ее связи  по вертикали и горизонтали);

 

в) основы менеджмента и  управления персоналом (использование  экономических рычагов управления, человеческий фактор, проблемы занятости, управление компетенцией персонала, технология управления персоналом);

 

г) основы научной организации  управленческого труда (стандарты  и нормативно-методические документы  по информационно-документационному  обеспечению управленческой деятельности; нормативы времени на отдельные  виды выполняемых ими работ; вычислительную и организационную технику);

 

д) основы общей социальной психологии и этики делового общения;

 

е) секретарь-референт должен быть в курсе событий, происходящих в организации (подразделении).

 

Инициативность. Секретарь-референт должен проявлять самостоятельность  и инициативу в решении вопросов своей компетенции, не дожидаясь  указаний руководителя. Однако, принимая то или иное решение, он должен быть уверен, что принятое решение пойдет на пользу делу, поддержит имидж организации.

 

Преданность профессии. Любовь к избранной профессии, понимание  ее важности, стремление к постоянному  совершенствованию своего мастерства - необходимое условие, чтобы стать  не просто квалифицированным исполнителем, а действительно быть первым помощником руководителя.

 

Кроме перечисленных важнейших  деловых качеств, секретарю-референту  необходимо воспитывать в себе ряд  личных качеств. Выделим наиболее существенные из них.

 

Трудолюбие. Приучать себя выполнять  нужную для дела работу своевременно, качественно. Трудолюбие - необходимое  качество секретаря-референта, стенографистки, машинистки, как и любого другого  работника организации.

 

Добросовестность. Секретарь-референт должен обязательно, качественно и  своевременно выполнить работу, которую  обещал выполнить: подготовить документ, выяснить какой-либо вопрос, навести  справку. Специфика труда секретаря-референта  требует от него готовности оказать  помощь другим, особенно в сложных, напряженных ситуациях. Нужно уметь  быстро переключаться с одного вида работы на другой, правильно рассчитывать время, в частности, в период больших  нагрузок в дни приема посетителей, подготовки совещаний и т.п.

 

У секретаря-референта должна быть уверенность, что он сделал все, от него зависящее. Не следует перекладывать  на других сотрудников свои обязанности  с тем, чтобы избежать ответственности  за невыполненную или некачественно  выполненную работу.

 

Аккуратность. Небрежность  в работе с документами, в одежде, в организации рабочего места  создает неблагоприятное впечатление  о любом работнике, даже если он и  обладает необходимыми деловыми и личными  качествами. Следует помнить, что  секретарь-референт «лицо фирмы», а «лицом» самого секретаря является качество выполняемой им работы, культура рабочего места, внешний вид.

 

Доброжелательность. В деловом  общении секретарь-референт всегда должен быть готов оказать максимальное содействие сотрудникам, посетителям, пойти в случае необходимости  на некоторые личные неудобства ради дела. Любой человек, обратившийся к  секретарю-референту, должен быть уверен, что все возможное будет сделано, а отрицательный результат может  быть вызван только объективными причинами.

 

По роду своей работы секретарь  располагает значительным объемом  информации и достаточно большими полномочиями, так как он фактически является первым помощником руководителя и может  в определенных ситуациях действовать  от его имени. Отсутствие доброжелательности, нескромность секретаря могут привести к нетактичному поведению с его  стороны, чванству, заносчивости.

 

В разговоре необходимо употреблять  только вежливые формы, не допускать  фамильярности, обращения на «ты» т.д. Если секретарь знает или предполагает, то подлежащая сообщению информация является для собеседника негативной, то он должен постараться изложить ее как можно более деликатно, тактично.

 

Среди других личных качеств, которые нужны хорошему секретарю, можно отметить такие, как умение быстро вникать в суть дела; общительный  характер, который помогает наладить правильные взаимоотношения с посетителями и сотрудниками, даже некоторый артистизм  и чувство юмора.

 

Многие руководители, рассматривая кандидатуру на должность секретаря, обращают внимание на такие стороны, как семейная устроенность, состояние  здоровья, моральная устойчивость.

 

Интересы. Секретарь должен стремиться к пополнению общих знаний, читать книги и периодику, проявлять  живой интерес к новой информации, быть в курсе достижений в области  деятельности своего руководителя и  организации в целом.

 

Перечисленные деловые и  личные качества, необходимые секретарю, не даются человеку в готовом виде. Нужны повседневный труд над собой, настойчивая и ответственная  подготовка к работе в этой престижной должности.

 

Среди других личных качеств, которые нужны современному секретарю  можно отметить и такие, как умение быстро вникать в суть событий  или явлений: общительный характер и контактность, разумная осторожность в принятии решений, артистизм –  качество, которое поможет секретарю  преодолеть личные эмоции ради дела, провести на хорошем уровне прием посетителей  и т.п. чувство юмора: способность  к самостоятельному обучению, расширению кругозора.

 

Кроме того, следует отметить, что секретарь должен следить  за своим внешним видом, соблюдать  порядок на своем рабочем месте, уметь пользоваться оргтехникой  и соблюдать требования делового этикета.

 

1.4 Обязанности секретаря по  документному обслуживанию

 

Успех управленческой деятельности в значительной степени зависит  от того, насколько быстро и качественно  происходит обработка всей необходимой  документации, движение которой осуществляется по определенным маршрутам от места составления или поступления в организацию до отправки заинтересованным организациям или сдачи на хранение в архив. Это движение документов называется документооборотом. Он должен быть организован таким образом, чтобы не было задержек и скоплений документов на рабочих местах. С этой целью в организациях необходимо разрабатывать маршруты прохождения документов и устанавливать конкретные сроки их нахождения у каждого исполнителя, осуществлять контроль за их прохождением по всем рабочим местам.

 

Правильная организация  работы с документами зависит  от того, насколько четко разделены  функции и обязанности между  работниками предприятия. Точное знание своих обязанностей повышает ответственность  каждого работника и исключает  дублирование операций при работе с  документами.

Информация о работе Технология ведения секретарской деятельности, методы и способы ее рационализации и автоматизации