Преимущества использования автоматизированных систем делопроизводства и документооборота на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование основных принципов автоматизации регистрации документов в современной организации.
Задачи исследования работы:
раскрытие понятия и принципов регистрации документов;
исследование сущности автоматизации процесса регистрации документов, как ключевого инструмента повышения эффективности управления современной организацией;
исследование проблем практического использования систем автоматизации делопроизводства и документооборота в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕГИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
2. АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕГИСТРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ, КАК КЛЮЧЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ УПРАВЛЯЕМОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 10
2.1. Цели автоматизации процесса регистрации документов 10
2.2. Формы автоматизации регистрации документов 12
2.3. Функции систем автоматизации делопроизводства и документооборота 16
3. ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА И ДОКУМЕНТООБОРОТА В РОССИИ 22
3.1. Преимущества использования автоматизированных систем делопроизводства и документооборота на современном этапе 22
3.2. Сравнение технологий делопроизводства 24
3.3. Сравнение систем по основным задачам делопроизводства и функциональным характеристикам 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

кур.Автоматизация регистрации документов(МИЭиП)-18тема.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях стремительного прогресса, рыночных отношений и конкурентной экономики своевременное и правильное решение стратегических и тактических задач определяет жизнеспособность фирмы, организации.

В любой сфере общественной деятельности особое значение для целей управления имеет информация, носителем которой  является документ, и то, насколько  она оперативно оформляется и перерабатывается. Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируются на производстве и потреблении информации. В современном обществе информация стала полноценным ресурсом производства, важным элементом социальной и политической жизни общества. Качество информации определяет качество управления. В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо уделять достаточное внимание совершенствованию работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется на информации, на служебном документе.

Организация работы с документами  влияет на качество работы аппарата управления, организацию и культуру труда  управленческих работников. От того, насколько  профессионально ведется документация, зависит успех управленческой деятельности в целом. Деловая информация представляется в виде разного рода документов, исследования показывают, что 75% рабочего времени сотрудников организаций тратится на их подготовку, сопровождение, заполнение, копирование и передачу. Правильно организованное управление делами снижает время необходимое для поиска, повышает точность и своевременность информации, устраняет ее избыточность.

Повышение эффективности выполнения организацией своих функций, сегодня непосредственно связано с автоматизацией ее делопроизводства. Организация, которая хочет получить современное решение для создания автоматизированной технологии документооборота, имеет достаточно широкий выбор - от отдельных частных технологий до готовых комплексных систем.

Отечественная практика предполагает обязательную регистрацию каждого  документа с момента его появления  в организации, а также регламентированное (и контролируемое) движение документа  вплоть до его исполнения. Сама идея подобного учета, регламентации и централизованного контроля вполне адекватна современным мировым реалиям управления с использованием компьютерных сетей.

Использование компьютерных технологий ускоряет документооборот, повышает исполнительскую дисциплину сотрудников, совершенствует управление организации в целом.

Компьютеризация делопроизводственных процессов позволяет отказаться от ручных форм учета и перейти  на современную форму регистрации  документов с помощью ПЭВМ. Тем  более, что постоянно возрастает объем регистрируемых документов на любых предприятиях, внедряются системы автоматизации в смежных областях, и в связи с этим целесообразно использовать новые технологии для автоматизации регистрации документов. Именно поэтому, рассматриваемая нами тема, актуальна, как никакая другая.

Целью данной работы является исследование основных принципов автоматизации регистрации документов в современной организации.

Задачи исследования работы:

    1. раскрытие понятия и принципов регистрации документов;
    2. исследование сущности автоматизации процесса регистрации документов, как ключевого инструмента повышения эффективности управления современной организацией;
    3. исследование проблем практического использования систем автоматизации делопроизводства и документооборота в России.

Теоретическая база курсовой работы сформировалась в результате изучения и анализа большого списка литературных источников. При написании работы были использованы: учебные пособия, публицистические материалы и сборники статей, справочные пособия, а также научная литература.

 

1. Регистрация документов как  один из видов документационного  обеспечения деятельности организации

 

В последние годы наряду с термином «делопроизводство» употребляется и синонимичный ему термин «документационное обеспечение деятельности организации». Возникновение его связано с изменением организационно-технической основы делопроизводства и подходов к его совершенствованию, ставшее возможным благодаря активному внедрению в сферу работы с документами средств вычислительной техники и современных информационных технологий создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и использования информации.

Одна из важнейших функций систем документационного обеспечения - функция учета документов. Учет документов обеспечивается их регистрацией-записью учетных данных о документе по установленной форе, фиксирующей факт создания документа, его отправки или получения. Наряду с функцией учета документов регистрация позволяет осуществлять контроль исполнения документов, вести поиск документов по запросам подразделений и работников учреждения.

Как правило, регистрации подлежит не вся документация, поступающая в организацию. Регистрируют документы, поступающие из вышестоящих федеральных и местных государственных органов и направляемые им в их адрес. Регистрируют также письма депутатов Государственной Думы, важнейшие внутренние документы, предложения, заявления и жалобы граждан, договоры, корреспонденция от других организаций, требующая решения или ответа, материалы постоянного срока хранения. Регистрируется ценная и заказная корреспонденция.

На документы, не подлежащие регистрации, составляется специальный перечень. Перечень документов, не подлежащих регистрации, составляет секретарь-референт или начальник канцелярии, и утверждает руководитель организации.

На практике в настоящее время  находят применение три системы  регистрации документов:

1) централизованная, при которой регистрация всех документов организации производится в журналах в службе ДОУ или у секретаря-референта;

2) децентрализованная, при которой регистрация документов осуществляется в журналах в структурных подразделениях секретарями подразделений;

3) смешанная, сочетающая в себе  элементы централизованной и децентрализованной систем.

Практика показывает, что наиболее эффективной среди рассматриваемых выше, является последняя, смешанная система. При этом централизованно регистрируется документация, поступающая из федеральных и местных органов власти или направляемые в их адрес, важнейшие внутренние документы (приказы по основной деятельности и личному составу, протоколы, акты, докладные записки и др.), а также предложения и жалобы граждан, а специализированную документацию регистрируют в соответствующих структурных подразделениях.

Важнейшим принципом регистрации  документов является однократность. Каждый документ должен регистрироваться в организации только один раз.

В практической деятельности служб  документационного обеспечения  наибольшее распространение получили две формы регистрации докуМентов:

1) журнальная;

2) карточная.

Журнальная форма может быть использована эффективно в организациях с небольшим объемом документооборота, а также для учета специальных видов документации, требующей особого внимания к их сохранности. Как минимум, при такой форме регистрации используются журналы: входящих документов; исходящих документов; внутренних документов; документов конфиденциального характера.

Документы внутреннего характера, в свою очередь, могут учитываться в журналах учета приказов по организации, протоколов, докладных записок на имя руководства, писем граждан и т.п.

При всей надежности и простоте журнальной формы учета документов, она имеет  целый ряд недостатков. Так, возникает  необходимость повторной регистрации  документа в процессе его передачи из подразделения в подразделение. Поиск информации при журнальной форме усложнен, поскольку инициативный документ, например, зарегистрирован в одном журнале, а ответ на него в другом. Журнальная форма негибка для справочной работы в архиве.

Использование автоматического дублирования традиционных журнальных записей в ПЭВМ (электронные журналы) исправляет перечисленные недостатки, но при большом количестве учетных единиц документов более удобной является карточная форма регистрации.

Карточная регистрация всех категорий документов осуществляется на единой по форме регистрационной карточке.

Количество экземпляров регистрационной  карточки на документ определяется числом справочных и контрольных картотек во всех структурных подразделениях и звеньях, в которых документ будет исполняться и контролироваться.

Применение карточек для регистрации  заметно повышает оперативность  нахождения документа или группы документов и одновременно сокращает  трудоемкость процесса регистрации по сравнению с журнальной формой.

Условием успешной деятельности службы ДОУ (секретаря-референта) в области информационно-справочной работы является создание справочной картотеки, в которой регистрационные карточки расположены по определенной системе, что позволяет оперативно установить, в каком подразделении, у кого из исполнителей и в какой стадии исполнения находится искомый документ, а также в каком документе находится конкретная информация по нужному вопросу.

Карточки группируют в картотеке  по признакам, которые полностью зависят от содержания и характера запросов, которые должны удовлетворяться с ее помощью.

Контроль за исполнением документов и принятых решений - важная функция управления организацией. Работа по контролю за исполнением документов включает в себя проверку и регулирование хода исполнения, анализ результатов исполнения контролируемых документов. Действия по контролю заключаются в обязательном учете определенных категорий документов, в соответствии с разработанным в организации перечнем и по указанию (резолюциям) руководства, в систематическом наблюдении за их фактическим исполнением, в принятии мер, способствующих своевременному исполнению.

Под текущим контролем понимают ежедневную подготовку сведений о документах, срок исполнения которых истекает сегодня. Секретарь-референт ежедневно в начале рабочего дня докладывает руководителю о фактах неисполнения установленных сроков. Суть предупредительного контроля заключается в своевременном за 2-3 дня предупреждении сотрудника о необходимости решения порученного ему вопроса. Если в ходе контроля выясняется невозможность в оставшееся время исполнить поручение, об этом также докладывается руководителю. Текущий и предупредительный контроль помогает при планировании рабочего дня руководителя.

Документы с длительным сроком исполнения (например, договор) контролируются по промежуточным этапам исполнения с занесением сведений в регистрационную карточку.

Документ  считается исполненным, если решены поставленные в нем вопросы, выполнены поручения, корреспонденту дан ответ по существу дела, в карточке и на документе-запросе сделана отметка об исполнении, удостоверенная подписью ответственного исполнителя, и карточка поступила секретарю-референту или в подразделение службы ДОУ, осуществляющее контроль. В регистрационную карточку при этом вносятся сведения о дате исполнения документа и указывается номер дела по номенклатуре, в которое подшит исполненный документ.

Что касается итогового контроля, то к нему относят  аналитическую работу по обобщению  исполнительской дисциплины в организации. Формой контроля является составление раз в месяц (квартал) перечня неисполненных документов по отдельным подразделениям или по организации в целом.

Таким образом, процессы делопроизводства и документооборота рассматриваются, прежде всего, как документальное отражение и обеспечение управленческих процессов. В этом смысле делопроизводство и документооборот следует рассматривать как "документальное обеспечение управления" (ДОУ), т.е. как систему вторичных процессов, обеспечивающих и отражающих процессы управления. Документационное обеспечение управления охватывает три основные задачи применительно к программным системам автоматизации:

- документирование (создание документов, поддерживающих  и регистрирующих управленческую  деятельность, т. е. их подготовка, оформление, согласование и изготовление);

- организация  документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования  документов);

- систематизация  архивного хранения документов (определение  правил хранения создаваемой  в организации информации, ее  поиска и использования для поддержки принятия управленческих решений и деловых процедур).

 

 

 

 

 

2. Автоматизация регистрации документов, как ключевой инструмент повышение показателя управляемости современной организацией

2.1. Цели автоматизации процесса регистрации документов

 

 

В последние годы произошло переосмысление роли электронного документооборота. Если раньше он воспринимался преимущественно  как средство автоматизации делопроизводства, то теперь его все чаще рассматривают  как инструментарий управления знаниями и как средство интеграции бизнес-процессов, в ходе выполнения которых создаются и движутся документы. Иными словами, это организация и управление процессами регистрации документов на основе последовательной обработки различными пользователями других ранее существовавших документов. Но для функционирования систем такого класса делопроизводственные процессы организации должны быть строго структурированы и формализированы, что встречается далеко не всегда. Поэтому большинство универсальных систем управления имеют функцию, позволяющую организовать и спланировать выполнение работ с документами, как по заранее предопределенным маршрутным технологическим схемам, так и с предоставлением исполнителям определенной свободы в принятии решения на своем уровне.

Функции ДОУ сегодня формализованы и закреплены соответствующими государственными и отраслевыми стандартами и нормативными материалами, что создает основу их автоматизации с использованием информационных компьютерных технологий обработки документов.

Информация о работе Преимущества использования автоматизированных систем делопроизводства и документооборота на современном этапе