Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:35, курс лекций

Описание работы

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т. д.

Файлы: 1 файл

Delovoe_Obschenieotvety.docx

— 283.19 Кб (Скачать файл)

Потребность в развитии и  саморазвитии побуждает человеческие объединения не только к самопознанию, но и к взаимопроникновению-  в процессе развития человеческой цивилизации. Взаимное проникновение реализуется как в позитивных, дружелюбных, так и негативных, конфликтных, иногда в агрессивных формах.

Следовательно, можно сделать  вывод о том, что одним из важных условий для развития личности является общение с окружающим миром и  те отношения, которые устанавливает  человек в процессе этого общения.

18 вопрос   Особенности делового речевого этикета. Социально-этические нормы речевого этикета и их значение.

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям. 
 
      Этикетные формулы не содержат прямых сообщений, но содержат косвенные. Слово «здравствуйте» в повседневном общении означает: «я хочу поддерживать с вами отношения», а отсутствие этого этикетного знака прочитывается как нежелание поддерживать отношения. Вот почему нормой является приветствие сотрудников, клиентов, посетителей не только в начале беседы. Но и при отсутствии намерения вступить в речевой контакт.

Обстановка официальности  не просто предъявляет требования повышенной вежливости, уважительности к собеседнику, какое бы положение он ни занимал. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Это  связано с выбором Вы-общения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-общение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени и отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор и прочее. Грубым нарушение норм этикета является одностороннее «тыканье», когда во время совещания, собрания начальник обращается к подчиненному на «ты», а тот к нему, в свою очередь, - на «вы

 По принятому в России этикету местоимение Вы следует использовать: 1) при обращении к незнакомому адресату; 2) в официальной обстановке общения; 3) при подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату; 4) к старшему (по положению, возрасту) адресату. Местоимение ты используется: 1) при разговоре с хорошо знакомым человеком, с которым установлены дружеские, приятельские отношения; 2) в неофициальной обстановке общения; 3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату; 4) к младшему (по положению, возрасту) адресату.

Очень большое значение в  общении имеет тональность. Общая  тональность в зависимости от сферы общения может быть строго официальной. Нейтральной, фамильярно-дружеской. Из чего же складывается тональность? Это стилистика речи, манера поведения говорящего (взгляд, мимика, жесты, поза), но главное – тон.  
 
         Несоблюдение нужной тональности не только мешает общению, но и зачастую создает ложное представление о личности говорящего. Так, у иностранцев нередко складывается впечатление о русских (прежде всего – о деловых людях) как об агрессивных и фамильярных людях. Во-первых, потому, что в официально-деловых беседах не выдерживается соответствующая тональность: преобладает безапелляционный, напористый, повышенный тон. Во-вторых, используется недопустимая коммуникативная стратегия – стремление во что бы то ни стало доказать свою правоту. 
 
          Одна из важнейших функций этикета – снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения прежде всего. В отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить, что чем вежливей говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Это не лишает собеседника возможности судить о предмете самостоятельно. Вместо «Это чушь!», «Этого не может быть» используется «Мне кажется, это не вполне убедительным»; «Боюсь, что не могу согласиться с вами»; «Едва ли это возможно» и т.п.

 Речевое общение представляет собой много функциональное взаимодействие, включающее: информационный обмен, установление и поддерживание контакта, регулировку межличностных отношений. В частности, в деловом общении межличностные отношения представляют собой статусные и ролевые отношения: «начальник» - «подчиненный», «партнер» - «партнер», «производитель» - «получатель».

  Общение деловых партнеров, людей одного социального статуса, более свободно, речевая инициатива естественно переходит во время обсуждения от одного участника диалога к другому или перехватывается им с целью закрепления лидирующей позиции. Социальный статус в деловом общении тесно связан с правомочием принятия решений от имени юридического лица. Как правило, людьми, принимающими решения по важным экономико-правовым вопросам, являются руководители первого звена: директора, председатели правления, коммерческие директора и т.п. В отличие от тех, кому это право может быть делегировано (руководители среднего звена), они обладают статусом первого лица, который учитывается при ведении деловых переговоров: это подчеркнутое внимание, учет мнения собеседника, признание его позиции.

Умение успешно вести  деловые переговоры, грамотно составить  текст документа, умение работать с  документами – важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

 

         Низкая речевая культура напрямую  связана с низкой эффективностью  совещаний, переговоров.

 

         Культура речи является экономической  категорией. Высокая речевая культура  и развитая экономика в передовых  странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики. .

Суммируя сведения об этикетных  функциях в деловом общении, необходимо выделить следующие:

- контактоустанавливающая  (формулы, использующиеся при  знакомстве, приветствии, являются  средствами установления речевого  контакта: Разрешите представиться…, Добрый день!, Хорошо, что я вас встретил…);

- функция контактоподдержания (контактоподдержание осуществляется с помощью поздравлений, пожеланий, соболезнований: Поздравляю вас…, желаю вам…, С праздником…);

- функция волеизъявления (реализуется в просьбах, приказах, приглашениях, разрешениях, предложениях: хочу обратиться к вам с  просьбой…, Позвольте мне пригласить  вас…, Постановляю…, Разрешаю…);

- функция регулирования  подачи информации (реализуется  в виде сигналов восприятия, согласия, несогласия: Хорошо, Спасибо, Я вас понял, Замечательно.);

- функция снятия конфликтной  ситуации и напряженности общения: (реализуется в формуле извинения,  сожаления: Извините, Я очень сожалею…).

Этикет – явление национальное. То, что считается вежливым у одного народа, может быть истолковано как жест невежливого отношения к собеседнику у другого. Например, согласно нормам русского речевого этикета при встрече давно не видевшихся приятелей совершенно нормальным считаются вопросы типа: «Как здоровье Вашей жены, детишек?» Этот вопрос причитывается собеседником как знак внимания и расположения со стороны говорящего. Совершенно иначе обстоит дело в некоторых мусульманских (магометанских) странах. Там подобный вопрос может быть сочтен по меньшей мере бестактным, потому что все, относящееся к женской половине дома, является запретной темой для обсуждения. 
 
   19 вопрос   Культура речи в профессиональной деятельности рекламиста 

 Для того чтобы рекламный текст возымел действие, нужно, чтобы он распространялся по соответствующему каналу и был надлежащим образом воспринят целевой аудиторией. Для определения этих и многих других факторов, влияющих на эффективность рекламы, необходимы совместные усилия специалистов различных областей.

 Практически любой вопрос, касающийся рекламной деятельности носит спорный характер. К числу спорных относится и проблема культуры речи в рекламе и в рекламном бизнесе. Безусловно, большинство согласится с тем, что указанная тема заслуживает внимания. Дискуссионность ее заключается в том, что она тесно связана с вопросом свободы творчества в рекламе, имеющим, в свою очередь, несколько аспектов. Если речь идет о свободе творческого начала в рекламе, то вряд ли кто-либо станет оспаривать необходимость как можно более интенсивного расширения творческих границ и устранения преград, мешающих творческому полету.

 Другое дело, если речь идет о правовом регулировании рекламы: говоря о свободе творчества, все рекламисты утверждают, что они стараются действовать в рамках закона. Проблема заключается в том, что если большинство рекламистов признает неоспоримость юридических актов, регулирующих рекламный процесс и творческую деятельность как часть этого процесса, то вопрос о нравственной, этической и социальной сторонах рекламной деятельности остается открытым. Один из наиболее спорных и часто (и бурно) обсуждаемых аспектов рассматриваемой проблемы является лингвистический аспект. Например, насколько допустимо искажение языка в рекламных роликах или печатных текстах? Вряд ли стоит ожидать единства мнений по данному вопросу. Позиции оппонентов зачастую диаметрально противоположны. Ответ на этот вопрос зависит не только и не столько от позиции того или иного участника дискуссии, сколько от того, что является его доминантой. Если в расчет принимается повышение уровня продаж, то зачастую подобные приемы (как утверждают авторы текстов) этому способствуют. С другой стороны, нельзя забывать, что реклама является частью массовой культуры, поэтому, безусловно, следует учитывать, что не только культурные приоритеты целевой аудитории влияют на восприятие рекламы, но и реклама влияет на мировоззрение и общий культурный уровень нации.

20 вопрос    Публичная речь: цели и структура

Конкретная цель речи может быть выражена сразу простым и понятным тезисом. Такая цель проста и понятна.

Возможных целей (и соответственно типов речи) достаточно много, например речи воспитательные, речи развлекательные. Выделим две главные: информационная речь и агитационная. У информационной речи главная задача- поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься. Агитационная же речь всегда содержит в себе призыв к действию.

Для определения цели необходимо знать аудиторию, мысленно ее представить, думать о том, как лучше на нее  воздействовать, оправдать ожидание слушателей. Практика показывает, что  молодежь лучше воспринимает эмоциональную, выразительно-заразительную речь. Молодые  слушатели ценят лаконичность, точность, речевую культуру, юмор. Аудитория  более взрослая предпочитает стройную логику доказательств, остро реагирует  на слабость аргументации, пустословие.

Оратор может тот же самый текст выступления корректировать с учетом определенной аудитории: по-другому  расположить материал, подобрать  другие факты, заменить начало, финал  выступления и так далее. Целевая  установка отвечает на вопрос: "Для  чего об этом буду говорить?", "Что  я хочу изменить в сложившейся  ситуации?", "Какие чувства, желания, действия хочу пробудить у слушателей?"

Сверхзадача выступления, глубоко  продуманная, прочувствованная, поможет  создать яркое содержание и родить активное речевое действие.

Важно также отдавать себе отчет в том, какова субъективная цель вашего выступления. Выступление  можно готовить для того, чтобы  получить отличную оценку на экзамене, можно- для того, чтобы понравиться аудитории или одному человеку из этой аудитории, можно- чтобы выиграть спор, например, в суде. 

Классическая структура публичной речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и   сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.

Теперь поговорим конкретно  о частях нашей публичной речи, что они из себя представляют.

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ

1. Позитивное.  Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция  в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.

2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно

3. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение

4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.

5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.

ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

1. Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи

2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.

3. Эмоциональное. требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.

4. Отсылочное.  Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

 Завершить свою речь  оратор может как угодно и  чем угодно, но важно помнить,  что хорошее заключение может  спасти положение даже при  некоторых недостатках аргументации  а, плохим заключением можно  непоправимо испортить все впечатление  от речи.  

По классической схеме  ораторского искусства:

1. Оратор подводит итог  выступлению, объясняя, ради чего  оно затеяно.

2. Кратко повторяет основные  мысли своей речи.

3. Призывает публику к  конкретным  действиям по реализации своей идеи.

4. Еще раз на наивысшем  эмоциональном накале кратко (возможно  использовать шутку цитату афоризм)  излагает главную идею выступления. 

Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед  этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть.               

 Тезисная  форма и план выступления    

 Тезисная форма –  скелет выступления, его краткий  сюжет, в котором фиксируются  основные мысли оратора, подлежащие  в дальнейшем более полному  раскрытию уже во время произнесения  речи. Тезис - совокупность коротких  предложений, отражающих основные  смысловые моменты той или  иной идеи оратора. Тезисы образуют  тезисную форму в соответствии  со структурой речи.

Информация о работе Деловое общение